Будить в человеке человека: в Севастополе открылась выставка «От Белого к Чёрному морю»
В музее-заповеднике «Херсонес Таврический», в рамках XIII Cлавянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь», открылась выставка Заслуженного художника России Сергея Сюхина «От Белого к Чёрному морю». Знакомясь с экспозицией – станковой графикой и иллюстрациями к народным сказкам – невольно проникаешься пленительным духом русского Севера. Именно за эту «русскость» и сказочность Сергея Сюхина сегодня называют художником Лукоморья.
В Архангельске имя этого художника знакомо, пожалуй, каждому. Ведь одни из самых известных памятников города – писателям Борису Шергину и Степану Писахову – это его работы. Иллюстрации к их произведениям мы можем сегодня увидеть в «Херсонесе Таврическом», в зале временной экспозиции. Мир сказок Писахова Сергей Сюхин воссоздаёт в сочных жизнерадостных оттенках, погружая зрителя в настоящий круговорот красок и знакомых образов, заставляя вновь вспомнить старые добрые анимационные фильмы, заполнявшие наше детство. Пока где-то в заснеженном лесу герои проживают очередное приключение, в уютных тёплых избах происходит своя история. Жизнь поморов идёт своим чередом. Ещё один насыщенный событиями день близится к завершению. А завтра – новая глава.
А вот литографии к произведениям Бориса Шергина уже лишены цвета. Они являют нам другую грань русского Севера – строгую и суровую, показывая быт людей и, конечно, напоминая о семейных ценностях.
И несколько иная атмосфера у литографий, созданных по мотивам романа Фёдора Абрамова «Дом». События в произведении разворачиваются в 70-е годы прошлого века. В своих работах Сергею Сюхину удалось правдоподобно и пронзительно передать настроение героев, живущих напряжённой духовной жизнью, задумывающихся над коренными вопросами человеческого бытия. И вполне логично, что эти картины в зале расположены рядом со станковой графикой автора – изображениями святых преподобных и мучеников.
«В творчестве Сергея Сюхина есть все возможные краски и это говорит о духовном богатстве человека, который эти краски видит, – отмечает протоиерей Стефан Сломчинский после знакомства с работами живописца. – А способны ли мы видеть эти краски в наше суетное время? Вот в чём наша сегодняшняя проблема – из-за суеты человек теряет краски жизни. И подобные выставки помогают нам ненадолго остановится в своём беге, подумать о чём-то важном. Художники – это как раз те люди, которые это что-то важное хранят в своей душе, пытаются это зафиксировать и оставить для нас с вами».
Заслуженный художник России Сергей Сюхин и протоиерей Стефан Сломчинский
Всматриваться в эти краски действительно хочется. Сергей Никандрович отмечает, что у него на Родине не только люди другие, но и цвета особые – такие нежные, перламутровые, пастельные. Народно-прикладное искусство на русском Севере само по себе очень цветное. В этом смысле, небывалым буйством красок могут похвастаться прялки, которыми на весь мир знаменита родная деревня художника Пучуга.
«То, что я впитал в детстве в моей милой деревеньке – это всю жизнь меня сопровождает и наполняет, – признаётся художник ForPost-Афише. – Мои работы – о любви к моему родному краю. Турецких берегов мне не нужно».
Душа истинного художника вряд ли может оставаться равнодушной к этой красоте. Путешествуя по русскому Северу, живописец Василий Верещагин был очарован шатровой церковью Петра и Павла в деревне, расположенной на берегу Северной Двины. Он написал десяток этюдов этого храма, один из них находится в постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Сергей Сюхин пришёл в полный восторг, когда ещё, будучи студентом, увидел этюд родной деревни Пучуга в самой Третьяковке.
Художник убеждён – традиция жива в развитии. Глубинный русский дух творчества Сергея Сюхина, его органическая связь с душой и характером народа уходят корнями в мифы и легенды русского Севера, предстающему на его картинах в образе сказочной страны Лукоморье. В такие моменты вспоминаешь о своём внутреннем ребёнке, в очередной раз убеждаясь – все мы родом из детства.
О традициях Сергей Сюхин также вспомнил, рассказывая, как написал картину «Крещенские морозы». По заснеженной деревне на закате дня белый жеребец мчит сани, в которых сидят он и она. «Мы раньше женились вовремя, в лет 25, – вспоминает Сергей Никандрович. – Я тогда был студентом художественного заведения. По традиции организовал эскорт из девяти лошадей. Впереди мы ехали на кошёвке, с гармошками, лентами и колокольчиками. Ехали вот так пять километров до сельсовета. Я решил, что традицию тогда укрепил и продолжил, и это для меня очень важная история. Если севастопольцы в моих работах увидят душу русского мужика, я буду счастлив».
А основной посыл своих картин Сергей Сюхин формулирует коротко и просто – будить в человеке человека, а также – любовь и радость. Да будет так.
Выставка продлится до 1 октября.
Арсений Веденин
Фото: пресс-службы Международного форума «Золотой Витязь», автора