С Луны на Марс: чувства в невесомости «Вдали» от Земли

08-10-2020 17:47

В начале сентября вышел научно-фантастический сериал «Вдали» (Away) — о космической экспедиции, возглавляемой астронавтом Эммой Грин, роль которой исполнила двукратная лауреатка премии «Оскар» Хиллари Суэнк. Смелая и сильная духом женщина согласилась на крайне опасную миссию — трёхлетний исследовательский перелёт с Луны на Марс в составе интернациональной команды космонавтов. Разбираемся вместе с Forbes в преимуществах и недостатках нового сериала о женщине-руководителе первой экспедиции на Марс, оставившей на Земле семью.

В задачу Эммы Грин входит не только достичь точки назначения (что уже само по себе испытание), но и сплотить членов разношёрстной команды: опытного, но сварливого русского Михаила, интровертной женщины-химика Лу из Китая, вечно сомневающегося в себе африканско-британского ботаника Куэси и уравновешенного, но с внушительными скелетами в шкафу второго пилота Рэма, родом из Индии. Вдобавок ко всему, на Земле у Эммы остались дочь-подросток и муж, который и сам должен был лететь на Марс, но в итоге оказался в инвалидном кресле. Три года — огромный срок для людей, замкнутых в пространстве космического корабля, особенно когда дома их ждут любимые люди и многочисленные нерешённые проблемы.

«Вдали» удивительно точно попал в настроение своего зрителя. В эпоху, когда люди осмысляют последствия всемирной самоизоляции и живут в ожидании ещё одной волны коронавирусной инфекции, сериал о космонавтах, осуществляющих важнейшую миссию в истории человечества, находясь на значительном расстоянии от своих родных, оказался, что называется, на злобу дня.

Дополнительное внимание обеспечивает имя исполнительницы главной роли. Хиллари Суэнк — обладательница двух «Оскаров» за главные роли в фильмах «Парни не плачут» и «Малышка на миллион». Обе кинокартины — о женщинах с сильным стержнем внутри, но хрупким психическим каркасом, едва выдерживающим давление внешнего мира. Идеальный бэкграунд для сюжета об астронавтке, вынужденной балансировать между человеком, ведущим человечество через тернии к звёздам, и просто хорошей матерью и женой (что, конечно, тоже не самое простое дело в жизни).

К сожалению, очевидные достоинства такой сюжетной основы перечёркиваются некоторыми кардинальными недостатками. В первую очередь, стоит учесть, что сериальной «Гравитации» или хотя бы «К звёздам» из «Вдали» не получилось. Как минимум, по причине того, что космос здесь не дополнительный рычаг движения сюжета, а всего лишь красивая декорация. Рассчитывать на хотя бы даже приближённое к реальным условиям полёта действо не стоит: астронавты на корабле «Атлас» расхаживают по коридорам, вообще забыв про отсутствие гравитации, несмотря на то, что строение ракеты не предполагает какого-либо намёка на наличие центрифуги (хотя там есть момент, в который гравитацию якобы отключают). При том в некоторые моменты они драматично улетают в другой отсек.

Проше говоря, невесомость на «Атласе» действует избирательно, в угоду драматургии. Не говоря уже о том, что работа астронавтов как будто почти целиком состоит не из исследований, экспериментов и технического наблюдения, а из разговоров по душам, рефлексии и периодических спонтанных нервных срывов. Короче говоря, нужно сразу принять тот факт, что космос в сериале не более, чем условность. С тем же успехом герои могли отправиться в путешествие на три года на корабле.

Неочевидная до начала просмотра, но насущная проблема местной драматургии заключается ещё и в том, что «Вдали» пытается походить на «большое кино», в том числе и сценарно. Вместо привычного дробления на зарисовки, в которых история стремительно кочует от события к событию, плетя ткань сюжета, сериал будто имитирует (ключевое слово) вертикально-горизонтальную структуру, в которой есть два центральных события, связывающих между собой отдельные эпизоды: полёт к Марсу и борьбу мужа главной героини с внезапной болезнью.

В каждой серии, в свою очередь, нам понемногу открывают очередную порцию прошлого персонажей, таким образом формируя эмпатические цепочки между ними. И это, к сожалению, работает не так, как следовало бы: динамика сильно провисает в моментах душещипательных бесед второстепенных героев. Русский космонавт улетел, мучимый затянувшимся конфликтом с дочерью, химик-китаянка страдает по оставленной снаружи возлюбленной, будучи при этом замужем.

Более-менее полноценная картина складывается только к пятой-шестой серии. До этого все, кроме героини Хиллари Суэнк, воспринимаются как персонажи, служащие лишь фоном для центрального конфликта женщины, вынужденной оставить семью ради всего человечества.

Одновременно с этим, если дать сериалу шанс расшевелиться, во второй половине он начинает по-настоящему захватывать. Герои обрастают характером и мотивациями и перестают напоминать команду страдальцев, которых кто-то решил свести вместе, чтобы они поболтали в красивых декорациях космического корабля. История семьи главной героини также перестаёт быть похожей на космическую «Санта-Барбару» с классическими американскими темами «преодоления себя». И во многом это заслуга прекрасных актёров.

Не удивимся, если Джош Чарльз, сыгравший Мэтта, прикованного к инвалидному креслу мужа Эммы, получит ряд номинаций за лучшую актерскую работу. Да и харизма Хиллари Суэнк определенно служит клеем для сюжета. У неё получилась сильная и, что важно, человечная героиня, не железная женщина в скафандре, но способная добиться своей цели — успешно доставить команду корабля к Марсу и, что важно, вернуть всех обратно живыми и невредимыми.

В лучшие моменты «Вдали» таки становится похож на признанный образец жанра, «Гравитацию», в том числе в плане того, как сняты космические эпизоды. Например, во второй серии Эмма и Михаил, до этого обуреваемые противоречиями и взаимной неприязнью, вынуждены выйти в открытый космос, чтобы устранить технические неполадки снаружи корабля. Технически это выглядит очень впечатляюще: наконец-то камерная история выходит за рамки своего пространства, и мы вспоминаем, что находимся в космосе, где никто не услышит твой крик, если коллега решит не вовремя отпустить страховочный фал.

Но, в общем и целом, всё это мало спасает «Вдали» от перспективы зрительского забвения. В нём достаточно стереотипов (если русский — то в космосе синтезирует водку, хорошо хоть не шьёт ушанку), много пустоватых разговоров и мало той эскапистской эссенции, ради которой мы вообще смотрим сериалы. Он гораздо выгоднее смотрелся бы в формате мини-сериала, если выбросить оттуда значительную часть слезоточивых сцен и оставить всё, связанное с выходами экипажа «Атласа» в открытый космос.

Ну а что до пресловутой актуальной повестки — да, в сериале один мужчина лежит с парализованными ногами, а женщина в небе и маленькая женщина на земле поддерживают его во имя всеобщего блага. А другой мужчина, не получивший заветный пост командира экспедиции, потихоньку вредит с расстояния в сотни тысяч километров своим несостоявшимся подчинённым, включая главную героиню. Какими бы масштабными категориями мы не мыслили, человечий дух всегда напомнит, каково наше место во Вселенной.

Иван Афанасьев

Фото: kg-portal.ru, forbes.ru

 

 

Loading



Сериал Вдали, Хиллари Суэнк,

Поделиться:

Похожие посты

«Ёмкость» своих смыслов показал симферопольский художник в Севастополе

Художник-график из Симферополя Виктор Нефёдов представил в Севастополе персональную выставку под названием «Ёмкость» (12+) — небольшую ретроспективу своего творчества, охватывающую работы, разработанные на протяжении более десяти лет.
Обложка: Р

Труды полувекового творчества представили преподавательницы художественной школы Севастополя

В Севастополе открылась выставка (12+) двух преподавателей детской художественной школы: Зинаиды Гурьевой и Елены Соповой. В экспозиции представлены работы, созданные за почти полвека — с 1978 по 2025 годы, демонстрируя творческий путь двух мастеров,

Мысли-женщины романов Мураками: в Севастополе представили постановку по мотивам книг писателя

«Все божьи дети могут танцевать» (18+). Так называется рассказ японского писателя Харуки Мураками и сборник, куда вошло произведение. И словно желая проиллюстрировать этот посыл, актёры севастопольского «Театра горожан», занятые в постановке-впечатле

Причиняем добро: чем хорош новый сериал «Из многих»

Создатель культового сериала «Во все тяжкие» Винс Гиллиган представил своё новое детище — научно-фантастическую драму «Из многих» (Pluribus). Из-за космического вируса человечество познало счастье и стало мыслить как один. Лишь немногие люди с иммуни

В Севастополе трагедию разрушения превратили в искусство выставкой «Пожары»

Показать, как искусство преображает трагическое в прекрасное. Вот главный посыл фотопроекта «Пожары» (6+), который открылся в культурном пространстве «10й дом». Это совместная работа фотографа Евгении Голобурдиной и художницы Аллы Лебеденко. Выставка

Новости ForPost

Метки

Большой севастопольский офицерский бал балет российские фильмы Севастопольский ТЮЗ Григорий Лифанов мода и стиль мультфильмы 2023 Dior фестиваль музыка 2024 поп-музыка СЦКиИ сериалы 2024 аниме 2025 Театральная улица K-pop Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Тейлор Свифт ДКР выставки детектив Netflix Федюхины высоты СевТЮЗ рецензия Конкурс "Живая классика" арт-отель "Украина" "Кинопоиск" сериалы 2023 фильмы Херсонес Таврический игры 2023 Российские сериалы 2025 театр драмы "Психо Дель Арт" театр Balenciaga Игры 2025 фэнтези Билли Айлиш Клим Шипенко изоляция спектакли рэп Дворец культуры рыбаков 9 мая Александр Петров современное искусство выставка комедия мастер-классы поэзия фильмы 2023 сериалы 2025 мультфильмы афиша Севастополь BLACKPINK игры 2024 Российские сериалы хоррор Севастопольский театр оперы и балета Фильмы 2025 художники Крым Херсонес театр Луначарского Театр имени Луначарского Новый год живопись фильмы ужасов Charli XCX Неделя моды в Париже обзор аниме музыка Мода Психо Дель Арт концерт музыка 2023 карантин Афиша Севастополя аниме 2024 праздник Модный показ фильмы 2024 искусство книги спектакль музыка 2025 Обзор кино Севастополь Золотая балка куда сходить мультфильмы 2024 коронавирус Аниме Неделя моды опера День Победы Хаяо Миядзаки Театр им. Кукол