«Чудесная история Генри Шугара»: как надо экранизировать книги
Несколько дней назад в сети наконец-то появилась короткометражка Уэса Андерсона под названием «Чудесная история Генри Шугара». Эту работу режиссёр впервые презентовал миру 1 сентября на Венецианском кинофестивале. ForPost-Афиша успела посмотреть новое творение мастера, и без спойлеров расскажет, почему это кино стоит увидеть своими глазами.
От взрослых для детей
«Чудесная история Генри Шугара» — это сборник рассказов британского писателя Роальда Даля. Книга рассказывает о богаче Генри Шугаре, завсегдатае казино и любителе пари. Жизнь главного героя меняется, когда он сам находит сборник странных рассказов.
Для Уэса Андерсона это второй опыт взаимодействия с произведениями Роальда Даля. Впервые он попытался экранизировать «Бесподобного мистера Фокса» в кукольной манере в 2009 году. И, стоит признать, работа получилась весьма достойная. Чего же ждать от нового столкновения детской литературы и необычного кинематографиста?
«Офис» для самых маленьких
В отличие от «Бесподобного мистера Фокса», в новой картине Уэс Андерсон не стал обращаться к кукольной анимации. Для съёмок в новой картине он позвал Бенедикта Камбербэтча, Рэйфа Файнса, Бена Кингсли и других известных актеров.
В то же время, режиссёр не стал изменять себе, и сделал кино максимально… скажем, необычным. Здесь вам и игра с цветом, и трюки, которые, как мы подозреваем, Андерсон мог подглядеть в картине «Все страхи Бо». В частности, речь идёт о театрализированности, искуственности происходящего.
Во многих сценах декорации меняют прямо у зрителя на виду, а вместо графики — покрашенный в разные цвета ящик. Из-за этого действие на экране гораздо сильнее походит на некую сказку, несуществующий сюжет.
Эффект усиливает и особенность повествования: все свои действия персонажи проговаривают сами, в третьем лице. Очень часто они смотрят прямо в камеру, как бы разговаривая со зрителем напрямую. В совокупности всё это создаёт необычное ощущение, будто Андерсону удалось воспроизвести чтение книг в видеоформате.
Всё связано
Впрочем, выламывание четвёртой стены и особенности повествования — не единственное, чем «Чудесная история Генри Шугара». Она также интересна своей матрёшечной композицией.
Повествование начинается на улице, где сам Роальд Даль (Рейф Файнс) заговаривает со зрителем. Вместе они погружаются в первый уровень «матрёшки» — детский домик для чтения книг. С началом истории Генри Шугара зритель в одиночку «ныряет» на уровень глубже. И так ещё пару раз.
Несмотря на ограниченный хронометраж, со временем забываешь, что фрагмент истории на экране — лишь ответвление основы, и вскоре зрителя «вытащат» обратно. Поэтому картина напоминает собой по-детски увлекательное приключение, полное авантюр и небылиц. Долгое время части кажутся несвязанными, но в какой-то момент образуют собой идеально ровную линию, и ложатся в логичный сюжет.
Вторит этому ощущению сказочности происходящего и статичность кадра. В этой работе Уэс Андерсон намеренно делает всё, чтобы изображение казалось максимально нереалистичным, будто фрагмент жизни кукол в их игрушечном домике. Добиться эффекта помогает статика: за исключением редких запланированных пролётов камера полностью недвижима.
Будь не как все
Отдельно выделим ещё два визуальных приёма, которые делают композицию целостной и фантастичной. Первый — это, конечно же, любовь Андерсона к монохромному кадру. В новой картине режиссёр остаётся верен своему стилю, и за этим невероятно приятно наблюдать. В том числе потому что создатель не стремится придать фильму реалистичности, практически каждый кадр короткометражки — чистое визуальное удовольствие.
Кроме этого, нельзя не заметить, что большинство реквизита в кадре заготовлено так, чтобы снимать без склеек. Это хорошо видно во фрагменте, когда Имхаду Хану завязывают бинтом глаза: актёры берут цельную маску в виде бинтов на зип-молнии, натягивают её на голову Бену Кингсли, и звучно застёгивают. Подобное происходит не единожды, и тоже сильно выделяет картину на фоне остальных. Ведь многие кинематографисты сейчас делают упор именно на графику, достоверность, реалистичность. Андерсон же приходит, ломает всё это, и вызывает фурор.
Приключение на 40 минут
Очевидно, «Чудесная история Генри Шугара» стоит потраченного времени. Хотя бы потому что затягивает интересным сюжетом и качественным визуалом. В то же время, она не «грузит» зрителя, позволяет расслабиться и почувствовать себя ребёнком перед экраном телевизора.
Кроме того, ознакомиться с картиной стоит и фанатам творчества Андерсона. Ведь короткометражка является лишь первой частью целого цикла историй Генри Шугара, которые выйдут на Netflix 13 октября 2023 года.
Обсудить новую картину Андерсона можно в нашем Дзен.
Елена Фокина
Фото: pitchfork.com, timeout.com, itsnicethat.com, ew.com, tvinsider.com