«Черное зеркало»: про 6 сезон без спойлеров
Мрачный сериал «Черное зеркало» уверенно держится на экранах вот уже 12 лет. Все эти годы он радовал нас нестандартным, тёмным виденьем будущего, которое вот-вот выскочит из-за угла и ударит человечество кирпичом по затылку. Спустя четыре года молчания сериал вернулся, чтобы подарить нам свеженькие эпизоды «мрачнятины». А о чём они, и стоят ли внимания — расскажем в этой статье.
В новый сезон вошло пять эпизодов, мы рассмотрим каждый из них отдельно, и постараемся обойтись без спойлеров.
«Джоан ужасна»
Сезон открывает, воистину, самый классический для «Черного зеркала» сюжет: человечество пожинает плоды своего халатного обращения с технологиями и документами. В центре сюжета оказывается обычная девушка Джоан, жизнь которой, внезапно для неё самой, превращается в настоящее телешоу. И это не метафора: каждый вечер все друзья и близкие Джоан могут посмотреть сериал о том, как девушка провела день со всеми интимными подробностями.
Естественно, внезапная публичность жизни Джоан навлекает на неё беду: общественное осуждение, проблемы на работе, конфликт в отношениях. И тогда девушка решает наконец взять свою жизнь в свои руки. Здесь стоит поаплодировать сценаристу, ведь бороться Джоан предстоит против самого Нетфликса (на котором и выходит «Черное зеркало»), а если точнее — его сериального аналога, сервиса Стримберри.
И поверьте, вам понравится эта борьба. Эпизод под руководством Элли Панкив (сериалы «Великая», «Выскочка») получился невероятно динамичным и смешным. Радуют как одиночные сцены с главной героиней, так и её перепалки со своей теле-копией в роли Сальмы Хайек. Ну и, конечно, нельзя не отметить звёздный состав серии. Тут как на подбор: Энни Мёрфи, Сальма Хайек, Майкл Сера, Бен Барнс.
С высоты просмотренных мною пяти эпизодов нового сезона, с уверенностью можно сказать, что «Джоан ужасна» получилась одной из самых мощных серий нового релиза. В этой серии есть та свежесть, которой, как мне кажется, «Черному зеркалу» не хватало: немного иронии над собой и умение преподнести пугающе близкую людям мрачную правду жизни сквозь призму лёгкого юмора.
Оценка: 5 из 5.
«Лох-Генри»
Этой серии стоило бы накинуть балл в моей рейтинговой системе просто за название. Но, к сожалению, в этот раз постарались не переводчики-адаптаторы. Всё дело в разночтении слова «loch» для шотландского и русского языков. У нас это жаргонизм, а в шотландском — «озеро».
Именно у озера Генри и разворачиваются события второго эпизода сезона. Молодой кинематографист Дэйв приезжает на свою малую родину, чтобы снять документальный фильм. Вместе с ним приезжает Пиа, ребята учатся вместе и встречаются.
Изначальный план снимать кино о браконьерах и птичьих гнёздах быстро задвигается «на второй план», когда Пиа обнаруживает в деревушке отличную основу для фильма в стиле тру-крайм. Но куда их заведёт тропа расследования?..
Во-первых, стоит отметить, что это уже второй эпизод, в котором Чарли Брукер, сценарист «Черного зеркала», иронизирует над Нетфликс. Жанр тру-крайм (настоящее преступление — прим.ред) является одним из самых популярных для стриминговой платформы, сейчас он в моде, и многими любим.
Во-вторых, режиссёрское кресло отдали максимально «правильному» человеку — Сэму Миллеру. Он является спецом в жанре детективов, и успел наснимать их целое множество: «Американское преступление», «Те, кто убивают», «Лютер», «Каратель», и дальше по списку. Поэтому эпизод «Лох-Генри» максимально органично погружает зрителя в атмосферу расследования по всем канонам: необычные сюжетные повороты и гнетущий саспенс гарантированы.
Особенно интересно серия заходит на контрасте с первой. Из хиханьки-хаханьки зрителя резко окунают в доку-драму об убийстве, финал которой, уверена, не оставит равнодушным даже фанатов «Следствие вели» и «Криминальная Россия».
Оценка: 5 из 5.
«За морем»
Пожалуй, это последний из эпизодов сезона, который стоит отнести к так называемой высшей лиге. Он, как и два предыдущих, обладает звёздным составом, который не просто завлекает, но ещё и работает. Помимо этого, сюжет серии действительно интересен, а концовка не столь предсказуема, как может показаться на первый взгляд.
Итак, в основе сюжета лежит жизнь двух космонавтов на космическом корабле. В альтернативном 1969 Клифф (Аарон Пол) и Дэвид (Джош Хартнет) отправились в экспедицию по просторам космоса, которая продлится 6 долгих лет. Чтобы мужчины смогли поддерживать контакт с семьями, им предоставили доступ к особой технологии: они могут удалённо подключать сознание к своим механическим копиям на Земле.
Но идиллия удалённой жизни рушится, когда семью Дэвида убивают хиппи-фанатики. К каким же последствиям это приведёт Дэвида и его коллегу Клиффа?
Руководить съёмочным процессом эпизода доверили Джону Кроули, который работал над прекрасным «Настоящим детективом», и в «За морем» можно прочувствовать этот стиль. Саспенс нагнетается медленно, он пронизан человеческими взаимоотношениями и эмоциями. Поступки, которые сперва покажутся вам незначительными, позже выстреливают, как чеховское ружье.
Отдельно стоит отметить качество игры Аарона Пола. В этой серии ему предстояло сыграть сразу двух персонажей (не буду рассказывать, почему), и у него получилось. Все эмоции на лице актёра воспринимаются как настоящие, и от этого кажется, будто смотришь драму-номинант на «Оскар», а не сериал. В то же время, динамика эпизода не такая бодрая, как у первых двух серий, но вот концовка — одна из самых мрачных.
Оценка: 5 из 5.
«Мейзи Дэй»
В русскоязычном интернете эта серия подверглась мученическим пыткам переводчиком. Я видела такие варианты, как «день мейзи», «день Мазея», и другие. Но что же такое Mazey Day?
Это имя актрисы, вокруг которой завязывается сюжет четвёртого эпизода. Мейзи, внезапно для всех, срывается со съёмок в Европе, возвращается домой, и «ложится на дно». Конечно же, это не может пройти мимо папарацци, и они начинают настоящую охоту на актрису.
Но что вынуждает Мейзи так странно вести себя и скрываться? Неужели это типичная история слетевшей с катушек голливудской звезды-наркоманки? Как бы не так.
Снимать эпизод доверили Уте Бризвитц, которая уже успела поработать над «Очень странными делами», «Оранжевый — хит сезона» и «Видоизменённым углеродом». И, пожалуй, из всех работ в «Мейзи Дэй» больше всего прослеживаются именно «Очень странные дела», что, вообще-то, странно.
Это весьма интересная и бодрая мистика на 40 минут, к которой у меня не было бы претензий, если бы она не входила в альманах историй «Черного зеркала», потому что связь с технологиями здесь очень и очень туманна. Поэтому «Мейзи Дэй» воспринимается скорее как эксперимент Чарли Брукера, его попытка вывести сериал за черту техногенной катастрофы. Но зачем? Глубокая аллюзия на вредоносность профессии папарацци? Вау.
Оценка: 4 из 5, только за красивую концовку.
«Демон 79»
В рамках нового сезона это стало вторым заигрыванием сценариста с темой мистики. И, скажем прямо, не самым удачным. «Демон 79» — современная попытка снять ужастик времён восьмидесятых от Тоби Хейнса. В его фильмографии, если верить Кинопоиску, много высоко оценённых картин, но, признаться, кроме «Доктора Кто» я не слышала ни об одной.
Сюжет «Демона 79» рассказывает о британской индианке Ниде, которая пытается выжить в мире ксенофобной Северной Англии. Череда событий помогает Ниде найти проклятую руну, внутри которой заточён демон. Он приказывает бедной девушке убить трёх людей. Если Нида откажется, то мир захлестнёт апокалипсис.
Завязочка шикарна, не правда ли? Расовые притеснения, мистика, и дешёвые угрозы. Думаете, это всё? Не-а. Демон ещё и будет выглядеть, как солист группы Boney M!
Покопавшись в информации о серии, можно найти, откуда растёт корень таких изменений. Над последней серией сезона помимо Чарли Брукера работала британская стендап-комедиантка индийского происхождения Биша Али.
И, справедливости ради, комедийная составляющая в серии проработана отлично. Смотреть это местами уморительно. Но для чего было помещать всё в этот «ущемляемый» контекст? Чтобы убивающая Нида выглядела жертвой обстоятельств? К слову, женщин Нида не убивает. Интересно, почему?..
Суммарно эпизод оставляет скомканные впечатления. До откровенного смешного треша в духе «Очень страшное кино» он не дотягивает, но и воспринимать его серьёзно не хочется. В итоге получается что-то среднее: вроде о проблемах, а вроде «бабка и так думает о смерти, давай укокошим».
Оценка: 3 из 5.
Вердикт
С одной стороны, хочется радоваться, что, в отличие от пятого сезона, шестой принёс аж на две серии больше. С другой — удачными получились всё равно только первые три.
И именно из-за этого построить целостное представление о сезоне не получается. Складывается впечатление, что сам Чарли Брукер хотел сделать сезон небольшим, как и предыдущий, но большие боссы сказали «дописывай, как хочешь». В итоге — да, хронометраж увеличен, но зачем?
«Мейзи Дэй» и «Демон 79» относятся к концепции «Черного зеркала» слишком косвенно. В происходящем нет вины технологий, это просто злободневные мистические ужастики. И их нельзя назвать плохими, они просто… Сырые, что ли. Не в потоке общей мысли сериала.
В то же время, первые три эпизода на их фоне буквально начинают светиться — вот настолько хорошими они кажутся в сравнении. Поэтому, если всё же соберётесь смотреть новый сезон (а его уже можно посмотреть в озвучке), делайте ставку на первые три серии. Остальные же смотрите исключительно на свой страх и риск.
Обсудить «Черное зеркало» можно у нас в Дзен.
Елена Фокина
Фото: thecinemaholic.com, imdb.com, Netflix|социальные сети, mashable.com, dexerto.com, radiotimes.com, veras.mx, empireonline.com