«Бездонное озеро» проблем: вы не захотите пропустить эту премьеру
Ещё не были на премьерной постановке Севастопольского ТЮЗа? Ну, тогда торопитесь! Окунуться в «Бездонное озеро» можно будет уже совсем скоро — 10 и 29 апреля. На сегодняшний день инсценировку пьесы молодого драматурга Марии Завадской успели оценить многие севастопольцы, а также деятели культуры. Для тех, кто не видел постановку, мы собрали не только отзывы о премьере, но и нашли ещё кое-что. Особенно это будет интересно тем, кто любит ходить на спектакль во всеоружии.
Для начала пару слов о сюжете. Судьба сводит десятилетних мальчиков в неком подмосковном посёлке, на берегу озера, которое местные жители считают бездонным. Провинциал Серёга, прирождённый лидер, и москвич Лев, юный интеллектуал, очень легко находят общий язык. Оба переживают «апокалипсис» (по выражению Льва) – распад семьи, ссору родителей. Глубокие переживания нуждаются в моральной компенсации: впечатлительные мальчишки погружаются в мир фантазий, вплоть до желания немедленно уплыть Австралию. Серёга и Лёва охотно и легко отрываются от пугающей их реальности, но спасительная мечта привела ребят на грань большой беды…
Очень простой по внешнему рисунку и очень глубокий по внутренним смыслам, спектакль вызвал у зала не только сильные эмоции, но и натолкнул на глубокие размышления. Вот отрывок из отзыва Марии Коротченко, одной из зрительниц: «Для меня основная идея постановки: ищи компромисс. Нам могут не нравиться наши родители. Или их решения. Нам хочется иной судьбы. И новые ласты. И бабушкин суп. Из всего перечисленного будет только суп. Со всем остальным надо как-то учиться жить, искать компромиссы. Это не просто даже для взрослого, не то что для подростка. Но ведь когда-то надо начинать».
А вот что пишет о постановке завлит Севастопольского ТЮЗа Игорь Азаров: «По классике таких вопросов почти не слышим, но если театр берет в работу пьесу современного автора, непременно звучит вопрос: «А почему именно это?» Исчерпывающе точный ответ режиссера: «Эта пьеса привлекла меня своей жизненностью и простотой, правдивостью происходящего». Да, действие в «Бездонном озере» происходит не в сказочном мире, а в Подмосковье, да и Бездонное озеро — вполне реальный географический объект. «Работая над постановкой, мы сразу решили ничего не усложнять и не украшать, всё в стиле минимализма», — поясняет Илья Оршанский. Самые простые декорации, минимум реквизита, неброские костюмы, никто не поет и не пляшет — постановка отлично уравновесила некий наметившийся у нас крен в мюзиклы и буффонаду».
Если вы относитесь к той категории зрителей, которые перед походом на спектакль всегда читают первоисточник, то мы не будем вас лишать этого удовольствия. По этой ссылке вы можете ознакомиться с текстом пьесы Марии Завадской (фаил Word скачается автоматически).
Есть даже видео читки «Бездонного озера», которая состоялась в рамках XVII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Посмотреть читку можно здесь.
Многие отзывы зрителей о «Бездонном озере» трогают своей искренностью. Помощник главного режиссёра театра Луначарского Аксинья Норманская также посмотрела спектакль и поделилась своими мыслями об увиденном. Пожалуй, после таких строк вы не захотите пропускать эту премьеру.
«Ты взрослеешь, когда учишься принимать и понимать других. Ты взрослеешь, когда осознаёшь, что человек имеет право меняться — но, вместе с тем, продолжать тебя любить. И в этом есть свои преимущества. И есть кайф в открытии простой истины, что отдавать и ценить — это более нужный «строительный материал» твоего счастья и благополучия, чем брать и требовать. И… ещё много всего можно отыскать, «ныряя» в «Бездонное озеро». Свою «глубину» здесь найдут и семилетки, и их родители. Многие, я уверена, обнаружат, что так и не повзрослели. Я и сама, честно сказать…
Что важно — погружению в смыслы в этом спектакле ничего не мешает. Режиссёрски он выстроен так умно, так чисто и лаконично, как и должна быть изложена притча. Нет в этом «озере» ни бесполезной декоративной тины, ни избыточных режиссёрских «архитектурных форм» вокруг. Ясный спектакль. Светлый. С лёгким дыханием — о достаточно тяжёлых историях, между тем».
Фото Ольги Базуриной