Философия акварели: в Севастополе открылась выставка Владимира Проценко
На минувшей неделе в арт-отеле «Украина» открылась выставка севастопольского живописца Владимира Проценко (1940 – 2018). Впервые творчество Владимира Васильевича – художника, педагога, философа – представлено на выставке так полно: и акварелью, и фигуративной живописью, и абстрактными работами. Большинство произведений искусства выставляется впервые. Масляная живопись Владимира Проценко станет открытием, наверно, даже для друзей.
О работах Владимира Васильевича писать сложно. Его акварели и холсты сами выбирают себе зрителя. И не просто им соответствовать. Вдумчивый наблюдатель, тонко чувствующий рисовальщик, нежный колорист, он «во всем хотел дойти до самой сути». К какой бы теме, жанру не обращался Владимир Проценко – это разговор о времени и пространстве, это мастерство и эксперимент.
Его пейзажи просты и бесхитростны, но только на первый взгляд. В них редко встречаются люди, но всегда ощущается присутствие художника.
Вот художник пишет уходящий Севастополь и Крым. Все меньше остается таких нетронутых уголков природы и города. К исчезнувшему дому начала прошлого века на мысе Хрустальном, к небольшим кораблям-труженикам Владимир Васильевич возвращался особенно часто – они были дороги ему воспоминаниями детства.
Знакомые мотивы – букет полевых цветов, лодки у акведука Аполлоновки, двухэтажные домики Стрелецкой бухты – хранят в себе трепетность любования, глубину раздумий. Первые лучи солнца Южного берега Крыма, синие тени на завороженном свету, задумчивое парение облаков, одухотворенность скал – вслед за автором так радостно и счастливо осознавать себя частью природы.
Особое место в творчестве художника – пейзажи с лошадьми. Разные по цвету, они едины общей тональностью – задумчивости, лиричности – и связанностью со сложными переходными состояниями природы. Херсонесские же пейзажи – это философские раздумья о смысле бытия, о вечности.
Натюрморты Проценко – это преимущественно букеты. Но о них не скажешь «мертвая натура». Саму душу цветка, особую жизнь букета, кажется, передает нам автор. Каждый букет имеет свое настроение: праздничный, словно новогодний, торжественно пламенеющий, грустный, как символ прощания. Каждый из них живет своей особенной жизнью, словно растворяется в таинственном сумраке. Художник сумел заметить эту «тихую жизнь» и поделился этой тайной с нами. Иногда к букету цветов добавлены плоды, и тогда в этой роскоши сопоставлений цветов и форм – методичный эксперимент. Натюрморт чаще всего был творческой лабораторией автора.
Акварельная техника Владимира Васильевича настолько красива, что можно изумляться каждому мазку, нежной певучести потека краски. Сама суть акварели, ее достоинства перед всеми остальными техниками предстают перед нами. И понимаешь, что мимолетность, трепетность, сиюминутность может передать только она. В ней и осталась жить удивительная душа художника.
Татьяна Сайгушкина, искусствовед