Гала-концерт звёзд мирового балета представил богатство танцевальной палитры
Классика и современная хореография. Традиции вне времени и экспериментальное искусство. Третий гала-концерт Севастопольского театра оперы и балета подготовил для зрителей немало сюрпризов. Новая площадка, привлечение оркестра и новых артистов, премьерные номера — всё это говорит о том, что организаторы проекта ищут новые формы и не останавливаются на достигнутом.
Впервые гала-концерт прошёл на открытой площадке. Новой локацией стал музей-заповедник «Херсонес Таврический». Па-де-де из балетов «Корсар», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Дочь Фараона», адажио из балета «Рапсодия» и отрывки из других легендарных классических произведений — стали основой программы. Перед зрителями выступили примы и премьеры Большого театра, МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Мариинского театра.
«Лебедь» в исполнении легендарной Светланы Захаровой завершает первое отделение программы. Впервые народная артистка России исполнила его, когда ей было всего 17 лет. Год спустя она уже заняла положение балерины в Мариинском театре.
За её руками-крыльями хочется наблюдать бесконечно — они с первой секунды приковывают взор, не отпуская до последнего. Тонкая драматургическая линия прослеживается и в уже совершенно другой танцевальной парадигме «Revelation» («Открытие»), показывая универсальность и смелость в экспериментах артистки. Этот номер был поставлен японским хореографом Мотоко Хираяма специально для примы Большого театра.
Настоящим открытием стало выступление артисток современного танца Виктории и Анастасии Михайлец, правда, с одной оговоркой — не для всех.
Сёстры Михайлец — солистки спектакля Егора Дружинина «Элен и Эльза», участницы шоу «Танцы» на ТНТ, проекта «So you think you can dance 14» (Лос-Анджелес, США), призёры международного конкурса артистов балета имени Григоровича (Москва).
Ценителям классического балетного искусства номера сестёр могли показаться неуместными или, как минимум, непонятными и шокирующими. Надломленность движений, резкость, отсутствие охвата всего сценического пространства — то, что может смутить зрителя, привыкшего к другому пониманию искусства.
Часто танцоры, отдающие предпочтение современной хореографии, акцентируют внимание на драматургии внутренней борьбы. Так и здесь — противостояние светлой и тёмной стороны человека откровенно читалось в одном из номеров. При этом отчётливо ощущалась балетная подготовка.
Далеко не «бой с тенью» — в центре драматургии номера Сергея Полунина «Встанем». Его герой, словно раненый боец, шёл до последнего в битве с неприятелем — падал и поднимался, делая всё возможное, чтобы приблизить победу.
Артист впервые выступил после продолжительного перерыва из-за полученной травмы — разрыва ахиллова сухожилия и последующего восстановления.
«Меня попросили исполнить этот номер, и я сам хотел здесь выступить. Очень хотелось наконец-то выйти на сцену и счастлив, что это происходит здесь, в Крыму. Это моя хореография под музыку и слова SHAMAN (Ярослав Дронов). Очень помогает, когда есть слова улавливать смысл и прочувствовать всё», — рассказал Сергей Полунин.
Любовь не только к Родине, но и к семье, сподвигнула некогда приму-балерину Баварского государственного балета в Мюнхене Ксению Рыжкову вернуться в МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Артистка жила в Германии 6 лет. Её первое выступление на Родине после возвращения — в гала-концерте в Севастополе.
«Разные причины для возвращения. Одна из них — семья. У нас с супругом двое детей. Им нужны бабушка с дедушкой. Кроме того, я бы хотела, чтобы мои дети жили в России. Это для меня важно. И в такой политической ситуации было непросто. Самым лучшим решением было возвращаться именно сейчас», — рассказывает Ксения Рыжкова. — Мой супруг — артист балета родом из Англии. Мне кажется, что он влюбился в русскую культуру. Ему это очень интересно. Это всегда видно на сцене».
Кого обычно не видно — музыкантов. Без них концерт не получился бы настолько ярким. Впервые на гала-концерте звучал живой оркестр — симфонический оркестр Крымской государственной филармонии при участии артистов оркестра Большого театра под чутким руководством Антона Гришанина. Заслуженный артист РФ рассказал о залоге успеха дирижёра и контакте с артистами на сцене.
«Как говорится, не голова в партитуре должна быть у дирижёра, а партитура в голове. Поэтому смотрю на движения, все запланированные, незапланированные моменты, которые мы отрепетировали. Это нормальный, хороший, интересный процесс!», — отмечает Антон Гришанин.
И напоследок ещё одним сюрпризом стал выход 32 воспитанников Академии хореографии в финальном номере вместе с артистами ведущих театров балета России. Наверняка такой опыт запомнится на всю жизнь и станет ещё одним стимулом связать свою жизнь с балетом.
Татьяна Руснак
Фото Светланы Аввакум