Фрески «северного Микеланджело» в объективе Юрия Холдина

12-10-2018 19:28

Имя гениального автора фресок Дионисия ставят в один ряд с мастерами эпохи Возрождения. Уровень воплощения идеи в краске у русского художника вполне сопоставим с талантом его итальянских современников. Но если Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело знает весь мир, имя Дионисия известно немногим.

Московскому фотохудожнику Юрию Холдину удалось почти невозможное. Он не только запечатлел на фотокамеру все фрески древнерусского иконописца, которым более 500 лет. С помощью новаторских методов фотохудожник сумел передать их цвет, фактуру, объем и пропорции. Около 50 его работ представлены на выставке «Свет фресок Дионисия» в музее-заповеднике «Херсонес Таврический».

Работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

«Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом», — рассказала хранительница уникальных работ, руководитель фонда «Фрески Руси» Екатерина Данилова.

Фресковая живопись живет в сложном интерьерном пространстве. Чтобы избежать перспективных искажений и раскрыть все великолепие замысла Дионисия, фотохудожник искал точку съемки под каждую композицию. Затем он поднимался на мобильные леса, используемые при реставрации. Высота достигала 15-20 метров.

Благодаря кропотливой работе образы святых на фотографиях Юрия Холдина можно рассмотреть во всех деталях, что зачастую нельзя сделать в самом монастыре. Фресковая живопись занимает большую площадь – 600 кв. м. Экскурсии длятся лишь 15 минут. За это время удается сложить только общее впечатление.

Фрески выполнены с учетом архитектурных особенностей здания. Рисунки отличаются гибкостью линий и в то же время лаконичностью, а также многолюдностью и динамикой. Изображения выглядят невесомыми и словно устремляются вверх.

В работе Дионисия чувствуется мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, светло-зеленые, небесно-голубые, желтые и розовые оттенки.

«Фрески и раньше фотографировали, однако без художественного подхода и только ночью, чтобы избежать влияния переменчивого дневного света. Юрий Холдин увидел при какой освещенности можно получить колористическую полноту. Она раскрывается в полдень, когда температура света составляет 5500 К. В это время теплые и холодные цвета «не спорят» друг с другом», — рассказала Екатерина Данилова.

Фотохудожник фотографировал роспись монастыря на протяжении 7 лет. Учитывая, что снимать не всегда получалось в полдень, он специально выстраивал нужный свет во время своей работы.

Юрий Холдин прибегал к разным методам съемки. К примеру, поднимался на строительные леса, создавал композицию, после чего спускался вниз и нажимал на прибор дистанционного управления, чтобы сработал затвор фотокамеры.

Московский фотохудожник ушел из жизни в 2007 году, но его творчество будет жить еще долго.

Насколько точно Юрий Холдин передал мягкость оттенков и объем уникальных фресок, можно увидеть до 11 ноября в зале временных выставок здания Византийской экспозиции. Экспозиция работает со среды по воскресенье с 9:00 до 17:00. Вход на выставку — свободный.

Татьяна Руснак
Фото автора

Loading



Свет фресок Дионисия, Юрий Холдин,

Поделиться:

Похожие посты

«Скуф» и «альтушка»: От мема до «игры года»

Неопрятный мужчина за тридцать и яркая неформалка — ну чем не пара? «Скуф» и «альтушка» из локальной шутки быстро стали популярным мемом и ненамеренной рекламой «Госуслуг». А недавно по истории их «любви» ещё и сделали игру. О причудливых «субкультур

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Темный дворецкий»: чем порадовал новый 4 сезон?

Спустя много лет ожидания, в 2024 году поклонники аниме «Темный дворецкий» наконец дождались продолжения. Над постановкой работал Кэндзиро Окада, а над сценарием — автор предыдущих серий аниме Хироюки Ёсино. История об альтернативном Лондоне XIX века

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

Новости ForPost

Метки

Клим Шипенко фильмы театр Netflix мода и стиль сериалы 2023 Российские сериалы Фёдор Достоевский Balenciaga театр Луначарского 9 мая Конкурс красоты живопись Херсонес Таврический спектакль фильмы 2024 Золотая балка Dior Тейлор Свифт Севастопольский ТЮЗ СевТЮЗ Модный показ изоляция хоррор балет Херсонес СЦКиИ выставки Молодёжь Севастопольский театр оперы и балета День ВМФ кинофестиваль Святой Владимир Афиша Севастополя карантин Louis Vuitton Неделя моды Аниме Фестиваль «Таврида — АРТ» 8 марта художники Балаклава рецензия Андрей Маслов Новый год Крым Александр Петров мультфильмы 2023 «Оперные вечера в Севастополе» Динопарк куда сходить Театральная улица концерт Неделя моды в Париже Мода Михаил Булгаков музыка 2023 праздник творчество Музей обороны Севастополя Большой севастопольский офицерский бал опера кино Театр Лавренёва выставка книги Дворец культуры рыбаков фильмы 2023 российские фильмы "Кинопоиск" музыка Федюхины высоты спектакли фестиваль арт-отель "Украина" Море игры 2023 Театр им. Кукол мультфильмы мастер-классы День Победы коронавирус Санкт-Петербург ЦГБ им. Л.Н.Толстого Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Картины Конкурс "Живая классика" Севастополь ДКР Психо Дель Арт искусство театр драмы "Психо Дель Арт" Фонд «Живая классика» Ольга Панкратова Григорий Лифанов фестиваль «Природа Искусства» поэзия Театр имени Луначарского Достоевский Музеи онлайн Сергей Безруков