Неизвестные шедевры бразильского искусства представили на выставке в Севастополе

18-10-2025 11:10

Выставка «Бразилия знакомая и неизвестная: графика и литература XX века» (16+) открылась в Севастополе, в Российской галерее искусств. Она представляет собой уникальную коллекцию произведений из фондов ГМИИ им. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Многие экспонаты впервые показаны широкой публике — к ним не обращались исследователи и кураторы с момента поступления в музеи в 1950-1960-е годы.

Обложка: Руслан Микаилов

Выставка построена как полноценное культурное путешествие, объединяющее изобразительное искусство, литературу и музыку.

«Мы построили экспозицию так, чтобы создать зрителю возможность для погружения именно в культуру, а не только смотреть на работы, но и слушать и воспринимать текст», — объясняет куратор выставки Наталья Вихрева, руководитель направления искусства стран Глобального юга РГИ.

В экспозиции работает «звуковой душ» с бразильскими музыкальными композициями, а для выставки создан самый длинный аудиогид в истории галереи. Специально для проекта впервые переведены на русский язык фрагменты бразильских литературных и поэтических произведений XX века, которые звучат в аудиогиде, контекстуализируя визуальные образы.

Три корня бразильской культуры

Выставка начинается с ключевого тезиса: бразильская культура — это «плавильный котёл» из трёх составляющих. Европейская (португальская) культура колонизаторов, африканская традиция, принесённая рабами (в Бразилию привезли наибольшее количество африканских невольников среди всех латиноамериканских стран), и автохтонная культура коренных народов слились в уникальный культурный феномен.

Фото: Руслан Микаилов

Особенность Бразилии в том, что португальцы встретили индейцев на уровне общинно-родового строя, а не развитые цивилизации, как испанцы инков и ацтеков. Это определило характер культурного смешения.

Баянки

Центральное место в экспозиции занимает альбом ксилографий «Баия» Эманоэла Араужу (1940-2022 гг.) — афробразильского художника, критика и музеолога, основателя Музея Афробразилии (после его смерти в 2022 году музей носит его имя). В середине XX века Араужу стал одним из первых, кто сделал афробразильскую культуру центром своего искусства, когда она ещё не воспринималась как достойный объект внимания.

Штат Баия, где находится первая столица колониальной Бразилии город Сальвадор, был главным портом для невольничьих судов, поэтому там сформировалась самая сильная концентрация афробразильской культуры. В работах Араужу представлены городские пейзажи Сальвадора: узкие мощёные улочки, уходящие вверх по холмам, с церквями на каждом листе — мажорная нота, призывающая с оптимизмом смотреть в будущее.

Фото: Руслан Микаилов

На работах изображены баянки — женщины в национальных костюмах, формировавшихся три столетия: пышные белые юбки и кружевные накидки от португальских синьор, африканские тюрбаны для ношения грузов на голове, обильные украшения. Баянки торгуют уличными закусками, участвуют в народных гуляниях и музыкальных фестивалях, помогая сохранять и передавать афробразильское наследие.

Также представлен ритуальный танец афробразильского синкретического культа кандомбле, слившегося с католицизмом. У каждого африканского божества есть католический двойник: богиня моря Иманжа соответствует Деве Марии, а божество Амалу, заведующее смертельными болезнями, изображено в костюме шамана.

Народные сюжеты

Послевоенный период представлен работами художников «Клуба гравюры», образованного в 1950-е годы Глауку Родригисом (1929-2004 гг.). Вдохновлённые мексиканскими аналогами, бразильские художники использовали тиражное искусство для агитации и борьбы за мир. Художник создавал ограниченный тираж (например, 10 оттисков), каждый подписывал вручную и нумеровал, после чего основа уничтожалась.

Фото: Руслан Микаилов

Гравюры изображают жизнь простого народа: гаушу (скотовод штата Риу-Гранди-ду-Сул на границе с Аргентиной) и праздник «танец быка» — фольклорное празднование легенды о рабе, убившем лучшего быка хозяина ради беременной жены, после чего шаманы воскрешают животное.

Трагедия сертан

Художница Ренина Кац (1925-2025 гг.) обратилась к теме природных катаклизмов в сертанах — засушливой зоне в центре Бразилии (название от португальского «дезерту» —пустыня). В конце XIX – начале XX века там происходили гигантские засухи. Кац изображала голодающих детей и «колодцы» — ямы в земле для добычи грунтовых вод, подчёркивая трагизм штрихом и балансом тёмных и светлых пятен.

Фото: Руслан Микаилов

Полной противоположностью стали работы художника-дипломата Сержиу Теллиса (1936-2022 гг.) — мастера цвета и потрясающего колориста. Он изображал венское кафе «Гавелка» так ярко, будто посетители сидят на залитом солнцем пляже Копакабана.

«Количество солнечного света в Бразилии влияет на художников, которые несут эту яркость в своём искусстве», — отмечают кураторы.

В поисках бразильской идентичности

Особое место в экспозиции занимают работы Тарсилы ду Амарал (1886-1973 гг.) — ключевой фигуры бразильского модернизма, входящей в топ-10 художников Латинской Америки. На выставке представлены шесть её рисунков: два из собрания Пушкинского музея и четыре из Эрмитажа.

«Остальные рисунки, представленные на выставке, про них, кроме хранителей, никто не знал», — сообщает Анна Чернышова, научный сотрудник и хранитель отдела графики ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки.

Дочь владельца кофейных плантаций, получившая европейское образование, Тарсила училась в Париже у Фернана Леже. Там она поняла, что самое интересное для искусства — у неё дома. Она поставила цель создать бразильское искусство — и ей это удалось.

Фото: Руслан Микаилов

В 1922 году, когда Бразилия праздновала столетие независимости, интеллектуалы искали ответ на вопрос: кто такой бразилец? Какая культура объединяет калейдоскоп из трёх рас и культур? Тарсила стала одной из тех, кто нашёл художественный ответ на этот вопрос. В 1931 году она приехала в СССР и устроила выставку в ГМНЗИ (нынешний Пушкинский музей). Её работу «Рыбак» (1925) приобрёл музей, позже она попала в Эрмитаж, а в 2025 году — на выставку в Севастополе.

Период «Бразильская древесина» (1924-1928 гг.) характеризуется простыми формами, лирическими сюжетами, упрощением, отсылающим к народному творчеству и авангарду. Знаменитый рисунок «Негритянка», созданный по фотографии её няни, был использован для обложки поэмы франко-австрийского поэта Блеза Сандрара, с которым она путешествовала по Бразилии в 1924 году.

Русский след

Выставка демонстрирует и обратную связь — Лазарь Сегал (1891-1957 гг.), выходец из Российской империи (родился в Вильнюсе, был учеником Антокольского), приехал в Бразилию и стал представителем бразильского модернизма. Его присутствие на выставке подчёркивает культурные связи между Россией и Бразилией — одну из пяти подтем экспозиции.

Фото: Руслан Микаилов

Самое уникальное в выставке то, что экспонаты, по словам Анны Чернышовой, представленные в таком составе, никто никогда не видел. Большая часть работ поступала в Пушкинский музей в 1950-1960-е годы, и к ним до сих пор не обращались исследователи и кураторы. Они были ограничены коллекциями, уже существующими в России, но из этого пула произведений выстроили связный рассказ, плавно показывающий разные стороны и этапы развития искусства, различные темы.

«При этом отбирались самые яркие, мощные и интересные работы», — добавляет Наталья Вихрева.

Выставка охватывает весь XX век: от модернизма начала столетия через послевоенные клубы гравюры и околоплакатное искусство середины века до восьмидесятых годов. С экспозицией можно будет ознакомиться до 21 декабря по адресу ул. Портовая, 17.

Руслан Микаилов

Loading



«Бразилия знакомая и неизвестная: графика и литература XX века», Афиша Севастополя, бразильское искусство, выставка, живопись,

Поделиться:

Похожие посты

Почему заблокировали Roblox? Узнали, в чём дело

3 декабря пользователи пожаловались на массовые сбои в работе Roblox — известной онлайн-платформы, где пользователи могут разрабатывать собственные игры и играть в проекты, созданные другими юзерами. После нескольких тысяч жалоб Роскомнадзор объявил,

Маме, папе, друзьям и собаке: лучшие адвент-календари на Новый год

Чтобы новогоднее настроение длилось дольше, собрали для вас лучшие адвент-календари на любой вкус. Косметика, инструменты для дома, Лабубу, Гарри Поттер и вкусности — порадуйте любимых женщин, дорогих сердцу мужчин, родителей, детей и даже питомцев.

СевТЮЗ оживил «Сказку о мёртвой царевне», а также фантазию детей и взрослых

В севастопольском театре юного зрителя прошли премьерные показы спектакля «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+). Постановка режиссера Фёдора Парасюка и художника-постановщика Татьяны Миронюк стала приятным открытием уходящего года. Как д

Севастопольские «Ведьмы Гоголя» как архетипическое путешествие женщины

«Все бабы – ведьмы. А те, что постарше — точно ведьмы!». Этот рефрен мистической комедии с элементами хоррора «Ведьмы Гоголя» (16+) звучит на протяжении всего спектакля, созданного по мотивам произведений автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Самые глупые и нелепые моменты поп-культуры в 2025

В 2025 году поп-культура стала ещё абсурднее прежнего. Лариса Долина похищала новоселье у россиян, Лувр ограбили и высмеяли, а лабубу стал новым маркетинговым идолом. Собрали самые стыдные и кринжовые моменты современной культуры, из-за которых начин

Новости ForPost

Метки

СевТЮЗ Психо Дель Арт Конкурс "Живая классика" Театр имени Луначарского музыка праздник Модный показ фестиваль мультфильмы 2024 художники спектакль 9 мая Дворец культуры рыбаков Афиша Севастополя Российские сериалы 2025 карантин сериалы 2025 Balenciaga Севастопольский ТЮЗ "Кинопоиск" скандал искусство игры 2024 театр драмы "Психо Дель Арт" игры 2023 музыка 2025 BLACKPINK аниме 2025 выставка книги фильмы 2023 Севастополь Хаяо Миядзаки Игры 2025 фэнтези Фильмы 2025 Крым Золотая балка театр Луначарского Новый год Неделя моды в Париже сериалы 2024 Charli XCX куда сходить Театральная улица выставки поп-музыка игры изоляция концерт Билли Айлиш живопись Российские сериалы Херсонес музыка 2024 современное искусство Гарри Поттер опера ДКР обзор аниме Dior Netflix Тейлор Свифт Аниме Неделя моды спектакли Севастопольский театр оперы и балета мультфильмы мультфильмы 2023 хоррор балет афиша Севастополь театр День Победы рецензия Херсонес Таврический Клим Шипенко сериалы 2023 Большой севастопольский офицерский бал кино рэп мода и стиль Мода фильмы ужасов Обзор фильмы 2024 комедия СЦКиИ арт-отель "Украина" Александр Петров K-pop поэзия мастер-классы Музей-заповедник "Херсонес Таврический" детектив музыка 2023 Григорий Лифанов российские фильмы аниме 2024 коронавирус