«Дворец» Полански — зачем это пустили в отечественный прокат?
В российский прокат вышла новая картина Романа Полански, «Дворец». За короткое время актёрский состав фильма вызвал широкий зрительский интерес, ведь в ленте вместе снялись Микки Рурк и Александр Петров. Однако уже после премьеры от трепета не осталось и следа. Почему так вышло — рассказываем в статье.
Встречают по одёжке
В этом году 90-летний классик современного кинематографа Роман Полански решил явить миру своё новое детище. После строгого «Офицера и шпиона», который вышел в 2019 году, режиссёр переключился на жанр сатирической комедии, чтобы высмеять образ жизни богачей.
Впервые фильм увидел свет ещё в сентябре, на закрытом показе Венецианского кинофестиваля. И уже тогда «Дворец» собрал весьма красноречивые отзывы. Изначально фильм встретили трёхминутной овацией, но уже к концу показа, по словам одного из авторов газеты The Guardian Зана Брукса, многие зрители ушли из зала, не дождавшись развязки картины.
Буйство богатых
Сюжет «Дворца» разворачивается в фешенебельном швейцарском отеле «Палас», где сумасбродные богачи решают отметить Новый год. В воздухе витают настроения, что следующего года может и не быть — 1999-й завершается, а что же дальше? Миллениум или конец?..
Разумеется, каждый из гостей нервничает и по-своему чудит. Удовлетворить все их прихоти и помочь отелю пережить роковую ночь должен Хансуэли (Оливер Масуччи) — опытный управляющий «Паласа».
Подобную завязку зрители уже неоднократно видели (вспомнить хотя бы «4 комнаты» Тарантино), и кажется, что ничего не может сбить Полански с пути хорошей чёрной комедии. Но, по закону жанра, что-то идёт не так.
Насилие, махинации и чёрная икра
31 декабря 1999 года в отеле «Палас» собираются сливки общества XX века. Среди них: 97-летний техасский плутократ Артур Дункан Даллас III (Джон Клиз) со своей 22-летней женой (Бронвин Джеймс), пародия на британского политика Майкла Фабриканта по имени Билли Краш (Микки Рурк), глава русской мафии (Александр Петров), порнозвезда Бонго и пластический хирург доктор Лима.
А дальше сюжет начинает напоминать классическое новогоднее попурри из новелл, которые связаны либо идеей, либо, как в нашем случае, бедным Хансуэли. Управляющий предоставляет сейф русской мафии, успокаивает завравшегося финансового авантюриста Краша, помогает милой девушке Марголии спрятать труп мужа-миллиардера.
И это было бы весело, если бы не накал пошлости на экране. 100 минут зрителя кормят изображениями эрекции мёртвого пенсионера и другими мерзкими вещами. Герои блюют, мочатся на гирлянды и в кашпо, собака одной из дам гадит чёрной икрой, которую потом подают людям. И всё это время лица героев неестественно кривит от обилия пластических операций.
Роман, остановитесь
И, в принципе, изначальный посыл Полански понятен. Как и в случае Рубена Эстлунда с его «Треугольником печали», основная цель картины состоит в том, чтобы изобличить всё моральное и физическое уродство людей, дорвавшихся до богатства.
Но желая довести гротескность происходящего до абсолюта, Полански перестарался. Об этом говорит и финальная сцена фильма, которую в картинах режиссёра фанаты ценят особенно, ведь Полански всегда делает её слегка затянутой и запоминающейся.
Естественно, «Дворца» не минула чаша сия, и после полутора часов вакханалии зритель долго смотрит на половой акт чихуахуа и пингвина. Конечно, забыть такое будет сложно, но всё же хотелось бы увидеть гранд-финал в духе «Чайнатауна» или «Ребёнка Розмари».
Вырезал не то
Спасти отечественного зрителя от кошмара на экране пытались даже российские прокатчики. Ради этого из картины вырезали некоторые сцены. Но не переживайте, всё «самое вкусное» осталось на месте.
Пропали только сцены, в которых Полански иронизировал над русскими персонажами. Среди них — новогодняя речь Владимира Путина и делёжка денег между послом и мафиозником. К слову, именно пьяная жена посла лицом в икре фигурирует на зарубежных постерах. У нас этот постер заменили на более отвлечённый.
Суммарно хронометраж фильма сократился всего на две минуты, хотя, как по мне, можно было вырезать всё остальное и оставить только «провокационные иронизирующие кадры» — получилось бы, как минимум, не так пошло и дёшево.
Вердикт
Подвести итог в обсуждении новой картины Полански сложно. Задумка ясна, и она выстрелила бы, не реши 90-летний польский режиссёр извратить всё до невозможности. Разумеется, найдутся и те, кто рассмотрит за всей грязью и пошлостью фильма его глубину. Но стоит ли ради этого 100 минут смотреть на трупы, секс и собачий кал? Сомневаюсь.
Обсудить «Дворец» Романа Полански можно в нашем Дзене.
Елена Фокина
Фото: kinopoisk.ru, knife.media