От Питера к Гурзуфу: Севастополь увидел фовистские пленэры Владислава Разгулина

Персональную выставку (6+) петербургского художника Владислава Разгулина представили в Севастополе. Для него крымский свет стал поворотным моментом творческой биографии. Экспозиция объединяет работы последнего года, написанные в Гурзуфе, и демонстрирует радикальную трансформацию живописной манеры под влиянием южного солнца.
Обложка: Руслан Микаилов
Художник использует знаменитое выражение Константина Коровина: «В Крым ездят палитру почистить».
«Здесь палитра очищается, и ты приходишь к открытым цветам. Я за счёт моей поездки в Крым почистил палитру так, что в итоге пришёл к таким цветовым решениям», — рассказывает живописец.
Главная его особенность — использование открытых, несмешанных цветов. Порой слишком яркие синие, зелёные, жёлтые, красные, фиолетовые тона звучат в полную силу, буквально кричат, создавая праздничную, почти фовистскую атмосферу.
«Крым очень яркий сам по себе, и открытыми цветами легче этого добиться», — объясняет Разгулин свой метод, считая себя реалистом. — «У нас нет такой краски, чтобы изобразить яркое солнце и контраст теней. Поэтому открытыми цветами это легче сделать».
Эта установка определяет всю визуальную логику работ. Художник не стремится к тональной гармонии в академическом смысле — он ищет цветовую правду южного света, где тени синие и фиолетовые, зелень взрывается изумрудом, а море переливается от ультрамарина до бирюзы.
Гурзуф как художественная вселенная
Все представленные на выставке работы написаны в Гурзуфе — месте с богатейшей художественной историей. Здесь находился Дом творчества художников, сюда приезжали поколения живописцев, и Разгулин сознательно вписывается в эту традицию.
«Я знал эти места по картинам других художников, потому что там всё время рисовали. Мне нравится сочетание природы и архитектуры — для меня это как история. Чтобы не просто голая природа была, а ситуация, люди ходили, что-то такое, жизнь какая-то», — рассказывает художник.

Фото: Руслан Микаилов
К примеру, на одной из работ изображена аллея гурзуфского парка, залитая солнцем. Композиция строится на контрасте тёплого света, пронизывающего кроны деревьев, и холодных фиолетово-синих теней. Фигуры прогуливающихся людей написаны обобщённо, но создают ощущение жизни и движения.
Зелень деревьев варьируется от тёмно-изумрудной до лимонно-жёлтой, передавая игру света. Художник не боится положить рядом несмешанные зелёный, жёлтый, синий — они не конфликтуют, а создают вибрацию света. Розовые блики на дорожке и белоснежные пятна солнечных просветов усиливают ощущение яркого полуденного освещения.
От Матисса до Сарьяна
Разгулин открыто признаёт своих учителей и ориентиры. На вопрос о художественных параллелях он называет Анри Матисса и Альбера Марке — французских фовистов, друзей, работавших на Средиземноморье.
«Я их люблю, обожаю. Не против такого прекрасного сравнения», — признаётся художник.
Из советских авторов он упоминает армянского живописца Мартироса Сарьяна. Однако Разгулин подчёркивает, что живопись Сарьяна выполнена в более пастельных цветах, чем на его холстах, у художника же из Северной столицы, как он сам отмечает, больше яркости. Но по подходу, по пониманию цвета он близок к армянскому художнику.

Фото: Руслан Микаилов
И действительно, в работах Разгулина чувствуется фовистская радость чистого цвета, матиссовская декоративность, сарьяновская любовь к солнцу. Но есть и собственная интонация — более непосредственная, более этюдная, лишённая стилизации. Разгулин работает широким, свободным мазком. Форма не прорисовывается детально, а строится крупными цветовыми плоскостями. Контуры обобщены, детали намечены лишь там, где это необходимо для узнаваемости мотива.
Художник не боится оставлять видимым холст, не закрашивает его полностью — часто светлая основа просвечивает между мазками, усиливая ощущение света и воздуха. Это придаёт работам лёгкость, этюдную свежесть.
«Я на солнце уже подсел, мне хочется именно такие цвета видеть», — признаётся Разгулин.

Фото: Руслан Микаилов
В Петербурге, где художник живёт, нет такого солнца, соответственно, таких контрастов и цветов. Он пишет и там, но основная работа происходит в Крыму, весной и осенью, когда свет особенно чист и ярок, а туристический сезон ещё не начался или уже закончился. Все представленные на выставке работы созданы в течение последнего года. Художник проводит на полуострове недели и месяцы, работает каждый день.
От металла к живописи: творческий путь
Владислав Разгулин родился в городе Волжский Горьковской области (ныне Нижегородской), на Волге. После армии окончил техникум народных промыслов в Красном Селе по специальности «художественный металл», затем поступил в Санкт-Петербургскую художественную академию им. Штиглица на факультет художественного металла.
Двадцать лет совмещал металл и живопись, всё время писал параллельно с основной работой. В 2009 году, осознав, что сложно углубиться, если заниматься и тем, и другим, и принял решение выбрать живопись. С этого момента он работает только как живописец.

Фото: Руслан Микаилов
Первая поездка в Крым в 2014 году стала поворотной. За одиннадцать лет художник создал обширную крымскую серию, превратив южный свет в главную тему своего творчества. Из ремесленника и прикладника он стал чистым живописцем.
Для Севастополя, привыкшего к академической маринистике и патриотическим полотнам, эта выставка — глоток свежего воздуха. Разгулин напоминает, что искусство может быть простым и честным: увидел свет, почувствовал цвет, написал. И в этой простоте — вся сложность настоящей живописи.

Фото: Руслан Микаилов
Посмотреть картины художника можно в выставочном зале художественных мастерских до 8 ноября включительно по адресу ул. Репина, 21. Вход свободный, с понедельника по субботу, с 11:00 до 15:00.
Руслан Микаилов
![]()
