«Фикбук» против всех: как фанфики запретили в России

25-07-2024 17:56
Фикбук заблокировали

Только два месяца назад мы писали о запрете «Клуба Романтики» на территории РФ, как теперь на очереди — «Фикбук». Но в отличие от первых, создатели «Фикбука» всё же придумали, как продолжить работу. Рассказываем, как на это отреагировали пользователи и Роскомнадзор.

Обложка: Deposit Photos

Обо всём по порядку

12 июля все СМИ облетела новость: в России заблокировали «Фикбук». Чтобы понимать контекст, немного расскажем о самой платформе. Это самый крупный российский сайт, где пользователи могут публиковать свои истории по мотивам книги/сериала/фильма/мультфильма или использовать в качестве героев прототипы реальных знаменитостей. Такие произведения принято называть «фанфиками», от английского слова «fan-fiction» («фанатский вымысел»).

И пока кто-то считает такое хобби несерьёзным, истории из фанфиков обретают популярность, и даже получают экранизации. Да-да, знаменитые «50 оттенков серого» — фанфик по «Сумеркам», а фильм «После» вообще изначально рассказывал выдуманную историю о певце Гарри Стайлсе. Известные в нулевых «Орудия смерти» — фанфик о Драко Малфое.

Феномен, кстати, совсем не новый: Александра Рипли с благословения наследников Маргарет Митчелл дописала продолжение к «Унесённым ветром». Так в 1991-ом году свет увидела книга «Скарлетт», а в 1994-ом её экранизировали.

Экранизации фанфиков
Кадр: Sony Pictures Entertainment, Inc.

В разнообразии фанатского творчества легко потеряться, и «Фикбук» нашёл выход из ситуации. Чтобы читатель мог быстро найти полюбившийся жанр и произведения по конкретному фэндому (прим. ред. — сообщество фанатов чего-либо), на сервисе существует система тегов. Где-то это классификация по основной любовной линии или её отсутствию. А где-то определённые дисклеймеры («смерть персонажа», «насилие» и т.д.). Пользователи могут лайкать истории, оставлять комментарии и даже стать редактором с разрешения автора.

С места событий

И вот, наступает июль, а «Фикбук» блокируют. Роскомнадзор ограничивает доступ к ресурсу для пользователей России. Сами разработчики заявили — произошло недоразумение, и они уже работают над тем, чтобы это исправить. Поклонники затаили дыхание и ждали развязки семь дней, прежде чем создатели «Фикбука» дали новый комментарий. Что же они могли предпринять в таком случае?

Первый подходящий кейс был от платформы с азиатскими комиксами — «Мангалиб». Когда сервис попал в «немилость», они решили проблему просто: перенесли весь запрещённый контент на отдельный сайт. Следующим на очереди стал «Клуб Романтики».

«Клуб Романтики» ВСЁ? Приложение внесли в реестр запрещённых ресурсов

 

Клуб романтикиФото: Your Story Interactive

Эти ребята оказались радикальнее всех, и выждав совсем немного, объявили в сообществе: «Мы пришли к выводу, что ценности нашей компании и сама суть историй, <…> не позволяют нам удалить этот контент. Наши сердца разрываются за всех наших любимых российских фанатов, потому что именно с вами КР вырос и стал феноменом. Мы глубоко сожалеем о необходимости принять это тяжёлое решение, которое касается нашей любимой аудитории в России».

Мы не жалкие букашки!

Кто бы мог подумать, что после мощной ответки от коллег по несчастью, создатели «Фикбука» 19 июля напишут, что «мир вокруг нас изменился» и согласятся выполнить все требования Роскомнадзора:

«Как бы это ни было тяжело, мы решили сами закрыть от РФ часть фанфиков и разделов на Фикбуке, чтобы снять блокировку с основного контента. Это означает, что при попытке прочитать из России работы с направленностями «Слэш» и «Фемслэш» вы увидите ошибку «недоступно в РФ». Авторы, естественно, сохранят доступ к своим работам, отзывам, лайкам и всему остальному».

Но вот ирония: решение никто не оценил. Прошло уже пять дней с момента заявления, а ресурс всё ещё официально заблокирован в России. Екатерина Мизулина в своём телеграм-канале прокомментировала ситуацию так: «Платформа могла это сделать и при получении первого требования от Роскомнадзора, а не дожидаться бана».  Так «переобувание» не оценили ни пользователи, ни органы власти.

Фикбук
Фото: Фикбук

Какая судьба ожидает «Фикбук» — покажет время. Но недовольство аудитории уже даёт о себе знать. «Вот Мангалиб смогли перенести всё на отдельные сайты, а Фикбук почему-то не смог, хотя текст переносить наверняка легче, чем картинки», — пишет один из пользователей в комментариях. Очевидно, разработчикам придётся поработать над решением ещё нескольких проблем, помимо нарушений законодательства. Например, над своими репутационными потерями.

Анастасия Скалдина-Котлярова

Loading



Клуб Романтики, роскомнадзор, фанфики, Фикбук,

Поделиться:

Похожие посты

Что роднит «Конька-горбунка» с «Братом-2»: в Севастополе завершились премьерные показы спектакля

Что общего у сказки «Конёк-горбунок» (6+) Петра Ершова с фильмом «Брат-2» (16+) Алексея Балабанова? Оба произведения объединяет важный для русского народа мотив справедливости, достигнутой правдой, а не силой.
Обложка: Анна Корнилова
В Сев

Где провести «Ночь искусств-2025» в Севастополе и Крыму

Всероссийская акция «Ночь искусств-2025» традиционно проходит 3 ноября, в канун Дня народного единства. В музеях, театрах и арт-пространствах Севастополя и Крыма пройдут десятки мероприятий. В этой статье собрали наиболее интересные события: модные п

Натюрморты и аллегории: в Севастополе открылась выставка Рамазана Усеинова

Персональная выставка (6+) крымскотатарского художника Рамазана Усеинова открылась в бывшем отеле «Украина» в Севастополе. Экспозиция представляет разножанровое творчество мастера — от камерных натюрмортов до монументальных композиций, от крымских пе

От романа до признания: «Таврида.АРТ» назвала победителей издательской программы

Три Екатерины и одна Елена. Издательская программа арт-кластера «Таврида» подвела итоги и выбрала победителей.
Обложка: пресс-служба академии «Меганом» («Таврида.АРТ»)
Ими стали две писательницы в категории «бестселлер» (жанровая проза) Ек

Как музыка продаёт себя: самые креативные промо-кампании XXI века

Музыкальный маркетинг давно не ограничивается клипами и пресс-турами — артисты и лейблы уже давно используют самые разнообразные инструменты для продвижения творчества. Некоторые кейсы становятся отдельным культурным феноменом и задают тренды. О самы

Новости ForPost

Метки

Александр Петров Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Херсонес Таврический афиша Севастополь Российские сериалы рэп кино книги Дворец культуры рыбаков Херсонес Хаяо Миядзаки Большой севастопольский офицерский бал ДКР изоляция коронавирус День ВМФ опера мода и стиль сериалы 2023 9 мая музыка 2024 фильмы 2023 Театр имени Луначарского комедия поп-музыка театр драмы "Психо Дель Арт" Фильмы 2025 фильмы 2024 праздник Билли Айлиш игры 2023 хоррор Неделя моды Netflix Тейлор Свифт Психо Дель Арт Dior спектакли Balenciaga спектакль художники Афиша Севастополя арт-отель "Украина" Неделя моды в Париже игры 2024 фильмы сериалы 2025 балет BLACKPINK сериалы 2024 концерт K-pop СевТЮЗ Севастопольский ТЮЗ Обзор живопись фестиваль Театр им. Кукол обзор аниме фэнтези выставки музыка 2025 музыка День Победы аниме 2024 театр Луначарского карантин искусство Аниме Севастопольский театр оперы и балета Севастополь Конкурс "Живая классика" аниме 2025 мультфильмы 2023 Крым Charli XCX Игры 2025 российские фильмы Новый год Григорий Лифанов музыка 2023 Российские сериалы 2025 "Кинопоиск" Федюхины высоты детектив куда сходить мастер-классы фильмы ужасов Мода Модный показ театр Клим Шипенко выставка СЦКиИ мультфильмы 2024 Театральная улица мультфильмы рецензия Золотая балка Андрей Маслов