«Главное, не падай!»: какой вышла спортивная драма «Роднина»?

6 марта в российском прокате стартовал фильм «Роднина» — автобиографический фильм про успехи советской фигуристки Ирины Родниной. В картине показывают ключевые моменты её карьеры: партнёров, взлёты и падения, победы на Олимпиаде и не только. Рассказываем, каким получился свежий байопик, кто исполнил главные роли, и кем вдохновлены персонажи фильма.
Обложка: «ВайТ Медиа», «Голд Медиа», Иви, кинокомпании «Р1», телеканала «Россия 1», кинокомпании ТЕМП, при поддержке Фонда кино
«Не падай!»
Историю Ирины Родниной рано или поздно стоило бы рассказать на экране. За свою карьеру с 1969 по 1980 годы советская фигуристка ни разу не проигрывала соревнований. На счету Родниной три победы на олимпиаде и множество золотых медалей чемпионатов Европы и мира.
В картине зрителю показывают, как развивалась карьера фигуристки. Фильм начинается с 1955 года и тренировок ещё совсем маленькой Иры (Владислава Самохина). Нам сразу показывают её упорство и пробивной характер: несмотря на высокую температуру малышка рвётся на лёд и упорно хочет продемонстрировать своему папе (Игорь Петренко) аксель.
Спустя годы Ирина уже тренируется на катке ЦСКА со своим первым партнёром Михаилом Булановым (Фёдор Федотов). Здесь мы знакомимся с важной фигурой в жизни спортсменки. Станислав Жуков (Евгений Ткачук) (прототип Станислав Жук, которому, как и многим другим героям, изменили фамилию) — амбициозный и прямолинейный «физкультурник», который привёл фигуристку к статусу двукратной чемпионки Олимпиады с разными партнёрами. Несмотря на достаточно противоречивый реальный образ, в «Родниной» он представлен как человек с острым юмором и жёстким характером, искренне переживающий за своих учеников.
Кадр: «ВайТ Медиа», «Голд Медиа», Иви, кинокомпании «Р1», телеканала «Россия 1», кинокомпании ТЕМП, при поддержке Фонда кино
«Прекрати себя жалеть, Роднина!»
Молодые Буланов и Роднина несколько лет стабильно побеждают на соревнованиях, преодолевая ненависть западных зрителей к Советскому Союзу. Но из-за неожиданной болезни, настигшей Ирину, дуэт распадается. Фигуристка почти отчаивается и даже думает, что вернуться на лёд уже не сможет.
Её тренер настроен иначе и всеми силами старается вновь вдохнуть жизнь в девушку. Он настаивает на её возвращении и всячески этому способствует. Евгений Ткачук мастерски воплотил образ тренера на экране. Одно удовольствие наблюдать за тем, как он буквально вжился в своего персонажа — принципиального, но душевного Тренера с большой буквы.
Он подыскивает Родниной нового партнёра — Александра Зайцева (Иван Колесников). Это единственный персонаж, помимо Родниной, с настоящим именем. С ним Ирина возвращается в спорт и заново завоёвывает признание.
Кадр: «ВайТ Медиа», «Голд Медиа», Иви, кинокомпании «Р1», телеканала «Россия 1», кинокомпании ТЕМП, при поддержке Фонда кино
Фильм «Роднина» показывает не только тренировки и соревнования фигуристки. Здесь нашлось место и невзаимным чувствам Буланова, и отношениям с Александром Зайцевым, которые закончились замужеством и ребёнком. Особенно ироничны были неуместные шутки на торжестве от персонажа Марата Башарова: «Поцелуй придумали, чтобы вовремя закрыть женщине рот».
Свадьба стала важным моментом в карьере Ирины Родниной. После замужества Жуков поссорился со своими воспитанниками и отказался от дальнейшей работы с ними. Но отцовские чувства к подопечной ещё выстрелят, и он поможет ей преодолеть неуверенность в себе в важный для всей страны момент.
К сожалению, в фильме уделили время не всем спортивным достижениям фигуристки. Например, подробно показали только третью Олимпиаду в Америке, которая сопровождалась невероятным давлением со стороны Запада и прессы (что-то это нам напоминает). Про две предыдущие золотые олимпийские медали решили не упоминать. Их лишь перечислили в финале под реальные кадры с пьедестала в 1980 году.
Кадр: «ВайТ Медиа», «Голд Медиа», Иви, кинокомпании «Р1», телеканала «Россия 1», кинокомпании ТЕМП, при поддержке Фонда кино
Прототипы и процесс производства
«Роднина» основана на мемуарах Ирины Родниной «Слеза чемпионки», которые адаптировали Светлана Мигунова-Дали («Легенда № 17», «Жанна Дюбарри») и Анна Озар («На автомате»). Режиссёром выступил Константин Статский («Троцкий», «Мажор»). За достоверные костюмы отвечала Екатерина Арефьева («Красный призрак», «Легенда о самбо»). Продюсировали картину Тимур Вайнштейн и Юлия Сумачева («Слова пацана», «Библиотекарь»).
Фильм биографический, поэтому у всех персонажей на экране есть прототипы. Первый партнёр по фигурному катанию Алексей Уланов превратился в Михаила Буланова. Фигурист Олег Протопопов из конкурентной Родниной пары стал Алексеем Панкратовым (Даниил Воробьёв). В молодой тренерше Родниной и Зайцева, которая пришла на смену Жукову, легко узнаётся Татьяна Анатольевна Тарасова, в титрах значащаяся просто как Наталья Анатольевна.
Кадр: «ВайТ Медиа», «Голд Медиа», Иви, кинокомпании «Р1», телеканала «Россия 1», кинокомпании ТЕМП, при поддержке Фонда кино
Интересно фигурное катание? Прочитайте наши статьи про фильмы, сериалы и книги на эту тему:
- «Лёд 3»: любовь, коньки и драма
- Все на лёд: «Молодежка» возвращается
- Спортивные романы: горячие парни с клюшками и ничего больше?
«Роднина» кажется качественным байопиком, пусть даже и не все важные моменты в карьере героини показали на экране. Фильм снимали в лучших традициях российских спортивных драм, коих за последние десять лет сняли немало. Возможно, это порой мешает истории Ирины Родниной по-настоящему раскрыться.
А вам понравилась «Роднина»? Обсудить фильм можно в нашем Дзене.
Ксения Бабина