«Фоменки» на проклятом Севере: мир контрастов и вечных вопросов

04-06-2018 01:07

2 и 3 июня в Севастополе проходили гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко». В прошлом году давали «Испанцев в Дании». В этот раз на сцене театра имени Лавренёва разворачивалась новая история – театральное сочинение «Проклятый Север». 3-я стажёрская группа «Мастерской Петра Фоменко» взяла за основу глубокую простоту и очевидную философию рассказов Юрия Казакова. Спектакль Полины Айрапетовой – это переплетение контрастов и незамысловатых сюжетов о людях из разных миров. Кто-то тоскует о суете больших городов, а кто-то бежит от цивилизации на дальний Север, желая обрести нечто живое и настоящее…

Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович в одном из своих интервью назвал Фоменко «гением простоты». «Проклятый Север» в постановке молодого режиссёра Полины Айрапетовой – это уверенное продолжение традиций, заложенных однажды Петром Наумовичем. На фоне простых и статичных декораций происходит честное и очень человеческое проживание казаковских новелл.

«В чём счастье?» — этим вопросом наполнено естество каждого из героев, приезжающего на дальний Север. Измотанные суетой каменных джунглей, они бегут на край Земли, останавливаются в домах у поморов, пьют водку, говорят о творчестве, пишут рыбаков, рассуждают о народе, об искусстве. Вся суть их существования укладывается в одну фразу, отправленную писателем Кудрявцевым в глубь северного неба: «Неважно, сколько мы проживем – 20, 30, 50 или 70 лет. Главное, сколько в жизни у каждого будет вот таких ночей». Здесь ночами обостряются чувства и преломляется ощущение несовершенного мира. Молоденькая невзрачная учительница готова раствориться в пьющем ветеринаре, а насытившейся столичной жизнью девушке кажется, что она любит бедного непризнанного художника.

По принципу контрастов Полина Айрапетова выстроила совершенно два противоположных мира: поморов, живущих вне социума, но при этом внутренне самодостаточных и детей богемы, жаждущих на краю мира вдохновения и свежих впечатлений. Рыбацкие сети в этом спектакле – очень яркий образ большого и непреодолимого препятствия в попытке понять друг друга. Лучше и не пытаться, ибо попадешь в сети неразрешимых противоречий.

«Так создан мир. Каждому своё» — слова официантки в блестящем исполнении Марии Большовой звучат как лейтмотив всего спектакля. Действительно, каждому своё. Каждый несёт свой крест. И каждый счастлив или несчастлив по собственному желанию. Можно ли найти счастье на дальнем Севере, если в первую очередь не смог найти его в себе? Счастливым всегда будет кто-то другой. «Счастливые. Живёте на море», — с лёгкой завистью говорит официантке москвичка Вика. Через все эти пласты человеческой драмы проступает жизнь, над которой иногда не грех и посмеяться.

В холодном прозрачном воздухе витают высокие идеи и невольно тянет на творческие подвиги. Бегущие от суеты, попадают в сети непонимания, но путаясь в них, продолжают надеяться на чудо. Эта история может по началу показаться вялотекущей, но потом понимаешь, что всё происходит в такт самой жизни дальнего Севера. Пусть здесь всё неспешное, но запредельно настоящее и по-своему красивое. Жизнь идёт своим чередом, а ты смотришь на северное сияние и слышишь дыхание вечности. Это засыпает проклятый Север…

Арсений Веденин
Фото fomenko.theatre.ru, afisha.ru, timeout.ru

 660 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Сериал «Король и Шут»: не докудрама, а мрачная сказка

Отечественные студии продолжают радовать нас новыми проектами. Не так давно мы обсуждали попытку экранизировать жизнь Фаины Раневской — работа спорная, хоть и качественная

Мандалорец, 3 сезон: в одну реку трижды

Пока большинство новых проектов по «Звёздным войнам» смешивают с грязью, «Мандалорец» уже два сезона подряд радует аудиторию. В день выхода первой серии нового сезона выясняем, получилось ли сериалу удержать планку качества.

Подробнее

Что послушать? Музыкальные новинки февраля

Зима постепенно подходит к концу, но обещает остаться в памяти новинками игр и кино. От Чебурашки и до

Новости ForPost

Метки

творчество СевТЮЗ музыка рецензия фильмы Театр им. Кукол 9 мая Санкт-Петербург Херсонес фильмы 2023 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Конкурс красоты Сергей Безруков Фёдор Достоевский театр драмы "Психо Дель Арт" Виталий Либа Картины дети Море Таврида-АРТ спектакль Мариинский театр изоляция Музей обороны Севастополя праздник 75 лет Победы карантин Балаклава концерт фестиваль Психо Дель Арт кино Валерий Либа Лев Толстой кинофестиваль Святой Владимир Сергей Шнуров опера Севастопольский театр оперы и балета книги Фонд «Живая классика» фестиваль «Природа Искусства» Андрей Маслов Театр Лавренёва Большой севастопольский офицерский бал История живопись поэзия Дворец культуры рыбаков арт-отель "Украина" Бесы СЦКиИ Фестиваль «Таврида — АРТ» спектакли искусство Крым Григорий Лифанов театр Луначарского Александр Петров Молодёжь Опера в Херсонесе Клим Шипенко Федюхины высоты ДКР День ВМФ танцы Мастер и Маргарита «Оперные вечера в Севастополе» Достоевский коронавирус игры 2023 ЦГБ им. Л.Н.Толстого выставка День Победы Аниме Ольга Панкратова Мода Конкурс "Живая классика" Севастопольский ТЮЗ Севастополь художники Россия Театральная улица театр мастер-классы Херсонес Таврический Михаил Булгаков Театр имени Луначарского Анна Каренина Живая классика Динопарк Золотая балка сериалы 2023 художник выставки Эрмитаж Музеи онлайн Крымский военно-исторический фестиваль Афиша Севастополя балет Новый год