Бесконечная Матильда

19-10-2017 16:17

26 октября в широкий прокат выходит историческая драма «Матильда», рассказывающая об отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Новая картина Алексея Учителя вызвала широкий общественный резонанс. Страсти, кипящие в фильме, едва ли смогут приблизиться к тому «везувию», который извергся на создателей киноленты после выхода трейлера. Колумнист «Комсомольской правды» Дарья Завгородняя побывала на закрытом показе скандального фильма и написала очень достойный обзор, который во всей этой эпопее ставит если не точку, то, как минимум, осмысленное многоточие… 

Скоро на экраны выйдет нашумевшая мелодрама «Матильда». Но задолго до премьеры мы с коллегой Денисом Корсаковым посетили закрытый показ этой невероятной картины. Где-то минут через десять после начала мы заметались в креслах, зверски шепча друг другу: «Это что за…?!» И тотчас шикая друг на друга, потому что вдруг нас выгонят из вип-зоны (перед этим мы ухитрились пролезть в вип-зону). Потом мы затихли и впали в апатию. После показа пошли в ближайшее кафе и – о чудо! — нашли в меню коктейль «Веселая Матильда» из кальвадоса, содовой и абрикосового варенья. И немедленно выпили. Теперь о фильме.

Как показано в картине, наследник российского трона Николай Александрович Романов чертовски полюбил балерину Матильду Феликсовну Кшесинскую. Потому что во время представления у нее отстегнулась бретелька на костюме и показалась грудь размера «А».

Смотреть дальнейшее глаза болят. Великая балерина, совершившая переворот в мире русского балета, в фильме предстаёт рядовой сотрудницей эскорт-агентства под условным названием «Мариинский театр». Она прокладывает себе творческий путь исключительно локтями и библейским местом. Она смотрит с роковым прищуром, говорит банальности вроде «Вы меня не забудете никогда», препирается с соперницей Александрой Фёдоровной в довольно базарном стиле, лишенном правда искрометности одесского «Привоза».

Будущая государыня соответствует: «Что в вас есть такого, чего нет во мне?» – сообщает она танцовщице и получает: «…С вами он не будет счастлив».

Выслушав этот диалог, даже забываешь о том, что он никогда бы не мог состояться между особой королевской крови и актрисой.

Только хочется переодеть героинь в костюмы женщин попроще. Скажем, Нади и Раисы Захаровны из картины «Любовь и голуби». Низкий социальный статус, может, оживил бы этих мертвых царевен. Александра Федоровна проорала бы «Деревня!», а Матильда Феликсовна бы вцепилась ей в куафюру. Но тут они в исторических костюмах, в локонах и ювелирных изделиях, — положение обязывает быть скучными дурами, по логике создателей.

В голове вертится слово «китч», которое я впервые услышала в 1987 году, когда посмотрела премьеру фильма «Очи чёрные» Михалкова. Никита Сергеевич тогда тоже храбро замахнулся на глобальную аудиторию, соединив в кадре Марчелло Мастрояни и мотивы Чехова. Критики бухтели: «Это китч, издевательство над Чеховым! У заграницы сложится искаженный образ России!»

Потом Михалкова еще много-много раз обвинят в «искажении образа России», однако до «Матильды» ему в этом деле, как до Парижа пешком.

Тут досталось не только двум упомянутым дамам. Влюблённый до слабоумия – естественно, в Матильду — будущий царь, у которого глаза все время на мокром месте. Его папаша – тайный эротоман (государь Александр III), который объясняет сыну, что любить балерину интереснее, чем принцессу Гессен-Дармштадтскую. Циничная мамаша (императрица Мария Федоровна), которая убеждает сына жениться на принцессе, потому что стерпится-слюбится. Князь Андрей, кузен Николая: он также сохнет по Матильде (поскольку и он видел грудь на представлении с утерянной бретелькой).


К этой семейке Адамс присобачен некий посторонний псих поручик Воронцов. Он совсем поехал кукушкой от любви к Кшесинской, поэтому постоянно бегает и дерется на нервной почве. Я думаю, этот поручик введён для усиления страстей. 

В целом похоже на водевиль, только несмешной и с плохим концом.

Не спасают дело даже сцены, снятые с великолепным мастерством. Катастрофа паровоза, фонтаны, интерьеры, каскадерские трюки с конями и горением.

Не спасает и блистательный актерский ансамбль, в котором Мария Федеоровна — Ингеборга Дапкунайте, государь — Сергей Гармаш, Евгений Миронов — директор императорских театров. Психбольной поручик Воронцов — Данила Козловский. Да и сам Ларс Айдингер (будущий Николай Второй) — никакой порноактер, а очень талантливый драматический. Он жил своей ролью два года и точит на экране совершенно достоверные слёзы. И Михалина Ольшанска (Матильда) — симпатичная. Она, говорят, на родине, в Польше, издала очень популярную книгу. 

Каждому по отдельности веришь, а всем вместе – нет.

На пресс-конференции после показа режиссер Алексей Учитель признался, что создавал картину не о Матильде Кшесинской, — ему был неинтересен сухой байопик.

Вот великая любовь императора – другое дело! Хотя о том, чья на самом деле эта любовь, Учитель ничего не рассказал.

А это интересно.

Изначально идея «Матильды» принадлежала продюсеру Владиславу Москалеву, который хотел снять фильм именно о Кшесинской. Заказал сценарий известному писателю Андрею Геласимову. Тонкий ценитель истории Геласимов копнул биографию Матильды Феликсовны, обнаружил там роман с будущим царём. Но приятный, веселый и никак не тянущий на пасьон морталь, которую мы наблюдаем у Учителя.

Что же вдохновило мэтра на страсти-мордасти?

Да тоже сценарий Геласимова. Дотошный писатель выяснил, что именно так – до слез и отчаяния – в Матильду Кшесинскую был влюблен великий князь Сергей Михайлович, двоюродный дядя Николая Александровича. Однако кто этот малоизвестный дядя? Ну его. Алексей Ефимович отказывается от сценария Геласимова, заказав другому прекрасному писателю – Александру Терехову – новый текст с влюбленным антропусом-царём посередине.

И выросло, что выросло. Составной господин «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…» оказался еще меньше похож на Николая Александровича, чем «Высоцкий, спасибо, что живой» на живого Высоцкого. И эта фальш завалила всю конструкцию. 

Я чуть не забыла сказать: мои впечатления о фильме совсем не связаны с претензиями депутата Поклонской и ее царебожеской паствы. Однако нам всем стоит помнить про одну вещь.

В истории – не только русской – есть герои, которых мы привыкли воспринимать, так сказать, «в базовой комплектации», и нарушать ее опасно. У Сократа – Ксантиппа и цикута. У Ленина – бородка, Надежда Константиновна, мавзолей. У государя Николая II – Александра Федоровна, которую он очень любил и на которой хотел жениться. Еще пятеро детей и Ипатьевский дом.

Есть трагические судьбы, слишком большие для того, чтобы запихивать их в жанр мелодрамы. Им просто маловат этот жанр. Им больше по размеру, например, философская притча. Вспомните фильм Карена Шахназарова «Цареубийца». Пациент психиатрической клиники воображает себя цареубийцей Юровским, а его лечащий врач себя – царем Николаем II. И вместе они пытаются найти ответ на вопрос, как живые люди смогли хладнокровно расстрелять живых людей. Главная загадка судьбы последнего царя в этом, а вовсе не в том, с кем он там спал до женитьбы. «Цареубийцу» никто не упрекал ни в «китче», ни в «искажении». Даже наоборот.

А «Матильда» не стоит слезинок Ларса Айдингера, я думаю.

 94 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

В Севастополе завершился юбилейный Кинофорум «Золотой Витязь»

С 22 по 31 мая в Севастополе прошёл XXX юбилейный Международный Кинофорум «Золотой Витязь». В этом году было представлено 155 конкурсных фильмов: художественных, документальных, анимационных, студенческих, дебютных и детских картин из 25 стран мира,

Сергей Безруков на международном фестивале высказался о цензуре, стриминге и российском кино

В рамках XXX Международного кинофорума «Золотой Витязь» состоялась конференция на тему реализации основ государственной культурной политики. Николай Бурляев, Сергей Безруков, Александр Михайлов и другие деятели искусства обсудили проблемы и перспекти

«Люди встречают меня на улице со слезами на глазах»: на «Золотой Витязь» приехала Зинаида Кириенко

22 мая в Севастополе стартовал XXX Международный кинофорум «Золотой Витязь». Традиционная красная дорожка, проход артистов театра и кино, звуки военного оркестра, тёплые овации горожан – уже который год двадцатые числа мая в Севастополе превращаются

На берегу Чёрного моря снимут фильм о Нике Турбиной

В Москве стартовали съёмки фильма «Ника», в основе сюжета которого лежит история жизни известной поэтессы Ники Турбиной, прославившейся в возрасте семи лет и прожившей короткую и полную драматичных событий жизнь, – сообщает Подробнее

Кино на праздники: 20+ фильмов и сериалов, с которыми вы отлично проведёте выходные

Накануне Дня Победы принято пересматривать кино о войне, но в этот раз мы решили отойти от устоявшегося правила и собрать в одной подборке фильмы и сериалы, которые вы возможно пропустили. Если вы цените хорошую драматургию и пробирающую актёрскую иг

Новости ForPost

Метки

Севастополь мастер-классы Музеи онлайн художники Мастер и Маргарита Театр имени Луначарского кино Театральная улица музыка Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Севастопольский офицерский бал открытие сезона Театр им. Кукол Лев Толстой онлайн-марафон праздник Балаклава Достоевский балет театр танца Вадима Елизарова живопись ДКР Картины Сергей Безруков Золотая балка Александр Петров театр Луначарского #WineFest СЦКиИ День ВМФ Григорий Лифанов конкурс группа Ленинград коронавирус Конкурс красоты День рыбака самоизоляция театр драмы "Психо Дель Арт" Опера в Херсонесе дети Фонд «Живая классика» Большой севастопольский офицерский бал Бесы Херсонес поэзия 9 мая Психо Дель Арт шоу СевТЮЗ Эрмитаж VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Анна Каренина кинофестиваль Святой Владимир Сергей Шнуров Международный день танца Ольга Панкратова Федюхины высоты История вокал Россия Севастопольский военно-исторический музей-заповедник спектакль пандемия Крымский военно-исторический фестиваль Дворец культуры рыбаков Динопарк Херсонес Таврический благотворительность Крым Великая Отечественная война Живая классика современное искусство книги фестиваль выставка кинорецензия День Победы фильмы Санкт-Петербург искусство Море выставки опера Фёдор Достоевский Афиша Севастополя концерт арт-отель "Украина" Крымская весна художник Конкурс "Живая классика" Молодёжь изоляция театр карантин Клим Шипенко творчество спектакли 75 лет Победы Михаил Булгаков Севастопольский ТЮЗ