Без очереди на Серова: после открытия музеи ограничат посещаемость
Российские музеи могут возобновить работу уже в середине лета. Однако число посетителей будет ограничиваться с помощью электронных билетов и предварительной регистрации, а в залы выйдут смотрители не старше 65 лет. Какой будет офлайн-активность? «Институция» выяснили планы художественных учреждений.
Ведущие арт-институции страны признают, что ясности, как организовывать перемещение зрителей внутри экспозиций и регулировать очередь желающих войти в музей, пока нет. Кроме того, работа музеев при сохранении действующих цен на билеты будет заведомо убыточной.
Жаркая пора
Художественный мир потихоньку выходит из комы. Уже открылись арт-институции Китая, с 15 мая зрителям станут доступны галереи Австрии, а с 18-го — Италии, которая еще недавно была эпицентром пандемии. В России ситуация пока непредсказуемая, но Министерство культуры уже подготовило и направило в правительство РФ дорожные карты, в которых прописаны все фазы возвращения музеев, театров, библиотек к полноценной жизни, сообщила «Известиям» статс-секретарь — замминистра культуры Алла Манилова.
«Это не просто наше видение ситуации, а детально проработанные — совместно с федеральными учреждениями, всеми лидерами отрасли — сроки, — пояснила Алла Манилова. — Точка отсчёта возобновления работы музеев — полное снятие ограничительных мер. Если 1 июня они продлены не будут, появится надежда на оптимистичный сценарий, при котором возможный старт открытия музеев — середина июля».
Вместе с тем, до полного окончания пандемии число посетителей будет ограничено, а билеты станут продаваться онлайн, по сеансам, и количество их будет рассчитано исходя из возможности двухметровой дистанции между людьми в зале.
«Музеям необходимо сделать ставку на самые яркие проекты, отказавшись от всего, что сегодня не приоритетно и излишне затратно; провести тотальную дезинфекцию всех помещений, причём в несколько этапов; произвести закупки всех необходимых средств защиты сотрудников и посетителей», — сообщила замминистра.
Кроме того, отметила она, все публичные помещения будут снабжены информационными табличками, санитайзерами и соответствующей разметкой по всему пути следования посетителей — от входа до выхода, а система санитарной безопасности — неоднократно протестирована.
Маски, перчатки, градусники
В качестве «пилотного» музея, на котором будут опробованы эти меры, Минкультуры выбрало ГМИИ им. А.С. Пушкина. На первом этапе в музей будут пускать ограниченное число людей по предварительной регистрации. Их должны снабдить масками и перчатками. На входе у посетителей будут измерять температуру.
Изменится и состав сотрудников. Директор ГМИИ сообщила, что среди смотрителей в период сохранения эпидемиологической угрозы не будет людей старше 65 лет.
Процесс выхода из карантина будет плавным и долгим, предупреждает директор Русского музея Владимир Гусев. И без ограничения посещаемости не обойтись. Но вопрос, как обеспечить соблюдение социальной дистанции в самих залах, остается открытым.
«Один зал вмещает 50 человек, а соседний, допустим, 10. Что с этим делать? Где создавать зоны накопления посетителей, чтобы они не сталкивались? Кто будет регулировать зрительский поток? Ведь человек привык к свободному перемещению по музею. Заинтересовался картиной на противоположной стене — двинулся к ней», — размышляет Владимир Гусев.
Немного проще ситуация в музеях со свободной планировкой. Центральный выставочный зал «Манеж» (г. Санкт-Петербург) будет создавать первую послекарантинную выставку уже со специальной разметкой, чтобы помочь посетителям соблюдать дистанцию. А вот необходимость измерения температуры на входе — пока под вопросом.
Себе в убыток
Схожие меры планируют принять и частные институции. Московский Музей AZ собирается ввести двухчасовые сеансы, на которых экспозицию смогут посмотреть 20–25 человек одновременно — разумеется, в масках. Такая деятельность будет убыточной, признаёт основатель и гендиректор AZ Наталия Опалева. Но помочь людям вернуться к привычной жизни, включающей посещение выставок, — важнее. Марина Лошак называет это «социокультурным долгом».
Стоимость билетов, однако, повышать не планируется. Напротив, некоторые музеи уже продают по специальным ценам билеты с открытой датой на весь год вперед. И Министерство культуры поддерживает такую ценовую политику.
Впрочем, для некоторых институций работа с ограничениями по численности посетителей всё равно выгоднее, чем полный простой. По словам директора ЦВЗ «Манеж» Павла Пригара, даже небольшой доход, который принесёт деятельность в таком режиме, облегчит жизнь экспозиционного пространства. Схожего мнения придерживается и Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село».
«Сейчас, в режиме самоизоляции, мы не зарабатываем ничего. В период карантина мы предельно минимизировали затраты, но даже при этих условиях содержание нашего музея с множеством объектов и огромной территорией стоит 600 тысяч рублей в день. Мы эти деньги пока берем из тех, что заработали в прошлый высокий сезон. Понятно, что ресурсы, мягко говоря, не бесконечны. Поэтому даже если придется ограничивать число посетителей, всё равно это для нас возможность выйти из такой тяжелой убыточной ситуации», — объясняет Ольга Таратынова.
Перформанс без конца
Так или иначе, Министерство культуры рекомендует при первой возможности возобновить работу в ограниченном формате, а не ждать полного окончания пандемии. Это уже начало возвращения к нормальной музейной жизни, хотя и в новых обстоятельствах, отмечают в ведомстве. Оно же будет решать совместно с главами регионов и Роспотребнадзором, когда можно будет дать зелёный свет.
А вот как сделать так, чтобы публика комфортно чувствовала себя в выставочных залах, пока не знает, похоже, никто.
«Визит в музей всё-таки должен быть исключительным эмоциональным событием. Мне бы не хотелось, чтобы люди чувствовали себя в больнице и осторожным шагом гуськом ходили за экскурсоводом», — отметила Марина Лошак.
Директор сравнивает обстоятельства будущей работы с перформансом. И, похоже, это первый перформанс, который объединит все музеи страны. А когда он начнётся и закончится, не знают даже сами «организаторы».
Фото: Pixabay
Поделиться:
Похожие посты
«Игра в кальмара»: в чем феномен сериала?
«Игра в кальмара» вышла в 2021 году и по-прежнему остается самым популярным проектом Netflix. Феномен первого сезона заставил весь мир пересмотреть свое отношение к Подробнее
«Система «Спаси-Себя-Сам» снова на книжных полках!
«Баба Яга спасает Новый год» — удался ли сиквел?
«Властелин колец: Война рохирримов»: стоит ли смотреть новинку?
«Студия сновидений» — спин-офф «Головоломки» в духе «Офиса»
Новости ForPost
- В Севастополе утвердили нового главу Ленинского района
- КОС «Южные» в Севастополе обещают достроить в срок
- В Севастополь пришла мягкая средиземноморская зима
- Севастопольские чиновники проиграли второй суд в скандальной истории с травлей в гимназии
- В Севастополе завершена реконструкция улицы Древней и входной зоны Херсонеса
- Жители севастопольского села Тыловое просят воду, дорогу и адекватной реакции власти
- В Севастополе на развязке у Студгородка делают третью полосу движения
- Частная военная разведка собрала убийственные для Зеленского данные о потерях ВСУ
- Что больше всего бесит водителей Севастополя? – опрос ForPost
- «Качаем прессу»: катера без импортных двигателей, порочный круг подпорных стен, украинские «палки» в российских «колёсах»