«Элементарно»: неудавшийся ромком от Пиксар
Когда студия Pixar впервые заявила о новом мультфильме, главными героями которого будут «огненная девушка и водный парень», многие вспомнили старую онлайн-игру с похожими персонажами. Чувство ностальгии и интересный концепт подогрели ожидание. Да и трейлеры «Элементарно» оказались весьма неплохими. Пришло время узнать, каким получился новый мультфильм от создателей «Луки», «Души» и «Я краснею».
Не украли, а интерпретировали
Как предполагают многие, в основу «Элементарно» действительно легла старая флеш-игра Fireboy&Watergirl. В ней огненному мальчику и водной девочке необходимо достичь какой-то цели, работая вместе. Переключаясь между героями, либо играя в кооперативе с другом, нужно воздействовать на некоторые элементы вокруг с помощью огня или воды.
Смысл игры заключался в том, чтобы научиться обращать слабости друг друга (вода тушит огонь, огонь испаряет воду) в общую силу. Именно эта идея и легла в основу мультика «Elemental», который наши адаптаторы превратили в «Элементарно».
Город четырёх стихий
События нового мультфильма разворачиваются в городе Элементал, который на общих планах весьма напоминает Зверополис — вся территория здесь поделена на секторы, комфортные для жизни разных существ.
Но в отличие от Зверополиса, где животные делились по размеру и ареалу обитания, Элементал предлагает концепцию технически расового разделения. В этом городе уживается четыре народа, каждый из которых представляет одну базовую стихию — огонь, воду, землю или воздух.
И, хоть задумка привлекает, реализовать её удалось с натяжкой. Как минимум потому что концепция города, в котором бы уживались столь разные народы, требует большой проработки. А ей создатели не озаботились. Поэтому уже в трейлере нам показывают, как главные герои легко проходят сквозь забор, и спрашивают: «Интересно, для кого его поставили?».
На протяжение всего фильма таких ляпов будет несколько. Водные люди от воздействия огнём не превращаются в воздушных, а умирают. Огненные детишки спокойно сидят на деревянных стульчиках. Школа настолько безопасна, что водного малыша засосало в губку уборщика.
В то же время, есть и весьма интересные вещи, как, например, лавка семьи главной героини. В лавке «Очаг» торгуют вкусной едой для огненных людей: палочки в бензине, угольки, разные виды бумаги. А огненных детишек принято возить в гриле на колёсиках, ну разве не здорово?
Будь собой, следуй за мечтой
Но не будем долго останавливаться на самом городе, перейдём к сюжету. В центре истории оказывается межрасовая любовь огненной Эмбер и водного Уэйда. Нежным чувствам героев противостоит весь мир: родители пары убеждены, что встречаться можно только со «своими». А Эмбер вдобавок испытывает давление со стороны отца, который хочет, чтобы девушка продолжила семейное дело и руководила лавкой.
И здесь, вроде бы, все понятно. Типичный мультик о том, что любви не прикажешь, и выбирать род занятий нужно по душе, а не по принуждению. Тем более, что студия уже не раз поднимала подобные темы в своих картинах. Но в «Элементарно» что-то пошло не так.
Во-первых, стоит отметить, что люди города Элементал не только сделаны из разных стихий, они ещё и делят между собой разные типы характера. Сложно сказать, это стоит относить скорее к астрологии или к гуморальной теории, но разделение примерно следующее: огненные — вспыльчивые и агрессивные, водные — спокойные, пассивные, воздушные — энергичные и непостоянные, а земляные — «идеально подходят для монотонной работы».
Так, Эмбер постоянно злится и вспыхивает, а Уэйд старается вывести её на диалог и помочь разобраться в себе. Но их взаимодействия совершенно не трогают струн зрительской души, не заставляют сопереживать проблемам пары.
Глубоко, метафорично!
Как рассказал сам режиссёр проекта, Питер Сон, «Элементарно» — это картина об эмигрантах, и их непростой жизни за пределами родины. Но если в «Я краснею» это было уместно вписано в канву повествования, то здесь падает на зрителя тяжёлым пластом метафор и аллюзий. Ах, у любви не должно быть нации, и родители не могут определять, чем ребёнку заниматься всю жизнь!
Да, это мы поняли. Но в этих словах нет ничего нового, есть лишь напыщенность, прямолинейность и тяжеловесность. Родителям она покажется набитой оскоминой, а маленькие дети вряд ли поймут. С большей вероятностью они запутаются в том, почему мультик пропагандирует нелогичную любовь элементов, которые буквально могут навредить друг-другу одним прикосновением.
Спорная анимация
Напоследок коснёмся темы визуального, ведь Pixar всегда славился качеством картинки. Как отмечают критики, уровень изображения в «Элементарно», к счастью, остался на высоте.
На мой личный вкус это высказывание правдиво лишь на половину. Задники и общие планы у мультфильма потрясающие, а вот персонажи получились так себе. Анимация огненных персонажей выглядит дешёвой и топорной, будто на png-изображение пламени наклеили глазки и рот.
И это можно было бы простить, если бы никто прежде живого огня не рисовал, но ведь рисовали! Чего стоит демон-огонёк Кальцифер из «Ходячего замка» Хаяо Миядзаки. Но художники-аниматоры не постарались сделать что-то хотя бы на уровне, и просто наклеили на футаж пламени глазки и ротик. В итоге работа 2004 года выглядит достойнее современной.
В совокупности «Элементарно» оставляет какое-то ощущение пустоты после просмотра. Здесь нет романтики и комедии, которую заявляли, нет и новых мыслей относительно серьёзных проблем. Взрослые не смогут найти в этом фильме что-то для себя, как это было с «Душой». А дети банально не поймут «глубинных» заложенных смыслов.
В общем, если хотите посмотреть что-то действительно классное всей семьёй — обратитесь к другим картинам Питера Сона. Скажем, «Лука», «Суперсемейка» или «Рататуй». А поделиться своим мнением о новом творении Pixar вы можете в нашем Дзен.
Елена Фокина
Фото: coolmathgames.com, b17.ru, kinopoisk.ru, riafan.ru