«Это душа без кожи», ― Андрей Маслов о работе с Михаилом Непипом и его Гамлете

24-03-2022 17:23

Судьба свела их на очередной поэтической «Башне» – режиссёра театра драмы «Психо Дель Арт» и обладателя Гран-при всероссийского конкурса чтецов «Живая классика», победителя международного конкурса чтецов в Швеции. Оголённый нерв, ком в горле, мурашки по телу – так Андрей Маслов описывает репетиции с Михаилом Непипом. Когда не играешь надлом своего персонажа, а проживаешь его максимально честно и искренне, тогда и случается эта магия очищающего искусства. Испытать её на себе зрители смогут уже 28 марта на премьере спектакля «Чай-Let». Какой непростой путь проделал Михаил к своему Гамлету, мы узнали у Андрея Маслова.

Андрей, твой «Чай-Let» – это своеобразный сплав чеховской «Чайки» и шекспировского «Гамлета». По-моему, любой уважающий себя режиссёр должен однажды прикоснуться к этим произведениям. Что побудило тебя взяться за такой материал?

Тема невероятной схожести «Гамлета» Шекспира и «Чайки» Чехова волнует меня уже два десятилетия. Это какое-то состояние экзистенциального тотального одиночества каждого из нас. Особенно у тех, у кого IQ хотя бы выше 70. Все люди понимают, что они одиноки. Они в одиночестве приходят в этот мир и в одиночестве уходят. И, соответственно, эту тему можно обыгрывать бесконечно. «Чай-Let» участвовал в программе театрального фестиваля в Киеве в 2009 году. Там был формат не более 20 минут. После 20-й минуты выключали свет и микрофоны. Мы с артистами долго думали, как бы не выскочить за этот хронометраж. И тогда я решил, что мы будем выступать под 20-минутную фонограмму. То есть, она была полностью прописана, а артисты говорили вживую. Но это была не полная фонограмма, а только фонограмма подложки. Однако там звучали реплики тени отца Гамлета, и Нины Заречной. А артист, который вёл диалог с этими закадровыми персонажами, должен был чётко выдерживать хронометраж. Эксперимент удался. Мы заняли 2 место и вызывали шок у киевской театральной общественности.

 ― Прошло почти 12 лет и «Чай-Let» возвращается на сцену с новым артистом. Как вы познакомились?

― На одну из «Башен» ко мне пришёл Михаил Непип. Его сопровождала мама, Анна Лящук. Тогда они просто скромно посидели. А уже на следующей «Башне» я предложил Мише выступить. И когда он начал декламировать Асадова, у всех был мороз по коже. Хотя, вроде бы, иной юноша, но когда он читает, то впадает в некий транс и это уже не Миша Непип. Словно кто-то через него, как через медиума, разговаривает со слушателями и зрителями и передаёт эти эмоции, чувства, страдания, переживания. И мне в голову пришла «бредовая» идея – поставить под Мишу «Чай-Let». Он не играет, всё проживает нутром, это оголённый нерв, это душа без кожи. И когда я увидел такого Гамлета на первых репетициях, то у меня встал ком в горле. Самое интересное то, что Миша со своим плохим зрением не может читать тексты. Ему их читает мама и он их запоминает. Он запоминает их гораздо быстрее и понимает их содержание гораздо тоньше, чем, скажем так, не иные артисты.

― И ты загорелся?

― Конечно! Наблюдая, как Миша работает, я поверил, что мы сможем поставить обновлённый «Чай-Let». И чтобы его мама тоже зря времени не теряла, я ей дал учить женские партии – Офелию и Заречную. И у неё пошло. Причем так пошло! Сын и мать поверили в свой дуэт. Вечером дома они имеют возможность репетировать, повторять, заучивать, поправлять друг друга. Так что мы очень быстро с любым текстом проходим подготовительную стадию. С фрагментом спектакля нас пригласили на театральный фестиваль «Начало», который пройдёт в Международный день театра. Более того, полноценная премьера «Чай-Letа» состоится уже на следующий день, 28 марта, на сцене Дворца культуры рыбаков. Как Миша с мамой выдерживают такую эмоциональную нагрузку, я не знаю. У меня ощущение, что я работаю с профессионалами высочайшей категории – спокойно, ровно и продуктивно. Помимо этого, мы попали в конкурсную программу фестиваля актёрских монологов «Словотворение. Дети». Мне очень приятно, когда я вижу, как в этих замечательных людях – Мише и Анне – появляется задор, кураж, опьянение сценой. Следующая неделя будет просто бомбической. Я очень переживаю за конечный результат, хочу, чтобы о Мише узнало, как можно больше людей. И чтобы все поняли, что границ нет в этой жизни. Есть нежелание их стирать. А у них это желание есть.

― Я так понимаю, что с такими особенными детьми как Миша, ты работаешь впервые в своей практике. Для тебя, как для режиссёра, это был вызов? Ведь здесь уже надо задействовать несколько другие внутренние ресурсы.

― Скажу тебе честно, даже у меня, как у немолодого циника, к тому же, по первой профессии врача, рвалось что-то внутри. Эмоционально было очень тяжело видеть, с каким трудом им даётся каждый шаг. Они мужественно приходят на репетицию, мама каждый раз Мишу приводит и уводит. Если б ты видел, каких усилий стоит завести Мишу на второй этаж, провезти через залы, потом на сцену. Это колоссальное мужество. Но я им сказал в самом начале, что для них не будет двойных стандартов. Я их воспринимаю как обыкновенных артистов, не иных, и они у меня будут выгребать. Мне нужен конечный результат в их исполнении. Да, это и для меня вызов. Я хочу уровнять шансы и показать другим иным, что всё возможно, для всех. Только в это надо сильно поверить и загореться этим до фанатизма. Поэтому я абсолютно не изменил стиль работы: также потираю мурашки, также цокаю языком и матерюсь себе под нос, когда мне что-то очень не нравится, где-то даже срываюсь. А они уже ко мне привыкли. Когда я выхожу из себя, Миша и Анна смеются. Они говорят: «Так интересно смотреть, как вы злитесь. Мы же знаем, что вы не злитесь. Это просто вас прёт». А меня, действительно, прёт.

― Из твоих публикаций в соцсетях я узнал, что для мамы Миши это вообще первый сценический опыт. Насколько для неё это было серьёзным испытанием – впервые выйти на сцену? От репетиции к репетиции ты видел прогресс?

Перед началом каждой репетиции я заставлял Анну как мантру читать монолог Нины Заречной. Может быть это элементы садизма, но это садизм во благо. И ты не поверишь –она с каждой репетицией просто расцветала. Если честно, я даже не интересовался её возрастом. Анна пришла ко мне не после литературного кружка или драматического. Человек пришёл как сопровождающее лицо, а тут его кидают в этот замес и говорят: «Ничего не знаю, к тебе также не будет двойного стандарта». Если бы ты знал, какими глазами они на меня смотрят. Более того, мама Миши решила выражать свою благодарность в гастрономической форме – постоянно подкармливает меня пирожками. Для Миши и Анны театр стал отдушиной. И я этому очень рад.

― А что Миша будет читать на детском «Словотворении»?

― Он прочтёт мой текст, который я специально подбирал под него. Называется «Начало». Это рассказ человека, описывающего свою жизнь. Когда он думает, что жизнь заканчивается, вдруг возникает мой любимый принцип рондо – история кольцуется и начинается с той же фразы: «Сегодня день твоего рождения». Но только номерок на новорождённом уже не 333, а 334. Видимо, человек что-то ещё не выполнил в этой жизни и его вернули обратно, чтобы он доделал то, что не успел. Когда Миша прочитал этот монолог на поэтической «Башне», у меня не было слов. Я никак не мог прокомментировать это выступление. У меня просто стоял ком в горле, текли слёзы, а все смотрели на меня и также плакали. Казалось бы, обыкновенный набор слов, но в исполнении Миши это было просто нечто. Я не знаю, кем надо быть, чтобы остаться к такому равнодушным. Это будет законченный монолог на 7,5 минут. И ещё вот что хочу добавить. Моя работа с Мишей – это ни в коем случае не спекуляция на его иноходстве. Мне не нужен негр с голубыми глазами, чтобы показывать его как паноптикум. Мне нужна обнажённая душа. И случилась наша встреча с Мишей.

― В дальнейшем думаешь задействовать Мишу в спектаклях, где он будет уже не только с мамой играть, но и работать с другими артистами?

Конечно! Я сейчас в голове вынашиваю несколько текстов, которые хочу написать именно под него. Каждое слово, каждая реплика – это будет одинокий голос человека. Это будет его текст, его мысли, его переживания, страдания, радости. Боженька мне очень вовремя послал их дуэт. И да, конечно, Миша будет адаптироваться к другим артистам. Но пока из планов – показать на «Zакрытом ПокаZе» «Чай-Let». Сейчас главное выдохнуть после премьеры 28-го. Кстати, для детей из реабилитационного центра Дворец культуры рыбаков выделил 16 пригласительных. Эти 16 мальчишек и девчонок увидят, что не всё так безнадёжно в этой жизни.

Беседовал Арсений Веденин

Фото: Андрея Маслова, севдкр.рф

Loading



Андрей Маслов, Михаил Непип, театр драмы "Психо Дель Арт",

Поделиться:

Похожие посты

«The Tortured Poets Department»: стагнация Тейлор Свифт

Тейлор Свифт уже давно вышла за пределы кантри и стала культурным феноменом в мире поп-музыки. Кто-то считает её песни слишком простыми, а кому-то нравится эта искренность в каждой строчке. Отрицать её влияние на индустрию бессмысленно, и сама Свифт

Marvel, подвинься: стоит ли смотреть «Сто лет тому вперед»?

Пропустить эту премьеру было сложно: трейлер постоянно крутили перед сеансами в отечественных кинотеатрах. Да и тренд этого года на переосмысление старых кинолент и произведений тоже подогревал интерес. Сегодня на очереди «Сто лет тому вперед» — филь

«Темный дворецкий»: чем порадовал новый 4 сезон?

Спустя много лет ожидания, в 2024 году поклонники аниме «Темный дворецкий» наконец дождались продолжения. Над постановкой работал Кэндзиро Окада, а над сценарием — автор предыдущих серий аниме Хироюки Ёсино. История об альтернативном Лондоне XIX века

«Фоллаут»: как создавали сериал по культовой игре

После высоко оценённого сериала по игре The Last Of Us зрители пересмотрели своё отношение к киноадаптациям известных франшиз. Оказалось, что рассказать знакомую истор

В Севастополе показали спектакль «С тобой и без тебя»

В Драматическом театре имени Б.А.Лавренёва прошел спектакль «С тобой и без тебя», приуроченный к 80-летию освобождения Севастополя и Крыма от немецко-фашистских захватчиков. В постановке сыграли актеры Центрального академического театра Российской Ар

Новости ForPost

Метки

День Победы Михаил Булгаков куда сходить поэзия коронавирус фильмы Аниме Молодёжь Конкурс красоты фильмы 2024 Клим Шипенко Louis Vuitton СевТЮЗ арт-отель "Украина" фестиваль «Природа Искусства» мультфильмы 2023 Картины искусство Санкт-Петербург Сергей Безруков Александр Петров спектакль Динопарк Море театр Луначарского Музей обороны Севастополя опера Фонд «Живая классика» кино Золотая балка российские фильмы изоляция День ВМФ Неделя моды в Париже «Оперные вечера в Севастополе» Dior Netflix ДКР мультфильмы Музеи онлайн Севастопольский театр оперы и балета Театральная улица Модный показ выставка Новый год фестиваль праздник Севастопольский ТЮЗ Григорий Лифанов Конкурс "Живая классика" Психо Дель Арт концерт музыка 2023 "Кинопоиск" Херсонес Таврический Ольга Панкратова Афиша Севастополя живопись Дворец культуры рыбаков театр драмы "Психо Дель Арт" ЦГБ им. Л.Н.Толстого Федюхины высоты Большой севастопольский офицерский бал игры 2023 Севастополь Достоевский Фестиваль «Таврида — АРТ» балет 8 марта спектакли карантин фильмы 2023 Крым хоррор Неделя моды рецензия мода и стиль Balenciaga книги Российские сериалы Театр им. Кукол кинофестиваль Святой Владимир Балаклава СЦКиИ сериалы 2023 театр Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Театр имени Луначарского художники Мода Андрей Маслов мастер-классы 9 мая Тейлор Свифт выставки музыка Херсонес Театр Лавренёва творчество Фёдор Достоевский