Снимаю шляпу! Каким вышел альбом Бейонсе «COWBOY CARTER»
Покорив танцпол на пластинке «Renaissance», Бейонсе решила глубже изучить свои техасские корни. Новый альбом певицы — «COWBOY CARTER» — воспевает и переосмысляет кантри, хотя главный его «жанр» — сама Бейонсе. Удалось ли певице «оседлать» новый жанр — узнаете в нашей новой рецензии.
Фото обложки: Blair Caldwell/Parkwood
Жанр имени себя
Бейонсе уже давно вышла за пределы «родных» ей R&B и поп-музыки. В её музыкальной обойме и госпел, и рэп, и афробит. Кантри, кстати, тоже: в альбоме «Lemonade» 2016 года есть песня «Daddy Lessons», которую певица посвятила своему суровому отцу. Ещё тогда Бейонсе уловила основные клише жанра: виски, ковбойское «и-ха!» и атмосферу посиделок в салуне.
Тогда это был лишь осторожный шаг в сторону кантри. Сейчас же Бейонсе выбивает дверь с ноги и пытается стать новой звездой жанра. При этом растиражированная фраза про «это не кантри-альбом, это альбом Бейонсе» — отнюдь не лукавство. Здесь нет форматного кантри из топ-10 американских чартов. Бейонсе берёт жанр и умело сплавляет его с другими: от хип-хопа до оперы. Теперь это её песочница.
«Купила Бейонсе шляпу…»
Альбом открывает «AMERICAN REQUIEM» — размашистая рок-опера в духе Queen, где Бейонсе поднимает главную тему «COWBOY CARTER», напоминая про афроамериканские корни кантри-музыки. К этому отсылает и липицианская лошадь с обложки. Она рождается темной и белеет в течение жизни — ну чем не метафора жанра?
Предвосхищая обвинения в «повестке»: темнокожие кантри-музыканты действительно стояли у истоков жанра. При этом их мало кто помнит. Думаю, имя Линды Мартелл вам ни о чем не скажет. Поэтому, глядя на современное кантри с его мачизмом и реднеками, можно и напомнить, что на этом жанр себя не исчерпывает.
Фото: James Devaney/GC Images/Getty Images
И Бейонсе напоминает, причем довольно эффектно. Задорный сингл «TEXAS HOLD’EM», который вышел во время Супербоула, сделал её первой темнокожей женщиной, которая возглавила кантри-чарт. На альбоме артистка умело сочетает своё видение с наследием жанра. Например, в интерлюдиях появляется легендарный кантри-музыкант Вилли Нельсон. А ближе к середине треклиста Бейонсе замахивается на классику — песню «Jolene» Долли Партон.
В интерлюдии «DOLLY P» Партон обращается к Бейонсе и вспоминает антагонистку «Бэкки с хорошими волосами» из её песни «Sorry». Этот персонаж становится новой версией разлучницы Джолин. Только Бейонсе, в отличие от Долли, не намерена умолять соперницу — она идет на неё в атаку. Довольно интересная интерпретация, хоть и неожиданная, учитывая феминистические мотивы Бейонсе.
Кутюрный вестерн
Есть в «COWBOY CARTER» и кавер на The Beatles. Песню «Blackbird» Пол Маккартни сочинил в честь «Девятки из Литл-Рока» — группы темнокожих подростков, которых начали дискриминировать после поступления в «белую» школу. В альбом Бейонсе композиция вошла без особых изменений и прекрасно вписалась в общую концепцию.
В тему: The Beatles выпустили свою последнюю песню
Певица умело работает с кантри, придавая ему самые разные формы. На «DAUGHTER» она превращает ковбойский жанр в готическую фолковую балладу про кровь на кутюрной одежде, которая в конце плавно превращается в арию «Caro Mio Ben». А на «SWEET HONEY BUCKIN’» встретились кантри-поп, джерси-клаб и деликатное R&B.
Фото: Blair Caldwell/Parkwood
На «YA YA» эксперименты продолжаются: в дело вступает рок-н-ролл. В эти моменты Бейонсе становится музыкальным гиком, которая ловко жонглирует жанрами, поскольку хорошо понимает, как они работают. Однако не все песни на альбоме звучат как головоломки для музыкальных эрудитов. Например, «BODYGUARD» — прямолинейное и харизматичное кантри и приятной мелодией, которую уже к концу песни хочется напевать себе под нос.
Иногда в прериях бывает душно
Немногочисленные осечки «COWBOY CARTER» начинается на второй половине альбома. «LEVII’S JEANS» в дуэте с Пост Малоном заходит на территорию радийного кантри, но в отличие от «TEXAS HOLD’EM», полностью принимает здешние правила. И оттого звучит пресно и вымученно. В этом отношении тандем с Майли Сайрус на «II MOST WANTED» кажется куда более удачным.
Песням «JUST FOR FUN» и «RIIVERDANCE» не хватает музыкальной цепкости: они теряются на фоне более продуманных и ярких композиций. А «SPAGHETTI», где Бейонсе неожиданно переходит на рэп, воспринимается как эксперимент без художественного замысла, который нужен только ради вау-эффекта.
Но главная проблема альбома — в его затянутости. Семь коротких треков-интерлюдий, в которых нет особой нужды. Словно искусственно растянутые треки вроде «II HAND II HEAVEN». И песни, которые можно спокойно убрать из треклиста, чтобы сделать «COWBOY CARTER» более насыщенным. Как для музыкального вестерна, тут иногда слишком много ненужной экспозиции и мало экшна.
Оценка: 8,5/10
Лучшие треки: AMERICAN REQUIEM, 16 CARRIAGES, TEXAS HOLD’EM, BODYGUARD, DAUGHTER, SWEET HONEY BUCKIN’
Худшие треки: LEVIIS’ JEANS, SPAGHETTI
Денис Котляров