«Блондинка»: хроника страданий Мэрилин Монро
Спустя 60 лет Мэрилин Монро продолжает оставаться культовой персоной мира Голливуда. Её стиль — в творчестве тысяч «вдохновившихся», а сияющее от улыбки лицо — на рекламных постерах и старых афишах. Но реальная жизнь дивы не была лишена страданий. Им Эндрю Доминик и посвятил свой новый фильм.
Уже в детстве Норме Джин пришлось пройти огонь и воду (благо, без медных труб). Больная шизофренией мать однажды попыталась утопить её в ванне, а после неудачи — подожгла дом. Отец существовал в жизни девочки лишь в виде портрета: загадочная фигура, крупная шишка мира киноиндустрии, чьё имя нельзя называть. Призрак родителя позже станет для Монро навязчивой идеей: его образ она будет всю жизнь искать в других мужчинах.
«Блондинка», реж.: Эндрю Доминик, США, 2022 г. / «КиноПоиск»
«Блондинка» показывает нам историю этого поиска: от первых «папочек с серебряными волосами» до президента Кеннеди. Фильм скачет по важнейшим событиям биографии Монро: браки, премьеры фильмов и съёмки культовых сцен (воссозданных режиссёром до мелочей). Но этот фильм не стоит воспринимать как точный пересказ: «Блондинка» — это лишь прогулка актрисы в декорациях чужой жизни.
«Блондинка», реж.: Эндрю Доминик, США, 2022 г. / «КиноПоиск»
Такую ответственную задачу кому попало не поручить. И здесь мы подходим к самому удачному решению фильма — дать главную роль Ане де Армас. И пусть она играет не саму Мэрилин (перед ней такую задачу не ставили), а её ранимую драматичную вариацию, это удаётся ей блестяще. Потенциал актрисы был виден ещё в детективе «Достать ножи». В «Блондинке» де Армас доказала, что даже самые благосклонные критики пели ей недостаточно громкие дифирамбы. Она одинаково убедительна и в глянцевом образе Мэрилин Монро, и в роли глубоко травмированной Нормы Джин.
«Блондинка», реж.: Эндрю Доминик, США, 2022 г. / «КиноПоиск»
Но всё же режиссёра интересует не столько позирование героини на красной дорожке, сколько эмоции, которые она сдерживает в этот момент. Эндрю Доминик прекрасно передаёт внутреннее состояние Нормы с помощью чёрно-белой съёмки: в таком кадре слёзы выглядят более фактурными. Создатели картины экспериментируют с пропорциями, заигрывают с авангардным стилем. Всё ради того, чтобы подчеркнуть — героиня страдает! Но вот важный момент: вы тоже будете страдать во время фильма. Нет, не в хорошем смысле.
Представьте, что пианист бьёт по клавишам кулаком. Примерно так поступает и режиссёр, когда давит на эмоции зрителей, показывая самые тёмные моменты жизни Монро. Героиня рыдает, кричит, бегает в испуге. Де Армас играет бесподобно и справляется с любой прописанной в сценарии «оскаровской драмой». Проблема в том, что страдания занимают бóльшую часть «Блондинки». Фильм снят не как драматичная и интересная история реального человека (а именно этого и ждут от байопика) — это скорее склейка эмоциональных моментов, сумбурное эссе на тему Мэрилин Монро.
Второстепенные персонажи (особенно мужские), кажется, не скрывают, что они лишь функции сюжета. Талантливым Бобби Каннавале и Эдриану Броуди, которые сыграли мужей Монро, отведена роль стереотипных патриархальных картонок. Будет здесь и Джон Кеннеди, и сын Чарли Чаплина — персонажи чуть более интересные, но лишь на фоне вышеупомянутых.
«Блондинка», реж.: Эндрю Доминик, США, 2022 г. / «КиноПоиск»
«Блондинка» пытается быть жестоким триллером про изнанку жизни кинозвезды. Иногда такое ощущение действительно появляется. Но это определённо заслуга де Армас — не режиссёра и, тем более, не сценария. Те, кто воспринимают жизнь Мэрилин Монро исключительно как сказку, не смогут убедиться в обратном. Их терпение кончится задолго до того момента, когда зависимая от барбитуратов Норма Джин окончательно выйдет на первый план.
Эндрю Доминик попытался сделать деконструкцию мифа о культовой кинозвезде, историю славы со слезами на глазах. В попытках превратить жизнь Монро в психологический триллер, режиссёр снял трёхчасовую истерику. В отличие от одноимённого фильма, здесь джентльмены вряд ли предпочтут такую «блондинку».
Денис Котляров
Фото: kinopoisk.ru