Говорит и показывает… Моцарт!
27 января весь мир слушает великую музыку Моцарта! А также читает, смотрит, думает о том прекрасном, что она несёт нам почти 260 лет; ибо композитору исполняется 265 – а начал он свою музыкальную деятельность чуть ли не с пелёнок.
У тех, кого этот день застал в столице нашей Родины, была возможность посетить Малый зал Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Там состоялся концерт, в котором Духовой квинтет Большого театра и Трио имени Рахманинова исполнял произведения композитора, написанные для необычного сочетания духовых инструментов с фортепиано, струнными и голосом. Были исполнены произведения, которые редко звучат на концертных площадках: ария «Vado, ma dove, oh Dei», Дуэт для скрипки и альта си-бемоль мажор, Соната для флейты и фортепиано до мажор и другие…
Моцарт – это не только великий композитор и музыкант-виртуоз, чьё искусство стало легендой ещё при его жизни. Само его имя стало символом гениальности и божественного вдохновения, а судьба – неисчерпаемым источником творчества других гениев – в самых разных видах искусства. Сегодня мы даже не отдаём себе отчёта, насколько явление под названием «Моцарт» органично вплетено в наш общечеловеческий культурный код…
О Вольфганге Амадее написано множество книг. Правда, если это не биографические исследования, то часто всё в них закручивается на сюжете «Маленьких трагедий». Таким образом, гений нашего Александра Сергеевича Пушкина перехватил «дирижёрскую палочку» и оказал чуть ли не решающее влияние на создание образа композитора в мировой культуре.
Известно, что Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, из преклонения перед Моцартом сменил имя «Вильгельм» на «Амадей» (Amadeus, «возлюбленный Бога»). Он, наверно, не знал, что композитор терпеть его не мог и всегда просил называть себя Вольфганг.
Но режиссёр Милош Форман наверняка знал. Тем не менее, свой фильм о Моцарте назвал «Амадей». Это и благозвучно, и символично, поскольку речь идёт действительно о Божием любимце.
Моцарт как персонаж породил целую плеяду произведений в кино. Это фильмы, так или иначе связанные с музыкальным гением композитора. Одни открывают новые детали из его жизни – отношения с друзьями и соперниками, драмы и моменты триумфа… Другие описывают героев, чья жизнь изменилась под влиянием его музыки.
Что можно посмотреть, если нет возможности сходить на концерт…
Из стареньких отечественных фильмов: «Моцарт и Сальери» (1962), — телепостановка одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова на сюжет «маленькой трагедии» А. С. Пушкина.
фильм «Моцарт и Сальери», 1962 г.
Также для ценителей оперы – «Волшебная флейта» (1975), художественный фильм режиссёра Ингмара Бергмана, экранизация одноимённой оперы Моцарта.
Любителям современных оперных постановок можно предложить весьма своеобразную экранизацию 2006 года. Перипетии «Волшебной флейты» перенесены на жуткое поле боя Первой Мировой войны, где героя преследуют отравляющие газы, рычащие танки и прочая фронтовая атрибутика, оригинальным образом разбавляющая классический сюжет.
Ингмар Бергман, «Волшебная флейта», 1975 г.
В фильме «К чему-то прекрасному» (2009) жизнь главной героини полностью преображается под влиянием случайно прослушанного «Реквиема»…
Американский комедийно-драматический сериал «Моцарт в джунглях» (2014) – в центре сюжета находится закулисная жизнь Нью-Йоркского филармонического оркестра.
«Так поступают все» (1996) – австралийская комедия о театральном режиссёре, ставящем оперу Моцарта «Cosi Fan Tutte» в психиатрической клинике.
Жан Люк Годар в 1996 году снял фильм, основной темой которого являются противоречия между искусством и реальной жизнью, между поэзией и прозой. Фильм называется «Моцарт – навсегда», и он предназначен для любителей философской лирики в кино, с неярко выраженным сюжетом.
И, наконец, если хочется чего-то яркого, но в то же время привычного и «родного» – известная картина Милоша Формана «Амадей», упомянутая выше.
В.А. Моцарт / опера «Свадьба Фигаро»
Универсальность Моцарта ещё и в том, что даже мы, со своей пандемией и всем надоевшим карантином, в 21 веке можем кое-что полезное вынести для себя из жизненного опыта маленького Вольфганга Амадея. Ну, вот, например… Моцарт, как, впрочем, и его сестра, никогда не ходил в школу. По всем предметам детей обучал их папа. И ведь у них не было компьютера с интернетом! На заметку папам и мамам будущих гениев: надо самим становиться учителями для своих любимых чад.
А чтобы не заболеть коронавирусом или поскорее вернуть себе форму, можно воспользоваться следующими знаниями: ученые открыли т.н. «эффект Моцарта» еще в 1993 году. Слушая его музыку, можно излечиться от серьёзных заболеваний и даже улучшить свои интеллектуальные способности; коровы под Моцарта дают больше молока, теплицы – лучший урожай, а также произведения Моцарта благоприятно влияют на микробактерии, которые способствуют разложению отходов, и еще музыкой Моцарта можно святить воду. Впрочем, последнее утверждение – не от учёных, а просто шутка.
В.А. Моцарт / ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»
Кстати, о шутках! Может быть, всё дело в невероятно развитом чувстве юмора у великого композитора? Причём, смех его – добродушный и лёгкий. И верно написал о музыке Моцарта швейцарский теолог Карл Барт: «Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта».
Добавим ещё слова Германа Гессе: «Моцарт… Это значит, что у мира есть смысл и смысл этот ощутим для нас в своём подобии — в музыке».
И пойдём – тихонько, на цыпочках, всем миром – слушаем и смотрим… Флейта ведь и в самом деле – волшебная…
Наталья Барышева