Дешевле, проще, быстрее: в эпоху лайков уже не до искусства?
Насколько актуально настоящее искусство в сумасшедший век Инстаграма? Полотна гениальных живописцев сегодня доступны в виде оцифрованных изображений, которые можно лайкать и скачивать хоть до потери пульса, не обременяя себя походом на выставку. Почему так происходит? Своими размышлениями на тему упадка арт-рынка и трансформаций в других сферах делится Анатолий Дымант.
Наблюдая какую либо тенденцию неволей задаешься вопросом о причинах. Помню, ещё захватил кусочек того времени, когда картины продавались, продавались дорого, часто, на выставки ходили, все это вызывало интерес, ажиотаж. Сейчас же многие со мной согласятся, что всё намного сложнее.
Интерес есть, но точечный, скорее выборочный, и продать картину, причём основательную становится всё намного сложнее. Люди с меньшей охотой готовы тратиться на этот элитарный сегмент, и дело даже не в деньгах, так как деньги есть, а уже вроде как людям не до искусства. Мои личные наблюдения — ситуация изменилась с приходом Интернета в массы и его копеечной доступностью. Теперь большая доступность любой информации, всё быстро, мимолетно — сделал селфи, получил лайки, кайфанул от них, забыл, пролистал дальше.
Ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством информации и фото-видео материала, его надо быстро переваривать. Если статья длиннее страницы или видео больше 15 минут никто не будет всё это читать-смотреть. А живопись, картина — там надо думать, вникать, чувствовать, предварительно собрав багаж определённых знаний для понимания, ещё и стоит дорого, и картинка одна. Зачем платить, если в инсте можно сотни в перерыве на кофе пролистать, лайкнуть, забыть, а потом новое посмотреть.
Другая эстетика, другой ритм. Всё лёгкое, быстрое, подешевле. Лишь единицы ещё ценят основательность. Так и везде: машины — на пяток лет, обувь — на сезон, дом из опилок и стекловаты за недорого — на десять лет, любовь до гроба — на пару месяцев. Мало кто ещё строит дома из тёсанного камня на века, как наши бабушки и дедушки терпят все невзгоды всю жизнь вместе, мало кто снимает большое кино, а не видео-однодневки, делает какие-то монументальные вещи. Основная цель — дешевле, проще, быстрее. Даже фотографии раньше печатали, а теперь лишь лайки в соцсетях собираем, интересно, увидят ли внуки или правнуки какие мы были, когда уже вместо соцсетей что-то другое придумают?
И искусство сейчас тоже в духе времени. Надо поймать на крючок удивления, сыграть шоу, вызвать эмоцию, нажать на болевые точки, быстро подцепить на живца, сорвать хайп и дальше придумывать что-то новое, будто быстро крутить ленту Инстаграма, собирая лайки. Основательность уходит в прошлое. Или же это синусоида с минимумом на оси времени, потом будет иначе. Посмотрим.