До мышей: современные литературные премии и номинанты

На премию «Национальный бестселлер» в этом году номинирован роман Петра Павленского «Столкновение». По сути, это сборник записок судебных заседаний, протоколов и актов. Невольно задаёшься вопросом: куда сегодня держит путь «современная литература»? На эту тему порассуждала Мария Дегтерёва.
Всякое разное видела я за годы, что наблюдаю за литературной жизнью.
Душещипательный (в плохом смысле) роман Анны Старобинец, целиком посвященный неудачной беременности и «врачам с рыбьими глазами».
Десятка три романов, больше всего на свете похожих на неумелое школьное сочинение. Зарисовки о собачьей, кошачьей, хомячковой жизни, выдаваемые авторами за большой литературный труд.
И вот, наконец, свершилось. Кажется, в этом году премия «Национальный бестселлер» совершила переворот в моём сознании. Все, что я встречу в своей жизни дальше, наверняка будет казаться мелким, суетливым и неискренним.
Дело в том, что неизвестная мне умница номинировала на «Нацбест» роман Петра Павленского. Да, того самого, который приколачивал ценное к брусчатке на Красной площади, а потом поджигал национальный банк во Франции.
Скрин видео с YouTube
Мамки, няньки, созывайтесь, собирайтесь. Художник без единой картины оказался писателем! Вызрел, — подумала я, — литературный талант. Как ананас в оранжерее.
С некоторым даже придыханием открыла аннотацию к книге. А ну как там новые «Братья Карамазовы».
«Вроде бы Павленский сам не написал тут ни слова: все за него записывали секретари суда — сначала русского, потом французского. Но нельзя забывать о том, что сами ситуации, в которых они вынуждены были приступить к записи, создал не кто иной как Павленский», — прочла я и протерла сначала монитор, потом глаза, следом – снова монитор.
Вы все правильно поняли: «роман» являет собой записки судебных заседаний, протоколы, акты.
Если честно, я бы на этом не остановилась и номинировала полное собрание этикеток к освежителю воздуха. В конце концов, кто-то наверняка «создал ситуации», при которых подобное чтение было актуальным.
Если говорить серьезно, меня немного пугает то, что называется словосочетанием «литературный процесс». Безусловно, в России есть большие, огромного масштаба писатели – их можно сосчитать на пальцах одной руки.
Столько же примерно – безусловно талантливых, но пока не настолько известных авторов. И они действительно развиваются.
Все остальное – какой-то дурной анекдот. Словно люди, научившиеся складывать слова в предложения, а предложения в мысли – массово сбежали не то в Netflix, не то – в разработку компьютерных игр.
И хорошо бы, если бы просто качественной литературы становилось меньше. Можно пережить, всякие периоды случались в родной истории.
Но дело в том, что на место качественной приходит массовая некачественная! Причем, некачественная настолько, что пробивает даже самый сильный иммунитет.
По моим личным ощущениям, волна графомании поднялась так высоко, что скоро нас всех уже смоет.
Фото: sovlit.ru
Самое удивительное в этой графомании то, что её абсолютно всерьез обсуждает «экспертное сообщество». И вот дообсуждались до романа Павленского.
Мне, если честно, тяжело вообразить, с каким выражением лица взрослый человек, наверняка успешный или, во всяком случае, состоявшийся в литературе, может всерьез, без тени иронии это рецензировать. Поставить точку, положить ручку, крякнуть одобрительно.
О, боги, что следующее?
Впрочем, в театральном мире – не многим лучше, но об этом в следующий раз.
Мария Дегтерёва