Экспедиция в мир Достоевского: одиночество на операционном столе

11-02-2019 16:48

Спектакль за спектаклем, аншлаг за аншлагом… Творческая жизнь в театре имени Луначарского бьет ключом, являя зрителю все свои грани, оттенки и смыслы. Да взять хотя бы театральный проект Николая Нечаева «Достоевский. Экспедиция», предлагающий зрителю посмотреть на жизнь великого писателя с несколько иного ракурса. Билетов на март уже не достать. Знакомство с творчеством Достоевского начинается в подвальных помещениях театра и заканчивается на малой сцене, где Юрий Михайловский и Галина Пятигорец проживают перед зрителем свои «Белые ночи».

Кстати, первые штрихи будущей «Экспедиции» задал именно этот спектакль. А всё началось в апреле 2017-го, когда артист театра Луначарского Николай Нечаев впервые предстал перед нами как режиссёр, вдумчивый и неустанно ищущий.

Как однажды заметил великий Чехов: «Краткость — сестра таланта». Иногда этот афоризм так и хочется продолжить: а искренность — его подруга. Дипломный спектакль Николая Нечаева «Белые ночи» стал ярким симбиозом этих двух явлений. Режиссер не просто продемонстрировал навыки, приобретенные в театральном вузе, а пригласил зрителей на откровенный диалог. Вопрос, стоявший во главе всего, был очень прост: что вы знаете об одиночестве? По тому, как Нечаев интерпретировал повесть Достоевского, было очевидно, что в течение долго времени он не просто размышлял об одиночестве, а проделал большую внутреннюю работу и результат преподнес зрителю.

Николай Нечаев известен севастопольцам по таким спектаклям, как «Анна Каренина», «Идеальная любовь» (Алексей Вронский), «Чайка» (Борис Тригорин), «Мастер и Маргарита» (Воланд). Воплощая сложные и противоречивые образы, он все же остаётся в определенных рамках, за которые нельзя выходить. Диалог со зрителем определенно есть, но разворачивается он в несколько иной плоскости. И вот Нечаев оказывается по ту сторону сцены. У этого разговора уже совсем другая тональность.

Состоялся ли он? Определенно, да. Однако чтобы прочувствовать всю прелесть режиссерского решения, желательно перед просмотром ознакомиться с литературной основой. На прочтение «Белых ночей» Достоевского уйдет максимум часа два, и тот катарсис, который испытает думающий зритель в финале, дорогого стоит. Повесть рассказывает о человеческом одиночестве и отчаянных попытках любить, однако в трактовке Нечаева это одиночество получилось еще более тотальным и беспросветным.

Если говорить о мечтателях, то большинство из них является продуктом одиночества. И где как не на улицах ночного Петербурга одиночки могут до рассвета бродить вдоль Фонтанки по Петергофской дороге и созерцать «такое звездное, такое светлое» небо. Мечтатель в исполнении Юрия Михайловского явился зрителю печальным и отчаянным романтиком, готовым ухватиться за любою возможность простого человеческого контакта. Любой взгляд, любое обращенное к нему слово — только бы чувствовать себя живым человеком, а не призраком.  Внешность актера удивительным образом гармонирует и с настроением спектакля, и со временем действия.

Галина Пятигорец, сыгравшая Настеньку, придала своей героине весьма определенные черты, которыми мы часто наделяем своих «идеальных друзей»: чуткость, внимательность, умение слушать и сострадать. В её образе не было ничего лишнего, она не «таинственная незнакомка» с другой планеты. Она так же одинока и несчастна, как и Мечтатель. Душевная простота и открытость — как лекарство от полного внутреннего опустошения. За них, как за спасательный трос, и хватается главный герой.

Юрий Михайловский и Галина Пятигорец смогли составить гармоничный дуэт в этой тонкой и грустной песне о белых ночах. У каждого из них была своя история, но никто не пытался тянуть одеяло на себя. Вдвоем они создали цельный образ человеческого одиночества, когда присутствие кого-то рядом становится жизненной необходимостью.

В финале режиссер поднимает еще один вопрос: как далеко может завести эта необходимость? Ответ зритель получает в виде изящного режиссерского решения —  игры света. В лучах прожекторов тает определенность и конкретика достоевсковской истории, уступая место замыслу режиссера. Уходя от реальности в мир своих мечтаний, можно не заметить, как дверь захлопнется, и ты станешь заложником своих грёз.

Есть спектакли, обладающие эффектом неспешной терапии. А есть спектакли, которые, как нож, полосуют подсознание, изменяя его навсегда. Режиссер, будто хирург, препарировал одиночество, показав его истоки и суть. Было больно. Очень больно. Но боль, вызванная настоящим искусством — самая правильная и самая нужная.

Хочется поздравить театр Луначарского с приобретением талантливого и глубокого режиссера. После его спектакля «Белые ночи» понимаешь, что малая сцена — это площадка для больших и смелых решений. И дай бог, чтобы они не иссякли никогда.

Арсений Веденин
Фото Татьяны Миронюк

Loading



Поделиться:

Похожие посты

«Этим летом я стала красивой»: 4 причины посмотреть сериал

С 16 июля на платформе Amazon Prime Video выходит сериал «Этим летом я стала красивой». Хоть авторы шоу позиционируют его как подростковую драму, за развитием сюжета увлечённо наблюдают и взрослые зрители. Старшеклассница Белли отсчитывает дни в ожид

Рецензия на «Чужой: Земля» — многообещающее и жуткое возрождение франшизы

На стриминге Hulu вышли первые два эпизода сериала «Чужой: Земля». В нём ксеноморф вместе с другими инопланетными тварями оказывается на Земле в центре густонаселённого мегаполиса. А в это время крупнейшие корпорации планеты ведут ожесточённую гонку

«Уэнсдей», 2 сезон: готический Шерлок Холмс возвращается

6 августа на Netflix вышла первая часть 2 сезона нашумевшего сериала «Уэнсдей». По сюжету старшая дочь знаменитой семейки Аддамс поступает в академию монстров-изгоев Невермор, где в своё время учились её родители — Гомес и Мортиша. Но не учёбой едино

«Фантастическая четверка: Первые шаги» к возрождению Marvel

24 июля в мировом прокате стартовала одна из самых обсуждаемых киноновинок лета — «Фантастическая четверка: Первые шаги». Преданные фанаты Marvel ждали фильм ещё с премьеры «Громовержцев», когда в сцене после титров намекнули на скорое возвращение ге

Tame Impala вернулся с новым синглом End Of Summer

Спустя 5 лет после выхода альбома Slow Rush австралийский музыкант Кевин Паркер (он же Tame Impala) возвращается с новым синглом End Of Summer. Песня вдохновлена летними клубами и техно-вечеринками, но может разочаровать по

Новости ForPost

Метки

Новый год опера музыка спектакли хоррор художники "Кинопоиск" Российские сериалы коронавирус Модный показ Херсонес Таврический праздник обзор аниме Фильмы 2025 музыка 2023 сериалы 2025 Netflix фильмы ужасов живопись Обзор Крым Севастопольский ТЮЗ фильмы 2024 концерт мультфильмы музыка 2025 Золотая балка фильмы Хаяо Миядзаки Аниме Федюхины высоты выставки Театральная улица кино балет рэп ДКР Конкурс "Живая классика" Андрей Маслов Афиша Севастополя Дворец культуры рыбаков фильмы 2023 Театр им. Кукол Charli XCX спектакль Мода изоляция сериалы 2023 Театр имени Луначарского карантин мультфильмы 2024 афиша Севастополь Сергей Безруков ЦГБ им. Л.Н.Толстого СевТЮЗ Dior книги фэнтези мультфильмы 2023 фестиваль День Победы мода и стиль театр драмы "Психо Дель Арт" аниме 2024 BLACKPINK детектив Севастопольский театр оперы и балета Психо Дель Арт рецензия искусство Александр Петров театр K-pop игры 2024 Григорий Лифанов музыка 2024 арт-отель "Украина" Неделя моды аниме 2025 поп-музыка театр Луначарского Херсонес СЦКиИ игры 2023 Севастополь Театр Лавренёва российские фильмы Тейлор Свифт выставка куда сходить комедия сериалы 2024 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" 9 мая День ВМФ Большой севастопольский офицерский бал Российские сериалы 2025 мастер-классы Клим Шипенко Balenciaga