«Дюна»: начало чего-то великого
Последние полтора года мы часто слышим, как кинотеатрам выносят смертный приговор. И правда, зачем они нам, когда есть стриминговые сервисы вроде Netflix: не нужно никуда ехать, смотри с кем хочешь и как хочешь. Ещё и безопаснее выходит. Так просмотр кино стал более камерным и уютным. Равно как и сам кинематограф.
Поэтому, когда в прокат вышла «Дюна», стало очевидно: зрители изголодались по эпичности. И их аппетиты были удовлетворены сполна. Ведь фильм Дени Вильнëва предлагает размах уровня «Мстителей», но без уже набившего оскомину супергеройского пафоса.
Перед режиссёром стояла непростая задача — снять фильм, который полюбят фанаты первоисточника и при этом поймут те, кто не знаком со вселенной «Дюны». Все предыдущие экранизации не смогли соблюсти этот баланс и были приняты прохладно. У Вильнëва, судя по отзывам, получилось.
Главный герой — Пол Атрейдес — сын герцога и наследник влиятельного рода. Император приказывает Атрейдесам стать наместниками на пустынной планете Арракис: смертельно опасной, но богатой ценнейшим ресурсом — пряностью. И это событие коренным образом влияет на расклад сил во вселенной.
«Дюна» довольно точно визуализирует эстетику великого фантастического романа, его таинственность и мрачность. Пустынный Арракис, как и в оригинальном произведении, является по сути отдельным персонажем. Камера то и дело замирает, чтобы показать его величественные пустынные пейзажи. Обычаи коренного народа — Фриманов — облекают планету в ореол мистики, а гигантские песчаные черви и сильнейшие бури ярко показывают всю опасность этого мира.
Кинолента атакует зрителя со всех фронтов. Легендарный Ханс Циммер написал саундтрек, соединивший футуризм, религиозные песнопения и природные шумы.
Тимоти Шаламе воплотил каноничный образ Пола Атрейдеса — главного героя ленты. На второстепенных ролях целая плеяда талантливых актёров: Ребекка Фергюсон, Джейсон Момоа, Стеллан Скарсгард, Оскар Айзек и многие другие. Да и сам Дени Вильнёв недавно получил от кинокритиков титул лучшего режиссёра прошлого десятилетия.
Его авторский стиль отличается медленным темпом повествования, и к этому нужно быть готовым. Вильнëв решил не умещать увесистый том в одну киноленту, а «свободное» время потратил на раскрытие героев (Арракис, напомню, один из них).
Кстати, читать оригинальную «Дюну» перед фильмом необязательно: немного затянутая экспозиция объяснит вам суть происходящего.
«Дюна» — роскошное эпическое полотно, которое мы так давно ждали. Прекрасное визуально и музыкально, с колоритными персонажами и глобальным сюжетом. От него не стоит ожидать законченности: оно лишь приоткрывает дверь в легендарную вселенную Фрэнка Герберта. Фильм оставит вас со жгучим желанием узнать продолжение, которое, будем надеяться, не за горами.
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru