Фестиваль «Zакрытый покаZ» подвёл итоги
Театральный марафон «Zакрытый покаZ» расширяет границы. Впервые в нём участвовали все четыре севастопольских профессиональных театра. Они представили спектакли, которые в корне отличаются от привычного репертуара. В поисках новых форм находятся и другие участники фестиваля. О победителях — в нашем материале.
Напомним, в этом году зрители увидели 9 спектаклей разных жанров: от драматических до комедийных и музыкальных.
В номинации «Лучший спектакль» были отмечены сразу две постановки — хореографический спектакль «Любовь, танцы и гаджеты» театра танца имени Елизарова и спектакль «Олень — король» уличного театра «Мягкий знак».
Уличный театр «Мягкий знак» участвует в фестивале в первый раз и на его счету ещё одна победа! В номинации «За лучшую мужскую роль» победу одержал Максим Белецкий за роли Труффальдино, Дурандарте, Чиголотти в спектакле «Олень-Король».
А в номинации «За лучшую женскую роль» победила Екатерина Прилепская за роль Веры в моноспектакле «Вера Чудо» (театральная мастерская «Плей»).
Главная героиня Вера верит в чудеса, «сказочного принца». Но каждый раз, когда она находит этого невероятного человека, вся её любовь разбивается о реалии жизни. Так происходит до тех пор, пока она не попадает в аварию. Находясь между жизнью и смертью, Вера разговаривает с теми, кто её окружает. Но кто они? Ангелы, судьи или зрители? Она открывает им свою душу. При этом всё же находит возможность вернуться, ведь её ждёт тот самый…
«Это неожиданно рождённый спектакль. На 8 марта планировалась наша «Линда». Буквально за 2 недели принимаю решение, что не следует в такое непростое время показывать этот драматичный спектакль. За несколько дней, на вдохновении, написала монопьесу — комедию о любви, — рассказала ForPost-Афише Екатерина Прилепская. — Главная её идея в том, что несмотря на все неудачи, внешние факторы, нужно обязательно верить, и чудо обязательно придёт. Вместе с тем любовь — самое главное, что может быть в жизни».
Дипломом в номинации «Лучшая сценография» был отмечен спектакль «Урод» Севастопольского театра юного зрителя.
Диплом в номинации «Лучшая режиссура» получил Николай Нечаев за спектакль «Отец мой Карамазов» (театр им. Лавренёва).
В этом году были введены новые номинации. Так, за многогранность актёрского мастерства «Специальный приз жюри» вручили Александру Шамрицкому, актёру театра драмы «Психо Дель Арт».
За оригинальность режиссёрского замысла и творческое воплощение наградили режиссёра-постановщика театра пластической драмы «Мы босиком» Ирину Плескачеву (спектакль «Девочка со спичками»).
В номинации «Дебют» был отмечен Михаил Непип, актёр театра драмы «Психо Дель Арт» Дворца культуры рыбаков (спектакль «Игры классиков»).
А в традиционной номинации «Приз зрительских симпатий» победил спектакль «Загадка курочки Рябы» театра-студии «Чердак».
Дипломом за яркое театральное воплощение классической драматургии в спектакле «Игры классиков» отметили режиссёра-постановщика Андрея Маслова.
Несколько лет подряд Севастопольское отделение Союза театральных деятелей России в Севастополе оказывает поддержку в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль». Артисты, ставшие лауреатами в этих номинациях, награждаются денежными призами. Впервые в этом году отделение СТД учредило Специальный приз — сертификат на творческую командировку. Её получил актёр Евгений Овсянников за роль Учителя в спектакле луначарцев «Урок», а постановка Григория Лифанова победила в номинации «Прорыв-2022».
В Союзе театральных деятелей России действует специальная программа, направленная на профессиональное развитие творцов. В рамках неё для артиста или режиссёра организуют недельные творческие каникулы —обладатель такой командировки в Москве или Санкт-Петербурге смотрит лучшие спектакли ведущих театров. Проезд, проживание и билеты на спектакли проплачивает СТД.
О том, что фестивальные спектакли профессиональных театров не подпадают под мейнстрим, по которому мы привыкли судить о каждом из них, говорит зампредседатель севастопольского отделения СТД РФ Аксинья Норманская.
«Спектакль «Урод» — экспериментальная форма. Острая тема, которая поднимается в этом спектакле, требует от актёра определённой смелости. «Урок» — совершенно нетипичная для Григория Лифанова постановка. Это очень смелое художественное высказывание, непривычное для нас, которое рифмуется с сегодняшним миром. «Отец мой Карамазов» — спектакль об исследовании души русского человека тоже в необычной для театра концепции. Постановка театра Елизарова — спектакль-жизнеутверждение. Профессиональные театры готовы конкурировать».
Готовы конкурировать и любительские театры, они отлично справляются с темами, требующими откровенного диалога. Да, у них нет масштабного фееричного действа, но они зачастую удивляют формами высказывания.
«Иногда идеи у любительских театров бывают настолько интересные и захватывающие, что, возможно, даже профессиональным театрам хорошо было бы присмотреться и к их актёрам, и к режиссёрам. Это и есть главная задача нашего фестиваля — чтобы об этих талантливых людях узнали в городе, прежде всего зрители. Поэтому у нас задействованы разные площадки», — отмечает Ирина Яворская.
Татьяна Руснак
Фото: Ольги Базуриной, севдкр.рф