«Французский вестник»: красота превыше всего
Мастер чудаковатого и эстетичного кино Уэс Андерсон представил свою новую картину. И этот фильм красив настолько, что его впору разбирать на кадры и вешать их в галереях. Но можно ли похвалить другие аспекты киноленты? Или красота всё же требует жертв?
«Всё началось с каникул» — с этой незамысловатой фразы начинается рассказ о журнале «Французский вестник». В прошлом невзрачное приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан», в настоящем — одно из самых уважаемых и читаемых изданий мира. Но вот его главный редактор умирает, а в завещании настоятельно просит убить и своё детище. О последнем выпуске этого великого журнала и рассказывает фильм.
А если быть предельно точным, то выпуск — и есть фильм. Начало киноленты — это колонка редактора, где зрителю рассказывают о журнале и его работниках. Далее с помощью путевого очерка нас знакомят с местом действия фильма — вымышленным французским городком Аннуи. После этого начинается основная часть картины, разбитая на три увлекательные статьи.
Материал под названием «Железобетонный шедевр» повествует нам о гениальном художнике Моузесе, отбывающего срок за убийства с особой жестокостью. Но его картины так хороши, что вызывают настоящий ажиотаж за пределами тюрьмы и привлекают на сторону творца богатых союзников, у которых есть свои цели и требования.
В статье «Поправки к манифесту» журналистка Люсинда Кременц (её роль играет несравненная Фрэнсис Макдорманд) рассказывает о студенческих акциях протеста. Будучи свидетелем мини-революции, она знакомится с юношами и девушками, которые жаждут свободы и отличающихся достаточной смелостью для отстаивания своих прав.
В заключительной истории — «Приватная столовая комиссара полиции» авторства Ройбака Райта — идёт речь о похищении комиссарского сына. Единственное требование преступников — устранить опасного для них счетовода мафии. Но комиссар не отчаивается и ищет способы спасти своего мальчика.
Каждая из историй прекрасно раскрывает главных действующих лиц — журналистов. Но вот второстепенные персонажи довольствуются лишь ролью массовки (некоторые из них в неизменном виде перекочевали из других фильмов режиссёра). Зачастую они — лишь объекты описания с парой реплик. Из-за этого истории цепляют не так сильно, как того бы хотелось.
Сама структура сюжета многим также покажется неудачной, но с этой точкой зрения непросто согласиться. Композиция картины оригинальна и органично вписана в общую концепцию. Каждая история заканчивается появлением главного редактора (на тот момент ещё живого), который выполняет роль связующего звена. С непривычки подобный сюжет воспринимается в штыки, но Уэсу Андерсону не впервой представлять свою историю в необычном виде. Вспомним тот же «Отель Гранд Будапешт» с формой «рассказ внутри воспоминания внутри рассказа».
Есть у «Французского вестника» аспект, к которому очень сложно придраться. И это визуальный стиль режиссёра – в этом фильме, кажется, он достиг своего апогея. Изначально Уэс Андерсон задумывал мюзикл, и это ощущается буквально в каждом кадре: действию придана театральность, а городок Аннуи напоминает огромную декорацию. Добавим к этому прекрасно подобранную цветовую гамму, заигрывания со стилистикой нуара и изобретательную операторскую работу. «Французский вестник» можно смело назвать визуальным шедевром.
При этом режиссёр не изменяет себе: перед нами ещё одна самобытная фантасмагоричная сказка, но снятая на порядок искуснее. Ведь кто ещё может позволить себе скомпоновать фильм как выпуск журнала? Кому ещё придёт в голову экранизировать не романы, а репортажи и очерки? Андерсон вновь идеально соблюдает баланс оригинальности и фирменного стиля. Если вы поклонник его творчества — пропустить этот фильм будет огромной ошибкой. Если нет — никогда не поздно им стать.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru