Бесконечная Матильда

19-10-2017 16:17

26 октября в широкий прокат выходит историческая драма «Матильда», рассказывающая об отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Новая картина Алексея Учителя вызвала широкий общественный резонанс. Страсти, кипящие в фильме, едва ли смогут приблизиться к тому «везувию», который извергся на создателей киноленты после выхода трейлера. Колумнист «Комсомольской правды» Дарья Завгородняя побывала на закрытом показе скандального фильма и написала очень достойный обзор, который во всей этой эпопее ставит если не точку, то, как минимум, осмысленное многоточие… 

Скоро на экраны выйдет нашумевшая мелодрама «Матильда». Но задолго до премьеры мы с коллегой Денисом Корсаковым посетили закрытый показ этой невероятной картины. Где-то минут через десять после начала мы заметались в креслах, зверски шепча друг другу: «Это что за…?!» И тотчас шикая друг на друга, потому что вдруг нас выгонят из вип-зоны (перед этим мы ухитрились пролезть в вип-зону). Потом мы затихли и впали в апатию. После показа пошли в ближайшее кафе и – о чудо! — нашли в меню коктейль «Веселая Матильда» из кальвадоса, содовой и абрикосового варенья. И немедленно выпили. Теперь о фильме.

Как показано в картине, наследник российского трона Николай Александрович Романов чертовски полюбил балерину Матильду Феликсовну Кшесинскую. Потому что во время представления у нее отстегнулась бретелька на костюме и показалась грудь размера «А».

Смотреть дальнейшее глаза болят. Великая балерина, совершившая переворот в мире русского балета, в фильме предстаёт рядовой сотрудницей эскорт-агентства под условным названием «Мариинский театр». Она прокладывает себе творческий путь исключительно локтями и библейским местом. Она смотрит с роковым прищуром, говорит банальности вроде «Вы меня не забудете никогда», препирается с соперницей Александрой Фёдоровной в довольно базарном стиле, лишенном правда искрометности одесского «Привоза».

Будущая государыня соответствует: «Что в вас есть такого, чего нет во мне?» – сообщает она танцовщице и получает: «…С вами он не будет счастлив».

Выслушав этот диалог, даже забываешь о том, что он никогда бы не мог состояться между особой королевской крови и актрисой.

Только хочется переодеть героинь в костюмы женщин попроще. Скажем, Нади и Раисы Захаровны из картины «Любовь и голуби». Низкий социальный статус, может, оживил бы этих мертвых царевен. Александра Федоровна проорала бы «Деревня!», а Матильда Феликсовна бы вцепилась ей в куафюру. Но тут они в исторических костюмах, в локонах и ювелирных изделиях, — положение обязывает быть скучными дурами, по логике создателей.

В голове вертится слово «китч», которое я впервые услышала в 1987 году, когда посмотрела премьеру фильма «Очи чёрные» Михалкова. Никита Сергеевич тогда тоже храбро замахнулся на глобальную аудиторию, соединив в кадре Марчелло Мастрояни и мотивы Чехова. Критики бухтели: «Это китч, издевательство над Чеховым! У заграницы сложится искаженный образ России!»

Потом Михалкова еще много-много раз обвинят в «искажении образа России», однако до «Матильды» ему в этом деле, как до Парижа пешком.

Тут досталось не только двум упомянутым дамам. Влюблённый до слабоумия – естественно, в Матильду — будущий царь, у которого глаза все время на мокром месте. Его папаша – тайный эротоман (государь Александр III), который объясняет сыну, что любить балерину интереснее, чем принцессу Гессен-Дармштадтскую. Циничная мамаша (императрица Мария Федоровна), которая убеждает сына жениться на принцессе, потому что стерпится-слюбится. Князь Андрей, кузен Николая: он также сохнет по Матильде (поскольку и он видел грудь на представлении с утерянной бретелькой).


К этой семейке Адамс присобачен некий посторонний псих поручик Воронцов. Он совсем поехал кукушкой от любви к Кшесинской, поэтому постоянно бегает и дерется на нервной почве. Я думаю, этот поручик введён для усиления страстей. 

В целом похоже на водевиль, только несмешной и с плохим концом.

Не спасают дело даже сцены, снятые с великолепным мастерством. Катастрофа паровоза, фонтаны, интерьеры, каскадерские трюки с конями и горением.

Не спасает и блистательный актерский ансамбль, в котором Мария Федеоровна — Ингеборга Дапкунайте, государь — Сергей Гармаш, Евгений Миронов — директор императорских театров. Психбольной поручик Воронцов — Данила Козловский. Да и сам Ларс Айдингер (будущий Николай Второй) — никакой порноактер, а очень талантливый драматический. Он жил своей ролью два года и точит на экране совершенно достоверные слёзы. И Михалина Ольшанска (Матильда) — симпатичная. Она, говорят, на родине, в Польше, издала очень популярную книгу. 

Каждому по отдельности веришь, а всем вместе – нет.

На пресс-конференции после показа режиссер Алексей Учитель признался, что создавал картину не о Матильде Кшесинской, — ему был неинтересен сухой байопик.

Вот великая любовь императора – другое дело! Хотя о том, чья на самом деле эта любовь, Учитель ничего не рассказал.

А это интересно.

Изначально идея «Матильды» принадлежала продюсеру Владиславу Москалеву, который хотел снять фильм именно о Кшесинской. Заказал сценарий известному писателю Андрею Геласимову. Тонкий ценитель истории Геласимов копнул биографию Матильды Феликсовны, обнаружил там роман с будущим царём. Но приятный, веселый и никак не тянущий на пасьон морталь, которую мы наблюдаем у Учителя.

Что же вдохновило мэтра на страсти-мордасти?

Да тоже сценарий Геласимова. Дотошный писатель выяснил, что именно так – до слез и отчаяния – в Матильду Кшесинскую был влюблен великий князь Сергей Михайлович, двоюродный дядя Николая Александровича. Однако кто этот малоизвестный дядя? Ну его. Алексей Ефимович отказывается от сценария Геласимова, заказав другому прекрасному писателю – Александру Терехову – новый текст с влюбленным антропусом-царём посередине.

И выросло, что выросло. Составной господин «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…» оказался еще меньше похож на Николая Александровича, чем «Высоцкий, спасибо, что живой» на живого Высоцкого. И эта фальш завалила всю конструкцию. 

Я чуть не забыла сказать: мои впечатления о фильме совсем не связаны с претензиями депутата Поклонской и ее царебожеской паствы. Однако нам всем стоит помнить про одну вещь.

В истории – не только русской – есть герои, которых мы привыкли воспринимать, так сказать, «в базовой комплектации», и нарушать ее опасно. У Сократа – Ксантиппа и цикута. У Ленина – бородка, Надежда Константиновна, мавзолей. У государя Николая II – Александра Федоровна, которую он очень любил и на которой хотел жениться. Еще пятеро детей и Ипатьевский дом.

Есть трагические судьбы, слишком большие для того, чтобы запихивать их в жанр мелодрамы. Им просто маловат этот жанр. Им больше по размеру, например, философская притча. Вспомните фильм Карена Шахназарова «Цареубийца». Пациент психиатрической клиники воображает себя цареубийцей Юровским, а его лечащий врач себя – царем Николаем II. И вместе они пытаются найти ответ на вопрос, как живые люди смогли хладнокровно расстрелять живых людей. Главная загадка судьбы последнего царя в этом, а вовсе не в том, с кем он там спал до женитьбы. «Цареубийцу» никто не упрекал ни в «китче», ни в «искажении». Даже наоборот.

А «Матильда» не стоит слезинок Ларса Айдингера, я думаю.

Loading



Поделиться:

Похожие посты

«Убийства в одном здании», 5 сезон: что известно о новых сериях звёздного детектива

Три сыщика-подкастера из манхэттенской Арконии возвращаются на экраны! В 5 сезоне сериала «Убийства в одном здании» Чарльз, Оливер и Мейбл берутся за новое дело. Вахтёр их дома Лестер Калуки погибает при странных обстоятельствах, и полиция уверяет вс

«Всеведущий читатель»: опасное путешествие в любимую новеллу

4 сентября в российских кинотеатрах прошла премьера южнокорейского блокбастера «Всеведущий читатель». События любимой постапокалиптической веб-новеллы офисного работника Ким Док Ча стали реальностью, и теперь судьба человечества в его руках. Какой по

Сериал «Москва слезам не верит»: топорное заигрывание с классикой

4 сентября на платформе Wink вышел сериальный ремейк оскароносного фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В духе советской классики три девушки переезжают в столицу, мечтая о лучшей жизни. Но сладкие грёзы развеиваются от гуляющего ветра

«Уэнсдей», 2 сезон: идеальный готический аттракцион

В 2022 году, когда все сходили с ума по саркастичной готке с косичками и немигающим взглядом, оставалось смутное предчувствие, что всё это ненадолго. Но первые серии второго сезона «Уэнсдей» ясно дали понять, что новую историю про семейку Аддамс пока

«Выход 8»: аномально пугающая кинопремьера

28 августа на больших экранах стартовал «Выход 8» — долгожданная новинка для всех поклонников японской игры-головоломки The Exit 8. Режиссёром выступил человек-оркестр Гэнки Кавамура, известный по книжному бестселлеру «Если все кошки в мире исчезнут»

Новости ForPost

Метки

Клим Шипенко Григорий Лифанов Дворец культуры рыбаков Театр имени Луначарского спектакли рецензия куда сходить ДКР Российские сериалы Сергей Безруков спектакль балет живопись ЦГБ им. Л.Н.Толстого Dior Федюхины высоты Аниме фестиваль K-pop театр драмы "Психо Дель Арт" детектив российские фильмы фильмы ужасов кино концерт Netflix Золотая балка музыка 2025 Психо Дель Арт хоррор рэп Музей-заповедник "Херсонес Таврический" музыка 2024 Balenciaga Александр Петров Херсонес художники игры 2023 арт-отель "Украина" фильмы комедия выставка СевТЮЗ музыка карантин Модный показ фэнтези Андрей Маслов сериалы 2023 Российские сериалы 2025 мультфильмы 2023 театр Луначарского книги опера афиша Севастополь Мода мультфильмы 2024 День Победы СЦКиИ Хаяо Миядзаки Театральная улица искусство поп-музыка Афиша Севастополя День ВМФ театр мастер-классы фильмы 2023 9 мая Обзор Севастопольский ТЮЗ Неделя моды изоляция сериалы 2024 BLACKPINK Конкурс "Живая классика" Херсонес Таврический выставки Крым игры 2024 аниме 2024 мода и стиль мультфильмы "Кинопоиск" обзор аниме Фильмы 2025 Большой севастопольский офицерский бал аниме 2025 коронавирус фильмы 2024 Севастопольский театр оперы и балета Игры 2025 музыка 2023 Charli XCX Тейлор Свифт Севастополь праздник Новый год Театр им. Кукол сериалы 2025