«Фоменки» на проклятом Севере: мир контрастов и вечных вопросов

04-06-2018 01:07

2 и 3 июня в Севастополе проходили гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко». В прошлом году давали «Испанцев в Дании». В этот раз на сцене театра имени Лавренёва разворачивалась новая история – театральное сочинение «Проклятый Север». 3-я стажёрская группа «Мастерской Петра Фоменко» взяла за основу глубокую простоту и очевидную философию рассказов Юрия Казакова. Спектакль Полины Айрапетовой – это переплетение контрастов и незамысловатых сюжетов о людях из разных миров. Кто-то тоскует о суете больших городов, а кто-то бежит от цивилизации на дальний Север, желая обрести нечто живое и настоящее…

Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович в одном из своих интервью назвал Фоменко «гением простоты». «Проклятый Север» в постановке молодого режиссёра Полины Айрапетовой – это уверенное продолжение традиций, заложенных однажды Петром Наумовичем. На фоне простых и статичных декораций происходит честное и очень человеческое проживание казаковских новелл.

«В чём счастье?» — этим вопросом наполнено естество каждого из героев, приезжающего на дальний Север. Измотанные суетой каменных джунглей, они бегут на край Земли, останавливаются в домах у поморов, пьют водку, говорят о творчестве, пишут рыбаков, рассуждают о народе, об искусстве. Вся суть их существования укладывается в одну фразу, отправленную писателем Кудрявцевым в глубь северного неба: «Неважно, сколько мы проживем – 20, 30, 50 или 70 лет. Главное, сколько в жизни у каждого будет вот таких ночей». Здесь ночами обостряются чувства и преломляется ощущение несовершенного мира. Молоденькая невзрачная учительница готова раствориться в пьющем ветеринаре, а насытившейся столичной жизнью девушке кажется, что она любит бедного непризнанного художника.

По принципу контрастов Полина Айрапетова выстроила совершенно два противоположных мира: поморов, живущих вне социума, но при этом внутренне самодостаточных и детей богемы, жаждущих на краю мира вдохновения и свежих впечатлений. Рыбацкие сети в этом спектакле – очень яркий образ большого и непреодолимого препятствия в попытке понять друг друга. Лучше и не пытаться, ибо попадешь в сети неразрешимых противоречий.

«Так создан мир. Каждому своё» — слова официантки в блестящем исполнении Марии Большовой звучат как лейтмотив всего спектакля. Действительно, каждому своё. Каждый несёт свой крест. И каждый счастлив или несчастлив по собственному желанию. Можно ли найти счастье на дальнем Севере, если в первую очередь не смог найти его в себе? Счастливым всегда будет кто-то другой. «Счастливые. Живёте на море», — с лёгкой завистью говорит официантке москвичка Вика. Через все эти пласты человеческой драмы проступает жизнь, над которой иногда не грех и посмеяться.

В холодном прозрачном воздухе витают высокие идеи и невольно тянет на творческие подвиги. Бегущие от суеты, попадают в сети непонимания, но путаясь в них, продолжают надеяться на чудо. Эта история может по началу показаться вялотекущей, но потом понимаешь, что всё происходит в такт самой жизни дальнего Севера. Пусть здесь всё неспешное, но запредельно настоящее и по-своему красивое. Жизнь идёт своим чередом, а ты смотришь на северное сияние и слышишь дыхание вечности. Это засыпает проклятый Север…

Арсений Веденин
Фото fomenko.theatre.ru, afisha.ru, timeout.ru

 289 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Не ограничиваясь полумерами: Достоевский погружается в «человеческие болезни» до дна

25 января отмечается День российского студенчества. И именно в этот праздник один из самых любимых молодёжью спектаклей театра имени Лавренёва «Отец мой Карамазов» вы сможете увидеть по «студенческой цене». Зачем режиссёр постановки привёл зрителей в

На очередной лекции-концерте зрителям раскроют тайны оперного театра Европы XVIII-XIX веков

Знаете ли вы, зачем нужны реформы в оперном театре, как композитор Глюк изменил оперу, почему единственную оперу Бетховена называют «оперой спасения», и кем была «бессмертная возлюбленная», к которой обращены его письма? Об этом и других секретах евр

King's Man: шпионаж с привкусом клюквы

Спустя несколько переносов, новое детище Мэттью Вона наконец-то увидело свет. И пока одни зрители рады возвращению балагурного шпионского боевика, другие воспринимают подзаголовок «Начало» как начало конца. Картина изящно рассказывает нам предысто

В Севастополе набирают актёров в труппу первого профессионального уличного театра

30 января, в 12:00, в Севастополе пройдет набор актёров в труппу профессионального уличного театра «Мягкий знак». В рамках проекта начиная с мая каждые выходные на севастопольских улицах будут проходить спектакли. Принять участие в кастинге может каж

«Последний богатырь: Посланник Тьмы»: сказка для неприхотливых

Пока славянское фэнтези начинает робко заявлять о себе в поп-культуре, наши киноделы дают мастер-класс по тому, как загнать жанр обратно в забвение. И вот уже третий по счёту, но всё ещё последний «Богатырь», становится их главной жертвой. Пожалуй, н

Новости ForPost

Метки

Психо Дель Арт 75 лет Победы Международный день танца благотворительность живопись фестиваль Таврида-АРТ Театр Лавренёва кино художники Севастопольский театр оперы и балета выставка Большие гастроли 9 мая творчество Опера в Херсонесе Достоевский «Эхо БДФ» Санкт-Петербург Великая Отечественная война художник балет Музеи онлайн театр Большой севастопольский офицерский бал Афиша Севастополя Херсонес Живая классика кинофестиваль Святой Владимир Театр им. Кукол коронавирус Конкурс красоты СевТЮЗ «Оперные вечера в Севастополе» Дворец культуры рыбаков Анна Каренина искусство Федюхины высоты Конкурс "Живая классика" онлайн-марафон театр драмы "Психо Дель Арт" Балаклава мастер-классы Крым День Победы Театральная улица спектакли изоляция Театр имени Луначарского Динопарк Фонд «Живая классика» арт-отель "Украина" Сергей Безруков День ВМФ спектакль дети Валерий Либа Александр Петров Море танцы выставки ДКР пандемия Андрей Маслов карантин Молодёжь Zакрытый покаZ концерт поэзия Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Клим Шипенко Севастополь Лев Толстой Виталий Либа самоизоляция шоу История Новый год Картины Эрмитаж VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Херсонес Таврический опера Крымская весна книги Мариинский театр Михаил Булгаков СЦКиИ Крымский военно-исторический фестиваль Золотая балка Ольга Панкратова Григорий Лифанов Сергей Шнуров Севастопольский военно-исторический музей-заповедник театр Луначарского музыка фильмы праздник Севастопольский ТЮЗ Фёдор Достоевский