Больше, чем фестиваль: «ART-Бухта» расширяет понимание современного искусства
Всероссийский фестиваль профессиональных театров танца «ART-Бухта» раздвигает не только географические границы. Открытие этого года — артисты Инновационного театра балета (г. Калуга). Комикс-балет «Клаус.True.Фобия» дебютантов проекта погружает зрителя в сюрреалистический мир, где все живут в одной секунде. Подробнее — в нашем материале.
«ART-Бухта» верна своим традициям, показывая самобытность и хореографическую палитру театров танца со всей России. В этом году зрители увидели четыре постановки и гала-концерт с лучшими номерами. Фестиваль напоминает, что хореографические спектакли сегодня — не просто синтез драматургии и танца. Всевозможные трюки, сценическое фехтование, элементы эквилибристики, интерактив со зрителем, видеомаппинг органично вплетаются в общую сюжетную канву.
«Мы сохраняем традиции фестиваля, которые зародились ещё в Год театра. Приглашаем танцевальные коллективы со всей России, работающие в разных направлениях. Так как мы единственный театр танца (в России — прим. ред.), чьи представления основаны на лексике бального танца, нам важно обмениваться опытом, общаться с другими коллективами, узнавать экспертное мнение специалистов и видеть работу наших коллег по сцене. Акцент — на разножанровости, — говорит директор театра имени Елизарова Александр Елизаров. — Неделя пролетела молниеносно и остаются слова благодарности — коллективам-участникам, которые несмотря на проблемы с логистикой, определённые переживания приехали в Севастополь и показали своё творчество».
Спектакль «Любовь, танцы и гаджеты» рассказывает об эволюции танца с развитием технического прогресса. Если издревле музыкальные выступления не обходились без музыкантов, то с появлением гаджетов, люди стали отдавать предпочтение им. Патифон, джукбокс, «кассетники», плееры, смартфоны…последний успешно заменяет многие устройства, делая нашу жизнь комфортнее и мобильнее.
Но у этого прогресса есть и обратная сторона. Мнимое ощущение причастности к чему-то или кому-то лишает простых, но важных радостей личного общения.
«Если раньше люди включали музыку, много общались, то сейчас аппаратура стала настолько удобной и комфортной, что затмевает это. Создаётся ощущение, что не мы её используем, а она имеет власть над нами, отдаляя от реальности — настолько мы погружены в гаджеты. К этому ведёт наш рассказ — ценности живого общения», — рассказывает заслуженный артист Республики Крым Филипп Елизаров.
Севастопольские зрители помнят Астраханский театр танца по спектаклям «Вокруг света за 80 дней», «Танцующие жизнь» и другим. Коллектив регулярно участвует в фестивале «ART-бухта». В этот раз театр представил премьеру — «Волшебные приключения Питера Пэна», по мотивам сказочной повести Джеймса Мэтью Барри «Питер и Венди».
Удивительное путешествие в Нетландию зовёт за собой зрителей всех возрастов. Страна фей, говорящих животных, грозных пиратов, опасных испытаний… Мир главного героя, который вовсе не хочет взрослеть, открылся в новом прочтении, не без юмора.
Формат представления — синтез жанров театрального, хореографического и циркового искусства. Интерактив, оригинальный жанр, сценическое фехтование, иллюзия, трансформация пространства — то немногое, что полностью погружает зрителя в захватывающую историю.
Экспериментальный спектакль театра танца имени Елизарова «Тарзан» впервые покинул родные стены. Дебютная режиссёрская работа ведущего мастера сцены, балетмейстера Сергея Волошина — не только вызов самому себе, но и танцорам. Артисты театра и ранее отходили от привычной стилистики бальных танцев. Например, когда обращались к хип-хопу. Но говорить на языке пластики животных, аборигенов, осваивать афро-джаз и воздушную эквилибристику — задача не из простых. Но выход из привычных рамок — открытие новых возможностей в профессиональном плане.
Насколько порой невозможно выйти из привычных рамок показывает комикс-балет «Klaus.True.Фобия.» Инновационного театра балета (г. Калуга). Он создан по мотивам произведений Франца Кафки «Превращение», «Сон», «Процесс». В 2019 году комикс-балет «Клаус.True.Фобия» попал в список лучших спектаклей России по версии национальной театральной премии «Золотая маска».
Тема спектакля решается не только посредством пластических средств, музыки, но и видеомаппинга. Видеоарт — полноценное сценическое решение. Герои появляются на сцене, а на экране оживают их портреты.
«Мы используем современные технологии. Привезли с собой инфракрасные камеры, которые реагируют на датчики движения. Например, когда идёт процесс погружения (отсылка к «Превращению» Кафки — прим. ред.) — зритель видит трансляцию в режиме онлайн. Это позволяет глубже погрузиться в действо, понимание писателя, произведения которого непростые для понимания», — рассказывает ForPost-Афише режиссёр-постановщик Ксения Голыжбина.
Уже одно название постановки готовит зрителя к тому, что ему предстоит увидеть. Место действия — город TRUE. Главные герои — Клаус, Кафка и обитатели города. Страх — верный спутник упущенных возможностей и сомнений.
Почему «комикс-балет»? Постановка создана в авангардном стиле. При этом концептуальные идеи напрямую связаны с адаптацией под зрителя. Главные герои словно сошли со страниц комикса, которые меняются одна за другой.
Герои живут по привычному сценарию изо дня в день. Мнимые цели, страхи, стабильность, погоня за выдуманными идеалами… День сурка доводит до грани, до изнеможения, до взрыва. Что после? Снова жизнь по инерции?
«Автоматизмы, безумие системы, которая уничтожает индивидуальность, превращение человека под влиянием социума в нечто неопознанное и страшное — всё это было передано великолепно. Я чувствовала одновременно дискомфорт и удовольствие от того, что передо мной настоящее Искусство и точное попадание в кафкианский мир, — делится своим впечатлением от спектакля София Гришина. — Отдельно хочу отметить музыку. Электронные, дисгармоничные биты усиливали ощущение беспросветности, замкнутости такого рода реальности. Фоновое удвоение происходящего на сцене — очень сильный приём! Умножает ту самую клаустрофобию».
Однако, как это зачастую присуще современной хореографии, далеко не все готовы к подобному провокационному и авангардному прочтению. Возможно, поэтому в Севастополе подобные постановки — редкое удовольствие. Ждём новых спектаклей, в том числе концептуальную хореографию, чтобы продолжить путь навстречу понимания новых веяний современного искусства.
Фоторепортаж с гала-концерта фестиваля «ART-бухта» смотрите здесь.
Спектакли онлайн и «Дневник фестиваля» — в группе проекта в соцсети «ВКонтакте»
Татьяна Руснак
Фото: Александры Дмитриенко, Анны Корниловой, Дмитрия Кириченко
Поделиться:
Похожие посты
Каким получился ремейк «Носферату»?
«Кибертакси» — оцениваем душевный спецэпизод «Кибердеревни»
Лучшие российские фильмы и сериалы 2024
Лучшие аниме 2024
Коллаж д
«Игра в кальмара»: в чем феномен сериала?
«Игра в кальмара» вышла в 2021 году и по-прежнему остается самым популярным проектом Netflix. Феномен первого сезона заставил весь мир пересмотреть свое отношение к Подробнее