Беседа с «барствующим» рок-н-рольщиком из «Тургенев-band»
В песнях севастопольской группы «Тургенев-band» всегда царит позитивный и трезвый взгляд на жизнь. При этом создается впечатление, что сама жизнь погружена в атмосферу легкого абсурда и сюрреалистического драматизма. Лирический герой играет на виду у прохожих на гармошке, то в Чеховском саду, то в «темных аллеях» Бунина. Любящее сердце-спутник заменяет «всезнающий» Интернет и спасает из мира симулякров. Возле осеннего моря слышен шорох крыльев чайки Ливингстон; пока все плывут за метафизические буйки, танцует абстрактный Шива; где-то проходят корабли, поёт зимняя вьюга, а мы размышляем о девочке, увлеченной идеями психоанализа…
Мне довелось побеседовать с Андреем Дзенским (лидером группы) о творческом пути музыкальной команды.
— Андрей, расскажи о составе группы, как все начиналось? Сколько лет вашей команде?
— Любая творческая единица существует определенный срок. В 2000-м я познакомился с Мишей Капкиным и Тишиным Иваном. Это встреча стала импульсом к созданию нашей команды. Группа «Тургенев-band» — своеобразное продолжение моего личного творческого пути. Появилось желание петь свои песни, а не каверы. Ребята поддержали меня и помогли мне в этом, как и все мои последующие соратники, которые на короткое или длительное время разделяли со мной радость творчества.
Ещё со мной играли: клавишник Степан Самошин, флейтист Юрий Шарапов, басист Алексей Подпятников.
— «Тургенев-band»… Откуда такое странное название?
— Из всех русских букв мне в алфавите нравятся буквы «у» и «ъ». Хотелось названия, которого вообще нет на постсоветском пространстве. Хотелось названия русского и узнаваемого. И вдруг появились буквы «т», «р», «г»… В дальнейшем, добавив букву «у», у нас получился «Тургенев». (Смеется)
Чтобы обозначить то, что это не клуб любителей писателя Тургенева, а именно арт- коллектив, было добавлено английское слово band, обозначающее музыкальную группу. Сочетание этих букв на самом деле не имеет никакого отношения к знаменитому однофамильцу.
– Где прошло ваше первое выступление?
Это было в Балаклавском центре культуры и досуга. Тогда, в 2001 году, мы выступали под названием «Дзенский-band». Нынешнее название группы родилось в конце этого же года.
– Андрей, а почему, собственно, ты «Дзенский»? (Настоящая фамилия у музыканта Щирица.)
— В студенчестве я увлекся восточной философией, много читал про дзен и даже организовал дзен-клуб. Там и родилось у меня это прозвище.
— Расскажи о своей университетской специальности и том, как она повлияла на творчество.
— Вообще я специалист-эколог. На моем творчестве это очень сказалось. Я за экологию в творчестве. Не нужно мусорить.
— Кстати, поэт Виталий Пуханов рекомендовал беспокоиться о экзистенциальной гигиене. Ты поддерживаешь такую мысль?
— Без фильтров никуда! Любой фильтр необходим.
— Скажи честно, а вдохновляет ли группа «Аквариум»? Повлияло ли на тебя творчество Бориса Гребенщикова?
— Я считаю, что Борис Гребенщиков тем и уникален, что без его творчества не было бы того русского рока, который мы знаем. Не любить «Аквариум» глупо. Также как и всех, кого мы хорошо знаем: Окуджаву, Высоцкого, Цоя.
— Андрей, ты рок-н-рольщик или бард? Когда тебе говорят, что ты бард, это обидно?
— Я, скорее всего, барствующий рок-н-рольщик (смеется).
— Мой любимый прозаик ХХ века — твой тёзка Андрей Платонов. Я знаю, что ты тоже ценишь его книги. Что лично тебя цепляет в его героях? Какие на тебя вообще повлияли книги?
— Для меня это, в первую очередь, подлинная живая литература. Платонов — это настоящий режиссер. Когда я читаю «Чевенгур», передо мной появляется кинофильм. Думаю, что Платонов — это писатель-режиссер. Таких писателей больше я и не знаю.
Ещё люблю Оуэрэлла, Толкиена, Маркеса, Борхеса и Замятина.
— К какому стилю ты отнес бы свое творчество?
— Если начать формулировать определение, то это ни к чему хорошему не приведет. Формулировки губят творчество. Я хочу это оставить за рамками определений. Есть критики, и это их работа.
— Расскажи о своих совместных музыкальных записях со знаменитым Сергеем Рыженко?
— Волею судьбы удалось записать пару песен с Сергеем. Всё было очень странно. Я был молод и в чем-то очень самоуверен. И просто попросил Сергея: «А не подыграешь ли ты мне?» Причем я спросил это прямо в студии. У него как раз с собой оказалась скрипка, и он мне подыграл. Так же группа «Тургенев- band» участвовала в концерте в ТБМ (ныне Театр юного зрителя — ред.) в честь 50-летия музыканта Сергея Рыженко.
— Как твое творчество пересеклось с «лучшим гитаристом» Севастополя, Александром Тимофеевым?
— Мы жили в одном доме, вместе начинали творческий путь, он учил меня играть на гитаре. Он до сих пор помогает делать аранжировки.
— А ты вообще лентяй? Как бороться с творческой ленью?
— Я не лентяй! Но творческая лень подчинена определенным законам и порой необходима для вдохновения. Это так называемые остановки на пути к прогрессу. Иногда нужно остановиться и осмыслить: кому и для чего это всё нужно.
— Хорошо, в таком случае когда выйдет твой первый альбом?
— В 2019 году выйдет альбом песен группы «Тургенев-band». А в 2020 году, в мае, к 80-летию гениального поэта, выйдет альбом на стихотворения Иосифа Бродского.
— Почему ваших концертов нет за пределами Крыма? Или есть?
— В 2015 году мы выступали на «Муму-фесте» в Орле. А так, по традиции, мы выступаем в Крыму. Тургенев-band — это не гастрольная группа.
— Существуют ли у тебя иные музыкальные проекты?
— Тургенев-бэнд — это не совсем группа (задумался). Это независимое творчество, так называемая инди-группа. Я не завишу от выхода коммерческого альбома или гастрольного графика. Главная идея — делать то, что ты хочешь и с кем хочешь. Отсюда и песни на стихи Иосифа Бродского, Валерия Прокошина, Евгения Рейна и крымских поэтов — Джен Барановой и Тихона Синицына. Они мне близки по духу. Во всех этих фамилиях причудливым образом сочетается «Тургенев-band».
— Какой совет ты дал бы молодым музыкантам?
— Определиться, для кого и для чего ваше творчество. У творца первый слушатель — это он сам. Хочется услышанное разделить ещё с кем-то. Творцу необходим фильтр. Но петь для черной кошки в темной комнате — глупо. Важно, чтобы был слушатель. И если твоему единственному слушателю нравится то, что ты делаешь — это уже стимул. Пусть ваш слушатель стимулирует на дальнейшее творчество, но творец должен идти до конца. Даже в пустыне он должен оставаться творцом. Это его единственное отличие от потребителя.
— Ты сам ещё молодой музыкант?
— Музыка звучит здесь и сейчас.
— Андрей, у тебя есть мечта?
— Она неосуществима. Я хотел бы, чтобы Иосиф Александрович услышал мой готовящийся альбом.
Тихон Синицын
Поделиться:
Похожие посты
Начали с нуля: Linkin Park выпустили новый альбом From Zero
Номинанты премии Грэмми 2025 уже известны
Подробнее
Disease: слушаем новый заразительный хит Леди Гаги
Обложка: Inter
Чем обязательно заняться осенью: большой чек-лист
Ремиксы Charli XCX — BRAT: от худшего к лучшему
Новости ForPost
- Что кроется в банановой кожуре актуального искусства
- «Качаем прессу»: ОКН в частных руках, подземный бассейн, «кусающие» цены
- «Севастопольгаз» будет ждать абонентов в другом месте
- Древний Херсонес продолжает одаривать Севастополь золотом
- Как воспитать офицерскую честь по-севастопольски — интервью с военлетом Сергеем Вологиным
- Из-за музыки в севастопольском троллейбусе произошла массовая драка
- Почему компенсационный маршрут «прореживает» пассажирский транспорт Севастополя
- Технологичный зонт защитит обновлённую Панораму обороны Севастополя
- У подрядчика намокшего перехода в Севастополе ранее были проблемы с гидроизоляцией
- В Севастополе из отъезжавшей маршрутки выпала 75-летняя женщина