«Без мистической руки Гоголя здесь не обошлось», — Игорь Цветков о феноменальном успехе спектакля «Нос»

Актёр Севастопольского театра юного зрителя Игорь Цветков победил в номинации «Лучшая мужская роль» на IV Летнем фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского». Эксперты по достоинству оценили исполнение роли майора Ковалёва в спектакле «Нос». Однако в творческой копилке артиста есть и другие победы, которые ничуть не уступают последней. О судьбоносном первом прослушивании, любимой роли актёра и роли, оставшейся загадкой, а также об участии в масштабных театральных проектах — в нашем интервью с Игорем Цветковым.
— Когда вы впервые задумались об актёрской карьере?
— Наверное, как и у многих людей, которые выбрали профессию артиста, творческие задатки проявлялись ещё в детстве. Конечно, «выступления» носили в основном импровизационный характер, но не оставляли равнодушными тех, кто их видел. Первыми зрителями и поклонниками моего «творчества» были родные и соседи.
В школьные годы, принимая участие в местной команде КВН, я тоже не упускал возможность порадовать зрителя. Но, по окончании 11-го класса, начал учиться на эколога. Потребовалось полгода, чтобы понять, что это не моё!
Затем поступил в лицей (тогда ещё ПТУ) и отучился на электрика, получив красный диплом. Признаюсь, «красным» он был от стыда, поскольку получен не за знания, а за мои вечные пропадания в актовом зале. Потом был ряд занятий, о которых можно долго говорить… И всё это уникальный опыт. При этом где бы я ни находился, творчеству всегда находилось место в моей жизни.
— Возможно, кто-то сыграл ключевую роль в выборе профессии?
— Ключевую и решающую роль в выборе профессии сыграла моя мама, Галина Николаевна, за что я ей буду благодарен всегда. Именно она, без моего ведома, но зная о моих мечтах, записала меня на прослушивание в театральную студию нашего родного Северодонецка. Я прошёл прослушивание. Вот так начался мой путь в мире искусства.
— Если не актёром, то кем бы вероятнее всего стали?
— Рассуждая о том, кем бы я мог стать, не будучи актёром…жизнь чётко дала мне понять: как ни старайся, от судьбы не уйдёшь.
— «Я был бы счастлив, если бы в школе мне показали такой спектакль», — сказал в одном из интервью актёр театра и кино, телеведущий Сергей Друзьяк о постановке «Нос». А какой вы хотели бы видеть спектакль в свои школьные годы?
— Если говорить о спектаклях нашего СевТЮЗа, то я, будучи подростком, с удовольствием посмотрел бы спектакль «Каштанка». Эта постановка очень «попала» в мою жену Людмилу, а ей я доверяю как себе.
— Какова роль импровизации в жизни актёра?
— Как известно, любая импровизация должна быть хорошо отрепетирована. Если говорить о сцене, то импровизация — неотъемлемая часть, и без неё не обходится ни один спектакль. Но главные нестандартные ситуации — это сегодняшние реалии, где приходится проявлять весь уровень мастерства.
— Роль Ильи Обломова в 2019 году была отмечена Российской национальной театральной премией. Расскажите об этом подробнее.
— «Обломов» — один из моих любимых спектаклей и, пожалуй, роль Ильи Обломова — любимая главная роль. Спектакль был поставлен замечательным режиссёром, уже полюбившимся нашей публике, Василием Заржецким. Каждый год Экспертный совет Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» подводит итоги премьер. В тот год эксперты отсмотрели рекордные 140 спектаклей-заявок на фестиваль. Несмотря на то, что спектакль не попал в список номинантов, мне была вручена премия и приглашение приехать в качестве почётного гостя уже на следующий фестиваль.
— Чем запомнился фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»?
— Фестиваль запомнился работами высокого уровня. Была очень насыщенная культурная программа. Порой казалось, что просто невозможно охватить весь объём фестиваля и массу впечатлений от огромного города. Это с учётом того, что я впервые оказался в Санкт-Петербурге. Ну а в целом, только положительные эмоции, которые греют душу по сей день.
— Какую роль ещё не сыграли, но хотели бы?
— Таких ролей достаточно много. Мне проще ответить, какую роль я бы хотел сыграть в своё время, но сегодня — уже увы… Как бы ни было стандартно, это роль Ромео в творении Вильяма нашего Шекспира. Эта роль так и осталась для меня загадкой.
— Для СевТЮЗа актёрская награда в спектакле «Нос» — первая. Но ранее экспертами были отмечены: работа композитора Дмитрия Максимачева, художника по свету Василия Ковалёва, фотографа Анны Корниловой за фоторепортаж к спектаклю «Нос»*. В чём, по вашему мнению, феноменальный успех спектакля?
— Мне трудно дать ответ на этот вопрос, находясь «внутри спектакля». Могу только с уверенностью сказать: без мистической руки Гоголя здесь не обошлось.
*В апреле этого года театр представил спектакль «Нос» в Санкт-Петербурге, на XIX Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин». Работа Дмитрия Максимачева была признана «Лучшей работой композитора». Кроме того, в номинации «Лучшая работа художника по свету» в качестве победителя был награждён Василий Ковалёв. Кроме того, севастопольский фотограф Анна Корнилова получила награду на ежегодной премии «Журналист года — 2021» за фоторепортаж к спектаклю.
В программу фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского», на которой была представлена постановка «Нос», вошли спектакли театров из Москвы, Твери, Иванова, Стерлитамака, Екатеринбурга, Новокуйбышевска и Севастополя. Победителей объявил на сцене Московского Губернского театра художественный руководитель фестиваля Сергей Безруков.
— Что помогало вжиться в роль? Бытует мнение, что следует показать «отсутствие себя» на сцене, но при этом суметь сохранить своё лицо.
— Здесь очень тонкая грань, особенно в таких работах, как гоголевский «Нос». В какой-то момент ты уже не осознаёшь: это ты вживаешься в роль или уже роль вживается в тебя? А помогают всегда чёткие задачи от режиссёра, слаженная работа труппы и собственный опыт.
Татьяна Руснак
Фото: Германа Жигунова, Анны Корниловой, Юлии Высоцкой