Фандорин: Азазель — как убивают русские детективы
Детективы Бориса Акунина читают вот уже несколько поколений. Оно и понятно: персонажи, мотивация, неочевидные сюжетные повороты привлекают читателя. Поэтому когда вокруг первого романа об Эрасте Фандорине вновь поднялась шумиха, фанаты обрадовались. Оправдались ли их ожидания от сериала «Фандорин: Азазель»? Нет.
Эксперимент, очевидно, неудачный
Экранизировать роман «Азазель» с момента его выхода пытались трижды. В 2002-ом Константин Эрнст создал одноимённый ТВ-сериал. Неплохой, хоть и немного унылый. Бывал «Азазель» и в Голливуде, в 2012-ом должны были стартовать съёмки западной экранизации того же романа. Но всё как-то затянулось, и проект закрыли. И вот, в 2023 году нас встречает отечественный не-совсем-ремейк.
Сериал «Фандорин: Азазель» является одним из авторских проектов внутренних студий Кинопоиска. Его релиз был заявлен ещё в октябре 2022-ого, на презентации работ будущего года. Тогда «Фандорин» произвёл фурор. Последний раз Акунина нормально экранизировали в далёком 2005 году. А что можно сказать о сериале сегодня, с выходом первой серии? Слов много, лишь несколько из них будут положительными. Но обо всём по порядку.
Не сюжет, а фанфик
Идея осовременить детектив не нова. Мы уже видели приключения Холмса и Ватсона в современном Лондоне — и получилось хорошо. С детективом Эрастом Фандориным, почему-то, так не получилось. Всему виной подход к модернизации — в «Шерлоке» неизменным оставался сам костяк сюжета, а персонажи и условия соответствовали своему времени. В «Фандорине» же решили создать альтернативную вселенную.
В отличие от книги, события разворачиваются в мае 2023 года, в Российской Империи, где никогда не случалось социалистических революций. Такое значительное изменение должно отразиться не только в том, что герои могут использовать современные технологии, но и во всём их мире, а для этого сценаристам нужно заморочиться. Но зачем? Оставим императорские мундиры, дореволюционный русский язык и титулы. А остальное… И так сойдёт!
Не сошло. Устройство государства и общества непонятно, и вас оставят с жалким «ну конституционная монархия, аристократия». Попытка в современность тоже омерзительная: как и в прошлом, у нас есть городовые — такие уличные стражи порядка, но теперь это роботы! Уже в первой серии мне стало понятно, что бедные роботы-городовые созданы исключительно для унижения — они могут снимать правонарушение, но не более. Ударить преступника электрошокером, чтобы обезвредить? Нет. Стоять, пока тебе заливают объектив краской — с такими защитниками город может спать спокойно!
Есть вопросы и к городу. Чтобы вы не думали, что у авторов сериала сюжет точь-в-точь совпадает с книгой, действие перенесли в Петербург. Чем это обосновано? Ничем! Наверное, это было нужно для унылого любовного треугольника между Императором, Певичкой и Зуровым, которого, кстати, в романе не было.
Пошло-поехало
И проблема «поехавшего сценария» отражается на всём. Некоторые введённые персонажи откровенно бесполезны, и присутствуют только для хронометража. Скажем, император Николай III. Амёбное создание без мотивации, главная цель которого — изменить жене. Одевается либо в императорский мундир столетней давности, либо в футболку и кроссовки, отчего похож на Костю Воронина.
Увы, изменение коснулось многих персонажей. Ксаверий Феофилактович, начальник Фандорина, вместо отеческой помощи и старого метода расследований предлагает «прийти завтра, ведь рабочий день закончился». Теперь Эраст раскрывает дела не с помощью окружающих его людей, а скорее вопреки.
Помогает ему, разве что, Лиза — иногда она выступает двигателем сюжета, решая «за кадром» проблемы Эраста. Например, в книге его появление на вечеринке Амелии Бежецкой было обосновано. Здесь же «я узнала всё за тебя вот тебе адрес».
А вместо юной влюблённости, которая медленно развивалась между персонажами, у нас «Глеееееб». Глеб — это хамоватый парень Лизы, с которым, видимо, Фандорину придётся бороться за сердце девушки. Ведь в современном сериале обязательно должны быть любовные треугольники, да побольше.
Стреляли по мне, а попали в актёрский состав
Другая отличительная черта сериала — мискаст. У студий Кинопоиска есть свой костяк актёров, которыми забивается большинство проектов — Даниил Воробьёв, Максим Матвеев, Сергей Горошко. Зачастую попадания получаются удачные, как с Майором Громом. Но «Фандорин» провалился и здесь.
Сильнее всего это чувствуется в главном герое, Эрасте Фандорине. Его роль исполнил Владислав Тирон, многим он известен по роли Матвея в сериале «Триггер». Печально, но детектива не получилось — получился тот же «Мотя», только в мундире. Из-за сценарных расхождений с книгой, героя бросает из крайности в крайность. Иногда он неуместно смел, иногда тушуется и выставляет себя дураком.
Ксаверия Феофилактовича исполнил Александр Семчев, которого вы точно видели в роли злого толстого чиновника, таких ролей у него было предостаточно. Клишированность образа не даёт воспринимать его иначе, и попадания в нового персонажа не происходит.
Отдельного упоминания стоят камео. Если вы любили детективы о Фандорине за логичность, смелость, сюжет — не ждите этого здесь. Ида Галич в роли журналиста и голая Екатерина Варнава с домогательствами — больше создателям предложить нечего.
ВердиктЪ
Новый «Фандорин» получился возмутительно плохим. Но кого винить? Возможно, дело в спорном режиссёре — работу над картиной возглавил Нурбек Эген, в фильмографии которого значатся сериалы «Мажор» и «Шерлок в России». А может быть, дело в сценаристе, который не смог представить готовую историю в новых реалиях. Как бы то ни было, продукт готов, и он не представляет из себя ничего дельного.
Конечно, рецензия не будет полной без выделения позитивных сторон проекта, и они есть. Это операторская работа. Пролёты, необычные ракурсы, умение играть со светом — здесь не придраться, за камерой стоял мастер. Но это не видеоклип, тут красивой картинкой не отделаешься.
Нелепые камео, грязные и глупые шутки вроде «ха, а давайте его в платье оденем!», домогательства персонажа Варнавы до Фандорина, мопед с надписью «полиция». Для кого создавался этот сериал? Очевидно, не для поклонников книг Акунина. Смотреть это рекомендую только в ироничном ключе, всерьёз — лучше не стоит.
Елена Фокина
Фото: allreleases.ru, kp.ru, dzen.ru, kinopoisk.ru
Поделиться:
Похожие посты
«Первый номер»: глянец умер, да здравствует глянец!
«Злая: какой получилась экранизация бродвейского мюзикла?
Смотрим спектакли Большого театра, не выходя из дома
Подробнее
Как устроен «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
«Дети перемен»: криминальная драма в духе «Слово пацана»
Новости ForPost
- В Севастополе жители дома взяли торговцев в железные сети
- Что остановит нашествие алкоголиков на Севастополь?
- Севастопольская культура прирастет металлодетекторами и антитеррористическим спектаклем
- Севастопольцам приходят штрафы за нарушения полуторагодовой давности
- Экс-заместитель Развожаева бывший вице-губернатор Горлов отказался участвовать в апелляции
- Севастополец Андрей Шульга умер в госпитале после ранения в боях на Курском фронте
- Балаклавскую бухту в Севастополе продолжат закрывать с моря
- В Севастополе объяснили рост цен
- Жители севастопольского дома боятся заходить в лифты
- Во сколько обошлась Севастополю «Избушка рыбака»