Дом, который построил «Джокер»

15-10-2019 18:34

Фильм «Джокер» американского режиссера Тодда Филлипса стал лидером российского проката за минувшие выходные. Лента собрала много восторженных отзывов, и теперь ей пророчат «Оскара». Но нашлись и те, кто обвинил фильм в воспевании насилия и психоза. Платон Беседин для RUPOSTERS — о том, чем плох «Джокер» и почему он предвещает опасные перемены.

Ясно, почему о «Джокере» так много и так яростно говорят. Мы соскучились по большому кино, ставящему проклятые вопросы. Ведь в современном синематографе все больше жвачки – причем не свежей, а той, что приклеена снизу парты и давно засохла. В «Джокере» же одна игра Хоакина Феникса достойна многостраничных од.

Но суть в другом. «Джокер» — это манифест не только больного поколения, поколений, но и больной эпохи, прямое проникновение в уродливый zeitgeist. Не просто апология насилия и безумия, но и посещение нижнего дна нижнего ада и превращение того в милую картинку: мол, заходи — не пожалеешь. В «Джокере» нет ни добра, ни зла, ни бесов, ни ангелов — все это уничтожено и выкинуто вон, а есть исключительно человек, полагающий, что он центр мира, потому ему все дозволено, он есть бог, сильно обиженный людьми бог.

Час с лишним — вообще фильм до неприличия затянут и местами откровенно вторичен и скучен — мы наблюдаем, как жестокий, бесчеловечный мир измывается над Артуром Флеком. Его бьет шпана в подворотне, его полубезумная мать не верит в него, а позднее выясняется, что в детстве она привязывала ребенка к батарее и измывалась над ним. Коллега подставляет Артура, а шеф выгоняет с работы. И даже соседка, которую он мог бы любить, шарахается от него. Никто в бессердечном мире не пожалеет Артура Флека. Согласитесь, едва ли не каждый из нас побывал в его шкуре.

Таков этот мир. Такова эта жизнь. И да, они, жизнь и мир, до безобразия жестоки и лицемерны, похожи на вампиров, что высасывают из людей кровь, подчиняя и эксплуатируя, а потом убивая. Джокер задает логичный вопрос: «Что будет с психом, выкинутым в мир, который его забудет?». Ничего хорошего. Он действительно сойдет с ума и постарается отомстить.

Во все времена мы наблюдали такое. Но раньше часть вопросов снимало общение с Богом. Теперь Его нет. В центре мира больше не Бог, а человек, искалеченный и обезбоженный, униженный и извращенный. Что говорить, если уже лет десять как в голливудских фильмах вампиры не боятся распятий. Бога изъяли, но не нашли никого вместо Него.

Люди в Готэме, а мы все по-своему живем в Готэме, внешнем и внутреннем, — существуют исключительно в мире людей, то ли искалеченных, то ли мертвых. Они должны помогать друг другу? Такие установки в кино тоже были, когда люди приходили на выручку — гуманизм. Но и этого в «Джокере» нет. Есть лишь предельное отчуждение, критическая атомизация, где люди сбиваются в стаи не ради созидания, но ради разрушения. И в основе этого объединения — болезнь, разъедающая и человека, и общество в целом. Больны, потому вместе. И хотят заразить других. 

Солидную часть фильма режиссер Филлипс демонстрирует нам эту патологию. Он во многом упивается ею — тем проще, ведь Феникс играет блестяще. И только мудрый испытает к нему отвращение, потому что зло не только в трех «быках» с Уолл-стрит, но и в этом хохочущем клоуне — такова самая мрачная изнанка зла («Оно» Стивена Кинга тут тоже обязательно надо вспомнить). А вот массовый зритель, который в большинстве своем скудоумен и сер, испытает к Артуру Флеку нечто вроде симпатии и сочувствия, смилостивится над ним, а после, возможно, даже встанет на его сторону. Как то, собственно, произошло с героями фильма.

Конечно, тут можно возразить: создатели кино не должны учитывать духовный и интеллектуальный ценз зрителя. Но на самом деле должны. Особенно сейчас, когда общество упражняется в эсхатологический эквилибристике. Древние говорили: между здравым смыслом и безумием — лишь одна тонкая красная линия. И Флек пересекает ее. И остальные персонажи делают то же самое. Они все отвратительны: и мать Артура, и полицейские, доводящие ее до инсульта. В ленте нет ни одного положительного — сострадающего — персонажа. Разве что карлик, но он хорош исключительно тем, что не обижал Флека. Это намеренная суггестия.

Не Джокер — маньяк, не персонажи — мерзавцы, а такова жизнь. Она грязна, порочна, жестока, убийственна. В ней нет и не может быть ничего созидающего. Персонаж Роберта де Ниро — ведущий Мюррей Франклин — возражает Джокеру (он частично и породил его ранее), что не все люди плохие, но дальше — тишина: Франклин не находит аргументов, чтобы переубедить в том злодея. Потому что их нет у него. Нет их и у режиссера. Люди плохи, люди гадки. Потому что жизнь такова. А если так, то для чего она нужна в принципе? Отнимем ее. Отомстим. Покараем. И сделаем это максимально жестоко, как в сцене, где полузагримированный Артур ножом убивает коллегу, когда-то продавшему ему пистолет. И многие зрители испытают в этот момент катарсис — отомщены.

Фон Триер в своей последней работе показал, что у маньяка есть своя логика — режиссер заставил зрителей видеть глазами убийцы. Чтобы привыкали. Филлипс не просто показывает мир маньяка, он демонстрирует мир, в котором есть место только маньякам. Других здесь не производят. Человек человеку — шакал и стервятник.

И дело даже не в апологии насилия. У того же Тарантино насилия куда больше. Однако у Квентина есть приоритеты. Вспомните, кто спасается в «Криминальном чтиве» и «Бешеных псах». Вспомните, за что боролся боксер Бутч. В «Джокере» нет ни ценностей, ни приоритетов. Есть только эго, а если его спрыснуть кислотой будничного зла, то человек отомстит самым лютым образом. Каким именно? Подскажет медиа. Хуже, оскорбленный человек имеет право мстить — резать и убивать, если его обижали. Человек вообще имеет право на все, дабы избавиться от боли быть человеком — избавиться через патологический смех, коим нас каждый день кормят с экранов.

«Джокер» — идеальное оправдание маньяков и серийных убийц. Это по сути универсальная история о мальчике, которого обижали, поэтому он взял винтовку и расстрелял своих учителей и одноклассников. На то он, оказывается, имел право. И обязательно найдутся ему сочувствующие, и организуют клуб фанатов, и вознесут на знамена, и скажут: убийца — жертва и палач этого страшного мира. Так возвели на пьедестал Джокера бунтовщики в масках клоунов, но так же возносят и преступников в реальном мире. Никто не помнит имена жертв — все помнят только убийц и маньяков.

Филлипс снял оправдание для клинических психопатов — это очевидно, но ужас в другом: режиссер мягко и тонко подвел зрителей к тому, что в любой момент они сами могут стать таковыми. Нарисовать себе улыбку кровью и взять пистолет, чтобы совершить убийство в прайм-тайм. Собственно, так и есть, но человеку долго твердили: сопротивляйся злу, сохраняй рассудок, не переступай тонкую красную линию. Теперь же ему говорят: давай, иди за предел, излей безумие, а у нас есть приятная новость — людям это понравится, они восхитятся тобой.

«Джокер» — кино о бунте. Не только против успешных и против системы — это банально. Нет, это кино о бунте против здравого смысла и градации на правильное и неправильное, добро и зло. Ничего этого уже нет. Теперь ты сам решаешь, что можно и что нельзя. И, конечно, ты решишь, что все можно. Для этого нужно только найти повод. И судьба подкинет его. Потому что такова жизнь, и мы в ней всего лишь жертвы, мечтающие превратить в жертв других. Чтобы ощутить собственную жизнь, собственное я через гибель другого.

Loading



Поделиться:

Похожие посты

«Долгая прогулка» Стивена Кинга: идти во имя или против диктатуры?

11 сентября в международном прокате стартовала экранизация антиутопического романа Стивена Кинга «Долгая прогулка». В российских кинотеатрах новинка стартует 18 сентября. Пока критики на Rotten Tomatoes ставят новинке хвалебные 93% «свежести», а зрит

«Убийства в одном здании», 5 сезон: что известно о новых сериях звёздного детектива

Три сыщика-подкастера из манхэттенской Арконии возвращаются на экраны! В 5 сезоне сериала «Убийства в одном здании» Чарльз, Оливер и Мейбл берутся за новое дело. Вахтёр их дома Лестер Калуки погибает при странных обстоятельствах, и полиция уверяет вс

«Всеведущий читатель»: опасное путешествие в любимую новеллу

4 сентября в российских кинотеатрах прошла премьера южнокорейского блокбастера «Всеведущий читатель». События любимой постапокалиптической веб-новеллы офисного работника Ким Док Ча стали реальностью, и теперь судьба человечества в его руках. Какой по

Сериал «Москва слезам не верит»: топорное заигрывание с классикой

4 сентября на платформе Wink вышел сериальный ремейк оскароносного фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В духе советской классики три девушки переезжают в столицу, мечтая о лучшей жизни. Но сладкие грёзы развеиваются от гуляющего ветра

«Уэнсдей», 2 сезон: идеальный готический аттракцион

В 2022 году, когда все сходили с ума по саркастичной готке с косичками и немигающим взглядом, оставалось смутное предчувствие, что всё это ненадолго. Но первые серии второго сезона «Уэнсдей» ясно дали понять, что новую историю про семейку Аддамс пока

Новости ForPost

Метки

афиша Севастополь аниме 2024 карантин ЦГБ им. Л.Н.Толстого Крым Фильмы 2025 Balenciaga живопись Большой севастопольский офицерский бал художники Dior Театральная улица Александр Петров кино Конкурс "Живая классика" фильмы ужасов хоррор BLACKPINK музыка 2024 Андрей Маслов Севастополь Netflix театр Луначарского Психо Дель Арт поп-музыка рэп куда сходить аниме 2025 Модный показ СЦКиИ Тейлор Свифт детектив Клим Шипенко Charli XCX День ВМФ Дворец культуры рыбаков Григорий Лифанов выставка арт-отель "Украина" мастер-классы Мода фэнтези музыка 2023 Театр имени Луначарского Обзор мода и стиль театр драмы "Психо Дель Арт" ДКР концерт игры 2023 рецензия Игры 2025 Театр им. Кукол спектакль Российские сериалы российские фильмы Афиша Севастополя комедия Севастопольский ТЮЗ спектакли Сергей Безруков мультфильмы 2024 "Кинопоиск" СевТЮЗ мультфильмы изоляция сериалы 2025 праздник обзор аниме театр выставки музыка Новый год фестиваль игры 2024 фильмы 2023 Неделя моды сериалы 2023 День Победы 9 мая музыка 2025 балет Федюхины высоты K-pop фильмы Севастопольский театр оперы и балета Херсонес опера Золотая балка Хаяо Миядзаки Херсонес Таврический мультфильмы 2023 сериалы 2024 книги искусство Музей-заповедник "Херсонес Таврический" фильмы 2024 Аниме коронавирус Российские сериалы 2025