«Барби»: сатира на современный мир в розовом цвете
Главная розовая кинопремьера года наконец вышла на больших экранах. Ещё до своего появления «Барби» успела навести в медиа настоящий бум: дефицит розовой краски, загадочный особняк, барби-fashion. Что ж, время ожидания закончилось! Пора обсудить, какой получилась картина о нелёгкой пластмассовой жизни самой лучшей девушки и… Кена.
Многообещающе!
Режиссёром и сценаристом истории кукол выступила Грета Гервиг. Она успела хорошо зарекомендовать себя такими картинами, как «Леди Бёрд» и «Маленькие женщины», и именно её видение помогло сделать «Барби» такой, какой её увидели зрители.
В частности, взгляд Гервиг направлен шире того, что многие называют «повесточкой». В своей новой работе она весьма жёстко и не без ноты гротескности проходится по современным проблемам мужчин и женщин, и щедро снабжает это юмором, чтобы «Барби» не превратилась в триггер экзистенциального кризиса. Но обо всём по порядку.
Да, это просто Кен
Сюжет картины прост, пусть и слегка фантастичен. Все когда-либо выпущенные компанией «Мателл» куклы Барби (и не только) живут в некой стране Барбиленд, где каждый день идеален. Живёт там и Стереотипная Барби (Марго Робби) — классическое воплощение кукольной красавицы-блондинки.
Жизнь Барби похожа на сказку: вместе с другими девушками она участвует в общественной жизни страны и веселится. Девичники, вручение Нобелевской и Пулитцеровской премий, встреча с Барби-Президентом, политические дебаты — ах, как насыщен событиями простой день куклы!
Но так весело живётся далеко не всем. В то время, пока Барби веселятся, Кены просто… ждут. Их жизнь невозможна без Барби, и они вынуждены жить в борьбе за мимолётное внимание от женского пола. И если из моего рассказа вам непонятно положение Кенов в Барбиленде, просто взгляните на постеры к фильму.
«Ребят, а вы думаете о смерти?»
Однако счастье не может длиться вечно. В один ужасный день Стереотипная Барби встаёт не с той пластмассовой ноги: вафли сгорают, молоко прокисает, душ — холодный. Но это только цветочки. Барби зарабатывает «плоскостопие» — жуткую уродливую деформацию ног, при которой стопа не стоит на носочке.
Другие куклы подсказывают ей, что она сломалась, и советуют обратиться к «страшненькой» — так они называют одну из Барби за глаза, потому что её владелица играла с ней слишком сильно. «Страшненькая» живёт на самом отшибе Барбиленда, и, неспособная вернуть себе свою красоту, помогает сделать это другим куклам.
Выясняется, что между Барбилендом и реальным миром появилась брешь. Именно сквозь неё в Стереотипную Барби проникли печальные мысли, плоскостопие, и, о боже, целлюлит. Чтобы вернуть себе свою идеальность, кукле нужно выйти в реальный мир, и вернуть уверенность своей владелице — некой девочке, которая играет с Барби.
«Обилие Барби решило гендерные проблемы»
К счастью или нет, в мир людей Барби попадает не одна. За ней увязывается Пляжный Кен (Райан Гослинг). Вместе они должны понять, что именно заставило владелицу грустить, ведь своим существованием куклы решили все проблемы и сделали всех девочек счастливыми. По крайней мере, в это верят сами Барби.
Однако реальность сваливается на кукол отрезвляющей пощёчиной. Тут Барби чувствует себя небезопасно и уязвимо, и весьма быстро понимает в чём дело: в отличие от Барбиленда, здесь всем заправляют мужчины.
Понимает это и Кен, но ему такое положение дел приходится по вкусу. Поэтому, воспользовавшись возможностью (и восхитившись конями), он возвращается в Барбиленд, чтобы рассказать всем о новой идеологии — патриархате.
Ущемлённые и обиженные
И, пожалуй, слово «патриархат» воистину творит чудеса, потому что в России фильм выйдет ещё нескоро, а гневные рецензии о «ПОВЕСТОЧКЕ!!!» уже появляются. Что ж, обсудим, что с ней не так.
В своём фильме Грета Гервиг достаточно яркими, контрастными мазками рисует два противоположных мира — Барбиленд и Реальность. Каждый из этих миров идеально подходит для одного пола, но вообще не приспособлен для другого. Так, когда у Стереотипной Барби спрашивают: «А где вообще спят Кены?», она беззаботно отвечает «Я никогда об этом не думала».
В то же время, в реальном мире куклу видят только как сексуальный объект: всюду её окружают мужчины, которые отвешивают пошлые «комплименты», предлагают переспать и шлёпают по заднице. Этакий гиперболизированный мир победившего патриархата и невероятного ущемления.
И именно это очень оскорбило некоторых рецензентов. В своих отзывах они назвали фильм «конформистким, рекламирующим куклы, зацикленным на женских проблемах и снятым только для девочек». Эти гневные потоки, на мой взгляд, и есть тот «нарыв», на который пыталась указать режиссёр.
Слишком много слоёв иронии
Если взглянуть на «Барби» чуть глубже, чем на мир кукол и «страшного патриархата», то станет видно, что Грета Гервиг откровенно смеётся над абсурдностью современных взаимоотношений между полами.
Так, в фильме очень много мета-ироничных подколов. Оба мира буквально представляют собой стёбный набор клише: нечто розовое и слащавое против домогательств, скрытых унижений и «супер-мачо-мега-хаты». Всё это сдобрено щедрым слоем феминитивов, которые набьют оскомину даже самым либерально настроенным зрителям (лично меня добила «физикесса»).
Под всем этим скрывается вопрос: а комфортно ли вам самим жить в системе, где мужчины и женщины постоянно вынуждены бороться друг с другом? Разве не будет лучше, если права полов будут равными? Причём, сценаристке удаётся подать всё это в адекватной манере без радикальных взглядов и крайних позиций.
«Тревожность, панические атаки и ОКР продаются отдельно»
Взаимоотношения женщин и мужчин — не единственная тема «на подумать» в фильме о куклах. Также Грета Гервиг напоминает, что именно «Маттел» серьёзно повлияли на самооценку маленьких девочек всего мира, подарив им шаблон, соответствовать которому невозможно.
Идеальная во всех смыслах Барби не смогла справиться с целью осчастливить детей, но подарила им неуверенность в себе, а порой и расстройства пищевого поведения. Эта мысль красной нитью проходит сквозь фильм, и не зря: ведь проблема недостижимых требований сидит в головах у многих людей.
Затрагивает фильм и тему экзистенциальных поисков себя. Сперва Барби, а затем и Кен задаются вопросом «что определяет меня? Кто я?». И режиссёр даёт достаточно ясный ответ: «То, кто ты, определяешь ты сам. Не твоя девушка, не твой дом, и даже не твоя шуба».
Глаз радуется
Но от смысловой составляющей перейдём к визуальной. Барбиленд представляет собой невероятно интересное игрушечное розовое безумие, которое откликнется в сердце каждой женщины, девушки, девочки. Концепты «домиков мечты» взяты из разных эпох, как и сами куклы, поэтому в каждом отзываться будет что-то своё. Например, лёгкая ностальгия трогала моё сердце каждый раз, когда я видела на экране Барби-Русалочек.
Порадовали и исполнители второстепенных ролей: видно, что они не только отлично справились с ролями, но и от души повеселились. Среди кукол оказались Майкл Сера, Эмма Маки, Симу Лю, Дуа Липа, Шути Гатва, и даже рестлер Джон Сина.
Впрочем, исполнить свою роль так, чтобы в будущем иметь шанс претендовать на Оскар, смог только Райан Гослинг. Пляжный Кен в его исполнении получился просто невероятным: смешной и немного глупый, но оттого не менее глубокий персонаж часто затмевал собой Барби в кадре.
Отдельный балл стоить накинуть за песенную составляющую: музыкальное сопровождение сделано на высшем уровне, и отлично передаёт атмосферу происходящего на экране. Но лучше всего — музыкальные номера от Райана Гослинга. Они вносят в фильм мотив мюзикла, но ровно столько, сколько его необходимо, чтобы это не приелось.
Come on, Barbie, let’s go party
Резюмируя, Грете Гервиг удалось снять отличный фильм, под детскостью обложки которого скрываются весьма серьёзные вопросы и темы. Шутя и обыгрывая всё «на игрушках», картина смело разговаривает со взрослой аудиторией на темы, которые в мире кино обычно подымаются только с позиции одной из сторон.
Однако посмотреть «Барби» будет приятно и без вглядывания в иронии и смыслы — фильм полон отличных шуток всех сортов. Возможно, именно поэтому его хронометраж совсем не ощущается, и 2 часа пролетают, как одно мгновение.
Елена Фокина
Фото: brightspotcdn.com, vokrug.tv, tinkoffjournal.ru, parade.com, people.com, cnn.com, blogto.com, gq-magazine.co.uk, media-amazon.com, ruetir.com, mostmag.ru