Эко-вандализм: как активисты вредят произведениям искусства
За последние несколько лет защита экологии вышла на новый уровень. Акции, — вроде привязывания себя к деревьям, — в прошлом. Их место заняли более радикальные: подрывы газопроводов и заправок, приклеивание к стенам, порча произведений искусства. О том, как связаны вандализм, активисты и их благие намерения — уже в этом материале.
Подумали о голодающих
Несколько дней назад эко-активисты «напали» на картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи» с банкой томатного супа. Полотно представили в Национальной Галерее в Лондоне, куда и пришли две юные участницы движения Just Stop Oil. Сперва они вылили на картину суп, а затем приклеили свои ладони к стене.
Как уточняет издание Sky News, всё это девушки сделали в знак протеста. Они выкрикивали лозунги о необходимости защиты природы и обеспечения достойного уровня жизни жителей планеты в условиях кризиса.
«Топливо недоступно для миллионов голодных и холодных семей. Они не могут позволить себе даже разогреть банку супа».
Тренд сезона — клей
Как показывают новости, приклеивать себя к предметам искусства стало модным среди активистов. Представители всё того же Just Stop Oil за это лето успели «прикоснуться к высокому» не один раз. За короткий срок в две недели от рук эко-защитников пострадало минимум пять полотен. А вот итальянское движение Last Generation избрало для себя немного другой путь — они приклеиваются к статуям.
Как отмечают сами активисты, выбор предметов искусства неслучаен. По их словам, они выбирают конкретные картины и скульптуры, которые «имеют повествовательный смысл и резонируют с самим климатическим кризисом». Из интервью с представителями движения становится понятно, что часто обоснование «притянуто за уши». Так в июле целью акции была выбрана картина Леонардо Да Винчи «Тайная Вечеря», поскольку:
«Сейчас у нас есть целое поколение людей, для которых этот ужин может стать последним».
А главное — зачем?
Этим вопросом задаются многие пользователи интернета. Видео с тем, как девушки облили картину супом быстро набирают просмотры и комментарии. То же самое с поисковыми запросами по самой организации Just Stop Oil — в Великобритании её «гуглят» всё чаще.
Задаются люди и вопросами об использовании нефтепродуктов самими участниками протестных акций. Так, в комментариях часто можно увидеть замечания о краске для волос, суперклее, одежде. Ведь для изготовления всего этого тоже необходима нефть.
Часто мелькает резонный вопрос «а причём тут вообще искусство?». На него у активистов уже есть ответ. Один из них, Саймон Брамвелл, говорит, что история внедрения искусства в протесты сама по себе довольно богата. Внедрение предметов искусства в подобные акции он называет символизмом.
«Мы не режем картины, как это делали суфражистки», — заявляет Брамвелл. То, что он называет диссидентскими действиями, тщательно спланировано, чтобы причинить как можно меньше вреда объектам нападения. Так Just Stop Oil показывают, что они испытывают «уважение и любовь к искусству как институту».
Например, активисты организации тщательно подготовили июльскую акцию, в ходе которой они покрыли картину Джона Констебла «Сенокос» (1821) цветной распечаткой. На ней речной пейзаж заменили асфальтированной дорогой, мёртвыми деревьями, заводскими дымовыми трубами и самолётами.
Преступление и наказание
А что насчёт справедливого возмездия? Этим вопросом пользователи соцсетей задавались не реже. Ведь такие акции должны расцениваться хотя бы как вандализм и порча имущества.
Как выяснилось, активистов действительно задерживают за попытки испортить предметы искусства. Например, 36-летнего мужчину арестовали и поместили в психиатрическую клинику. Всё из-за того, что он попытался измазать картину «Мона Лиза» тортом в знак протеста. Нарушитель был недоволен тем, что художники недостаточно внимания уделяют «планете».
Предстали перед судом и фигурантки последней акции. Сразу после инцидента их арестовали, и уже на следующий день в суде им выдвинули обвинения в нанесении тяжкого ущерба. Конечно, своей вины девушки не признали. Их отпустили под залог при условии, что они не будут наносить краску или клейкие вещества в общественных местах.
Однако какой-то реакции протестующим удалось добиться. Так после нападения музей Ван Гога в Амстердаме заявил, что «внимательно следит за развитием событий», которые могут повлиять на его собственные меры безопасности.
Елена Фокина
Фото: artnews.com, npr.org, juststopoil.org, upi.com, widewalls.ch