Без очереди на Серова: после открытия музеи ограничат посещаемость

14-05-2020 16:15
выставки, Министерство культуры РФ, музеи,

Российские музеи могут возобновить работу уже в середине лета. Однако число посетителей будет ограничиваться с помощью электронных билетов и предварительной регистрации, а в залы выйдут смотрители не старше 65 лет. Какой будет офлайн-активность? «Институция» выяснили планы художественных учреждений.

Ведущие арт-институции страны признают, что ясности, как организовывать перемещение зрителей внутри экспозиций и регулировать очередь желающих войти в музей, пока нет. Кроме того, работа музеев при сохранении действующих цен на билеты будет заведомо убыточной.

Жаркая пора

Художественный мир потихоньку выходит из комы. Уже открылись арт-институции Китая, с 15 мая зрителям станут доступны галереи Австрии, а с 18-го — Италии, которая еще недавно была эпицентром пандемии. В России ситуация пока непредсказуемая, но Министерство культуры уже подготовило и направило в правительство РФ дорожные карты, в которых прописаны все фазы возвращения музеев, театров, библиотек к полноценной жизни, сообщила «Известиям» статс-секретарь — замминистра культуры Алла Манилова.

«Это не просто наше видение ситуации, а детально проработанные — совместно с федеральными учреждениями, всеми лидерами отрасли — сроки, — пояснила Алла Манилова. — Точка отсчёта возобновления работы музеев — полное снятие ограничительных мер. Если 1 июня они продлены не будут, появится надежда на оптимистичный сценарий, при котором возможный старт открытия музеев — середина июля».

Вместе с тем, до полного окончания пандемии число посетителей будет ограничено, а билеты станут продаваться онлайн, по сеансам, и количество их будет рассчитано исходя из возможности двухметровой дистанции между людьми в зале.

«Музеям необходимо сделать ставку на самые яркие проекты, отказавшись от всего, что сегодня не приоритетно и излишне затратно; провести тотальную дезинфекцию всех помещений, причём в несколько этапов; произвести закупки всех необходимых средств защиты сотрудников и посетителей», — сообщила замминистра.

Кроме того, отметила она, все публичные помещения будут снабжены информационными табличками, санитайзерами и соответствующей разметкой по всему пути следования посетителей — от входа до выхода, а система санитарной безопасности — неоднократно протестирована.

Маски, перчатки, градусники

В качестве «пилотного» музея, на котором будут опробованы эти меры, Минкультуры выбрало ГМИИ им. А.С. Пушкина. На первом этапе в музей будут пускать ограниченное число людей по предварительной регистрации. Их должны снабдить масками и перчатками. На входе у посетителей будут измерять температуру.

Изменится и состав сотрудников. Директор ГМИИ сообщила, что среди смотрителей в период сохранения эпидемиологической угрозы не будет людей старше 65 лет.

Процесс выхода из карантина будет плавным и долгим, предупреждает директор Русского музея Владимир Гусев. И без ограничения посещаемости не обойтись. Но вопрос, как обеспечить соблюдение социальной дистанции в самих залах, остается открытым.

«Один зал вмещает 50 человек, а соседний, допустим, 10. Что с этим делать? Где создавать зоны накопления посетителей, чтобы они не сталкивались? Кто будет регулировать зрительский поток? Ведь человек привык к свободному перемещению по музею. Заинтересовался картиной на противоположной стене — двинулся к ней», — размышляет Владимир Гусев.

Немного проще ситуация в музеях со свободной планировкой. Центральный выставочный зал «Манеж» (г. Санкт-Петербург) будет создавать первую послекарантинную выставку уже со специальной разметкой, чтобы помочь посетителям соблюдать дистанцию. А вот необходимость измерения температуры на входе — пока под вопросом.

Себе в убыток

Схожие меры планируют принять и частные институции. Московский Музей AZ собирается ввести двухчасовые сеансы, на которых экспозицию смогут посмотреть 20–25 человек одновременно — разумеется, в масках. Такая деятельность будет убыточной, признаёт основатель и гендиректор AZ Наталия Опалева. Но помочь людям вернуться к привычной жизни, включающей посещение выставок, — важнее. Марина Лошак называет это «социокультурным долгом».

Стоимость билетов, однако, повышать не планируется. Напротив, некоторые музеи уже продают по специальным ценам билеты с открытой датой на весь год вперед. И Министерство культуры поддерживает такую ценовую политику.

Впрочем, для некоторых институций работа с ограничениями по численности посетителей всё равно выгоднее, чем полный простой. По словам директора ЦВЗ «Манеж» Павла Пригара, даже небольшой доход, который принесёт деятельность в таком режиме, облегчит жизнь экспозиционного пространства. Схожего мнения придерживается и Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село».

«Сейчас, в режиме самоизоляции, мы не зарабатываем ничего. В период карантина мы предельно минимизировали затраты, но даже при этих условиях содержание нашего музея с множеством объектов и огромной территорией стоит 600 тысяч рублей в день. Мы эти деньги пока берем из тех, что заработали в прошлый высокий сезон. Понятно, что ресурсы, мягко говоря, не бесконечны. Поэтому даже если придется ограничивать число посетителей, всё равно это для нас возможность выйти из такой тяжелой убыточной ситуации», ­— объясняет Ольга Таратынова.

Перформанс без конца

Так или иначе, Министерство культуры рекомендует при первой возможности возобновить работу в ограниченном формате, а не ждать полного окончания пандемии. Это уже начало возвращения к нормальной музейной жизни, хотя и в новых обстоятельствах, отмечают в ведомстве. Оно же будет решать совместно с главами регионов и Роспотребнадзором, когда можно будет дать зелёный свет.

А вот как сделать так, чтобы публика комфортно чувствовала себя в выставочных залах, пока не знает, похоже, никто.

«Визит в музей всё-таки должен быть исключительным эмоциональным событием. Мне бы не хотелось, чтобы люди чувствовали себя в больнице и осторожным шагом гуськом ходили за экскурсоводом», — отметила Марина Лошак.

Директор сравнивает обстоятельства будущей работы с перформансом. И, похоже, это первый перформанс, который объединит все музеи страны. А когда он начнётся и закончится, не знают даже сами «организаторы».

Фото: Pixabay



Поделиться:

Похожие посты

Изоляция в стиле артхаус: одиночество в странном городе и надежда напоследок

Есть такие фильмы, которые вряд ли станешь пересматривать, но в киноархивах собственной памяти для них будет отведено достойное место. Ещё долгое время атмосфера картины не отпустит, звукоряд прочно осядет в голове, а композиционно выверенные и эмоци

Ешь, наслаждайся, люби: топ-7 фильмов, которые вдохновят на кулинарные шедевры

Ежегодно 20 октября свой профессиональный праздник — День повара — отмечают повара и кулинары всего мира. Хотите побывать в святая святых ресторана и увидеть, как создаются кулинарные шедевры? Представляем подборку фильмов, которые придутся по вкусу

От этой правды будет больно: 20 карикатур о современной действительности

Окружающую нас реальность мы творим сами. Как бы это печально не звучало, но карикатуры сегодня нам показывают тот мир, который мы заслужили. А ещё это предупреждение — пока не поздно, можно изменить привычный ход вещей и стать лучше. Решили для вас

Ужасы южного городка: убийство на репетиции и свихнувшийся журналист

Артистка любительского театра застрелила на репетиции своего режиссёра. Журналист известного издания неадекватным поведением сорвал светское мероприятие. Нет, не пугайтесь, это не последние сводки местных новостей. Это мы во время весеннего карантина

Шкодники и шкодницы деда Марата

«Поколение XXI» — так называется экспозиция, закрывшаяся недавно в новом здании Третьяковской Галереи на Крымском валу. Картина Алексея Каллимы "Между случайностью и необходимостью", отобранная на выставку, вызвала волну возмущения в социальны

Новости ForPost

Метки

Опера в Херсонесе Международный день танца шоу Импровизационный батл выставка спектакли благотворительность Психо Дель Арт Театр танца им. Вадима Елизарова Театральная улица Мастер и Маргарита Конкурс "Живая классика" Фёдор Достоевский живопись музыка театр СевТЮЗ Григорий Лифанов поэзия фестиваль Живая классика Театр им. Кукол театр Луначарского День ВМФ Картины Лев Толстой художники вокал VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Молодёжь Сергей Шнуров Музеи онлайн Море выставки Фонд «Живая классика» Анна Каренина Онлайн-экскурсии Конкурс красоты Большие гастроли Федюхины высоты СЦКиИ театр танца Вадима Елизарова Севастополь опера День рыбака роман "Текст" концерт карантин Великая Отечественная война мастер-классы книги Херсонес Таврический Херсонес спектакль Александр Петров конкурс Балаклава #WineFest Крымский военно-исторический фестиваль искусство Клим Шипенко изоляция Севастопольский офицерский бал художник Севастопольский ТЮЗ мировая живопись Дмитрий Глуховский Ольга Панкратова Достоевский коронавирус Золотая балка творчество Динопарк Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Бесы История Кванториум ДКР Театр имени Луначарского День Победы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник 75 лет Победы группа Ленинград Дворец культуры рыбаков онлайн-марафон кинофестиваль Святой Владимир 9 мая Новый год в Севастополе фильмы Музей-заповедник "Херсонес Таврический" кино дети открытие сезона балет самоизоляция День театра Большой севастопольский офицерский бал пандемия праздник