Меню

Фрески «северного Микеланджело» в объективе Юрия Холдина

By In Выставка, Музей-заповедник "Херсонес Таврический", События On 12.10.2018


Имя гениального автора фресок Дионисия ставят в один ряд с мастерами эпохи Возрождения. Уровень воплощения идеи в краске у русского художника вполне сопоставим с талантом его итальянских современников. Но если Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело знает весь мир, имя Дионисия известно немногим.

Московскому фотохудожнику Юрию Холдину удалось почти невозможное. Он не только запечатлел на фотокамеру все фрески древнерусского иконописца, которым более 500 лет. С помощью новаторских методов фотохудожник сумел передать их цвет, фактуру, объем и пропорции. Около 50 его работ представлены на выставке «Свет фресок Дионисия» в музее-заповеднике «Херсонес Таврический».

Работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

«Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом», — рассказала хранительница уникальных работ, руководитель фонда «Фрески Руси» Екатерина Данилова.

Фресковая живопись живет в сложном интерьерном пространстве. Чтобы избежать перспективных искажений и раскрыть все великолепие замысла Дионисия, фотохудожник искал точку съемки под каждую композицию. Затем он поднимался на мобильные леса, используемые при реставрации. Высота достигала 15-20 метров.

Благодаря кропотливой работе образы святых на фотографиях Юрия Холдина можно рассмотреть во всех деталях, что зачастую нельзя сделать в самом монастыре. Фресковая живопись занимает большую площадь – 600 кв. м. Экскурсии длятся лишь 15 минут. За это время удается сложить только общее впечатление.

Фрески выполнены с учетом архитектурных особенностей здания. Рисунки отличаются гибкостью линий и в то же время лаконичностью, а также многолюдностью и динамикой. Изображения выглядят невесомыми и словно устремляются вверх.

В работе Дионисия чувствуется мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, светло-зеленые, небесно-голубые, желтые и розовые оттенки.

«Фрески и раньше фотографировали, однако без художественного подхода и только ночью, чтобы избежать влияния переменчивого дневного света. Юрий Холдин увидел при какой освещенности можно получить колористическую полноту. Она раскрывается в полдень, когда температура света составляет 5500 К. В это время теплые и холодные цвета «не спорят» друг с другом», — рассказала Екатерина Данилова.

Фотохудожник фотографировал роспись монастыря на протяжении 7 лет. Учитывая, что снимать не всегда получалось в полдень, он специально выстраивал нужный свет во время своей работы.

Юрий Холдин прибегал к разным методам съемки. К примеру, поднимался на строительные леса, создавал композицию, после чего спускался вниз и нажимал на прибор дистанционного управления, чтобы сработал затвор фотокамеры.

Московский фотохудожник ушел из жизни в 2007 году, но его творчество будет жить еще долго.

Насколько точно Юрий Холдин передал мягкость оттенков и объем уникальных фресок, можно увидеть до 11 ноября в зале временных выставок здания Византийской экспозиции. Экспозиция работает со среды по воскресенье с 9:00 до 17:00. Вход на выставку — свободный.

Татьяна Руснак
Фото автора