«Четыре четверти»: подростковая драма о первой любви
16 января в российском кинопрокате стартовала отечественная картина «Четыре четверти». Школа, первая любовь вопреки всему, ссоры и примирения — в лучших традициях голливудских мелодрам. Рассказываем, чем фильм по роману-бестселлеру Александра Юка может зацепить зрителей.
Обложка: Киноглаз, КАРО
Любить, несмотря ни на что
В начале двухтысячных отличница Маша (Анастасия Ермошина) вместе с семьёй переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. Она приходит в выпускной класс физматшколы и, сама того не желая, попадает в центр внимания одноклассников. Мальчишки не сводят глаз с Маши, ведь она умная, длинноволосая загадочная красавица со своей непростой историей. Самой девушке не интересны симпатии одноклассников, ведь в школе у Маши другая цель — золотая медаль. Но влюбившись в одного парня, она тотчас меняет планы.
Между отличницей Машей и юным скульптором Женей Мартовым (Пётр Безменов) возникает не по годам взрослая любовь. Но весь мир словно пытается помешать счастью ребят. Паре предстоит столкнуться с травлей и конфликтом поколений, так как против их чувств почти все педагоги и родители девушки. Только один учитель помогает влюблённым разобраться в эмоциях друг к другу.
Кадр: Киноглаз, КАРО
Им кажется, что любить нужно с надрывом, а в отношениях есть только чёрное и белое. Они не раз ссорятся на ровном месте и порой даже не пытаются решать эти конфликты. Женя — идеалист и максималист. Маша полностью доверяет ему, потому, несмотря ни на что, идёт с Женей рука об руку. Чтобы пожениться и построить свою семью, не дожидаясь окончания школы.
Причина девчачьих слёз
«Четыре четверти» — экранизация одноимённого романа Александра Юка. Книга увидела свет в 2003 году и стала бестселлером. Спустя 20 лет история не потеряла статус культовой: читатели до сих пор обсуждают роман в соцсетях и создают по нему фанклубы. А повзрослевшие читательницы вспоминают свою первую любовь и рассказывают, что общего у них с главной героиней. Но как Александру Юку удалось написать подростковый хит без волшебства и элементов фэнтези? Сам автор признаётся, что секрет — в правдивости истории:
«Задумывая роман, я прежде всего обращался к своей истории, своим чувствам, описывал отношения и атмосферу нашей школьной компании. Даря потом книгу своим школьным друзьям, всякий раз подписывал: «Если вы узнали себя в этом романе, значит, вы ошиблись». Описываемые события, мои герои, и Женя с Машей в первую очередь, в подавляющем большинстве взяты из жизни. Но не обязательно из одной жизни. И из одного времени. Но когда редактор сделал замечание, что герой не мог полоснуть себя ножом по тыльной стороне ладони, ведь так он мог перерезать вены, я просто показал шрам на левой руке».
Кадр: Киноглаз, КАРО
Возможно, гиперболизация переживаний персонажей покажется неуместной некоторым зрителям. Но главные герои — подростки — не должны быть рациональными и последовательными. Кажется, что из-за искр, летящих между героями, по количеству событий фильм больше похож на сериал. Создатели экранизации тонко передают атмосферу неловкости зарождающихся чувств между Женей и Машей. Они оказываются слишком малы перед силой человеческой ненависти и собственных чувств. Ребята торопятся жить и в погоне за яркими эмоциями не успевают понять друг друга. Потому жизнь преподносит им жестокий урок — сильной любви порой бывает недостаточно.
«Четыре четверти» — честный фильм о трудностях первой любви. Экранизация романа Александра Юка напоминает «Ромео и Джульетту», но выглядит не менее трагично из-за гиперреализма. Получив в дар чувство, которое в жизни дано испытать далеко не каждому, герои по глупости спотыкаются о недопонимание. Если в нулевых вы зачитывались произведением автора или хотите вспомнить, каково это любить в первый раз — сентиментальная экранизация «Четыре четверти» станет хорошим вариантом для просмотра.
Музыка лечит: чему учит новый фильм «Ненормальный»?
Анастасия Скалдина-Котлярова