«Балканский рубеж» — бодрый боевик умеренно-патриотических взглядов

28-03-2019 16:36

В российский прокат вышел фильм «Балканский рубеж», оказавшийся не столько карикатурным «Сирийским песком», сколько новой «9 ротой», — пишет Афиша Daily. Середина 90-х. Расформированный за неподчинение приказам (как водится, бесчестным) отряд российского спецназа почти в полном составе прячется от трибунала в Сербии. В Москву разрешают вернуться только командиру Беку (Гоша Куценко). Но в 1999-м году НАТО начнет бомбить Сербию, Россия решит занять аэропорт в Приштине, и боевые товарищи встретятся вновь. Но на этот раз чтобы отбить аэродром у албанского полевого командира и удерживать позицию до прибытия российских миротворцев.

В отряд, как подметит один из героев, войдет «настоящий интернационал»: ингуш Бек, узбечка Вера (Равшана Куркова), серб Вук Петрович (Милош Бикович), албанец Фадиль (Александар Радойичич), татарин Гирей (Нодари Джанелидзе), возможно, белорус Слащев (Сергей Марин), один неизвестно кто (Кирилл Полухин) и русский Андрей (Антон Пампушный). Получится семь самураев и одна чудо-женщина. Террористов вокруг них будет никак не меньше полутора сотен. К тому же русский на беду влюбится в сербскую медсестру Ясну (Милена Радулович). Зато на стороне наших сыграют Гойко Митич и Эмир Кустурица — еще два символа того, насколько важна эта премьера для сербов.

Опасения, что «Балканский рубеж» окажется фильмом яростно геополитическим, не подтвердились. Главным злом здесь назначен террорист, а у террористов, как известно, национальности нет. Противостояние с НАТО тоже присутствует, но без перегибов.

Во-первых, фильм начинается с бомбардировок Белграда без мандата ООН (спойлер: все это было на самом деле), в ходе которых только по оценке западных правозащитников погибло более 500 гражданских. Во-вторых, здесь есть коварный швейцарский врач — персонаж, без которого фильм ничего бы не потерял. В-третьих, французские летчики здесь используют бомбы-пустышки. А в-четвертых, в финале будет реконструирован легендарный эпизод с британским генералом Майклом Джексоном (не тем Майклом Джексоном), который ответил своим командирам, что не станет начинать для них Третью мировую.

Других выговоров западным партнерам в фильме нет — сценаристы отказались даже от такого исторического козыря, как нечаянная бомбардировка американцами посольства Китая. То есть НАТО присутствует в фильме ровно в той мере, которой того требуют время и место — Балканы 1999 года. Увы, в фильме нет важного послесловия — о том, что героическое достижение русского оружия уже через несколько дней было обесценено слабостью русской дипломатии.

Это целый паттерн, который воспроизводит себя от войны к войне, но фильм его не замечает — если не считать сцены с генералом, который сопротивляется малодушному приказу из Кремля. Зато есть живая реконструкция знаменитого памятника «Воин-освободитель», установленного в Берлине после Великой Отечественной войны, изображающего солдата с девочкой на руках. Вообще, создается ощущение, что картина хочет говорить одновременно обо всём: и о настоящем, и о прошлом, и о Балканах, и о Кавказе, и об  Украине — но выбирает более кассовую, безопасную и однозначную подачу.

Кажется, претензий к «Балканскому рубежу» было бы еще меньше, будь фильм откровенным трешем: никого ведь не обижает геополитический бред «Хантера Киллера» или гуманистический пафос «Девушек солнца» (показанных, ко всеобщему ужасу, в основном конкурсе Канн). Но «Балканский рубеж» на свою беду сделан чуточку лучше, чем самый честный боевик категории «Б». Глянцевых глупостей в нем не больше, чем в западных фильмах типа «Частной войны»(про Сирию) или «Поиска» (про Чечню). Но что позволено Мишелю Хазанавичусу, то не позволено быку, так что российский фильм знал, на что идет.

Да, его хронометраж 2,5 часа — это военное преступление, сцен со слоу-мо могло бы быть в десять раз меньше, а приставлять нож к горлу маленькой девочки стало не комильфо еще со времен «Коммандо». Персонажи, несмотря на целую вечность наедине со зрителем, прописаны очень схематично, так что и не пытайтесь после фильма вспомнить, сколько было защитников аэродрома, какой национальности они были и как их звали.

Но когда дело дойдет до неизбежного финального отсчета, не сопереживать этим же героям будет невозможно. У каждого персонажа — идеальная точка выхода из истории, удачный монтаж с документальными кадрами выбивает слезу, а актеры (включая тех, кто вызывал опасения) работают достойно. Антон Пампушный, может быть, и не Крис Хемсворт из «Кавалерии», но и не Лиам Хемсворт из «Неудержимых». Самый широкий спектр эмоций выдает Равшана Куркова.

Между зрителем и Милошем Биковичем тает «Лед»: в наполовину сербском фильме актер смотрится гораздо лучше, чем в последнем российском. От Милены Радулович сценарий слишком часто требует хлопать глазами — но как с такими глазами не хлопать.

Наконец, здесь есть запоминающиеся монологи: герой Кирилла Полухина, к примеру, в какой то момент произносит речь ничуть не хуже, чем у сержанта из «Псов-воинов», чей сапер-сослуживец набил на заднице татуировку с дьяволом — и остались от него только рожки да ножки. Перестрелки здесь поставлены так же ловко и звучат так же сочно, как, например, в фильме «Уцелевший» с Марком Уолбергом.
Почти часовая финальная битва за аэропорт — пока что вершина батальной хореографии среди российских боевиков о современной войне.

Единственная настоящая проблема «Балканского рубежа» — в том, что сравнивать его будут не с родной «9 ротой» (причем «Рубеж» сделан, пожалуй, поделикатнее), а с голливудским кино. А Голливуд перестал делать такие фильмы еще после спорных экспедиций Рассела Кроу в Южную Америку («Доказательство жизни») и Брюса Уиллиса в Африку («Слезы солнца»). Российский фильм им мало чем уступает, но вышел чуть ли не на двадцать лет позже.

Поэтому все, что есть в нем, уже было где то еще, — кроме, может, местоположения, но и то сегодня интересно разве что Анджелине Джоли. По той же причине три года назад мало кого впечатлил похожий на все это ремейк «Великолепной семерки». Но мы только обрадуемся, если «Балканскому рубежу» повезет больше.

Егор Москвитин

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Какими получились «Ходячие мертвецы: Выжившие»?

25 февраля на американском канале AMC вышла первая серия «Ходячие мертвецы: Выжившие». Спин-офф знаменитой зомби-драмы посвящен главному герою Рику Грайму и его возлюбленной Мишонн. Как стартовал мини-сериал, узнаем сегодня. Осторожно! В стать

TWICE вернулись с мини-альбомом «With YOU-th»

Популярная k-pop группа TWICE вернулась с новой музыкой. Мини-альбом «With YOU-th» стал первым релизом девушек в этом году и 13-ым в их дискографии. ForPost-Афиша уже послушала его и готова делиться впечатлениями.

Звё

«Внутри убийцы»: какой получилась первая серия?

Недавно вышла первая серия триллера «Внутри убийцы». В центре сюжета — петербургский маньяк, бальзамирующий своих жертв и психолог-профайлер, который должен его раскрыть. Удалась ли российская адаптация мирового бестселлера от Майка Омера, разбиралас

«Мадам Паутина»: уценённая супергероика

С начала десятых уровень супергеройского кино заметно улучшился, а затем... что-то пошло не так. Пару дней назад в кинопрокат вышел новый фильм «Мадам Паутина» от Sony. Рассказываем, почему критики от него не в восторге.

Подробнее

«Лёд 3»: любовь, коньки и драма

В кинотеатрах стартовала премьера заключительного фильма трилогии «Лёд». Главная героиня Надя Горина (Анна Савранская) мечтает пойти по стопам покойной матери и стать фигуристкой. Получит ли она заветный «Кубок льда» и почему кинокартину можно смотре

Новости ForPost

Метки

Новый год Валерий Либа Федюхины высоты театр драмы "Психо Дель Арт" живопись Михаил Булгаков карантин Балаклава фильмы 2023 Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Севастопольский ТЮЗ рецензия сериалы 2023 "Кинопоиск" Достоевский выставка мастер-классы 75 лет Победы Дворец культуры рыбаков Александр Петров Картины Херсонес Таврический Музеи онлайн выставки Конкурс "Живая классика" спектакли книги поэзия Мода Золотая балка Неделя моды «Оперные вечера в Севастополе» Netflix театр Луначарского творчество опера Динопарк День Победы Тейлор Свифт Театральная улица Андрей Маслов Фёдор Достоевский игры 2023 искусство Музей обороны Севастополя художники кинофестиваль Святой Владимир арт-отель "Украина" Конкурс красоты Клим Шипенко мультфильмы 2023 Санкт-Петербург Театр имени Луначарского Театр им. Кукол изоляция Неделя моды в Париже Театр Лавренёва Сергей Безруков праздник музыка ЦГБ им. Л.Н.Толстого Ольга Панкратова Григорий Лифанов куда сходить Российские сериалы спектакль Севастополь балет фильмы 2024 Аниме Эрмитаж СевТЮЗ хоррор Херсонес Мариинский театр фестиваль мода и стиль мультфильмы Фестиваль «Таврида — АРТ» кино фестиваль «Природа Искусства» 9 мая коронавирус Афиша Севастополя Молодёжь театр Dior фильмы Фонд «Живая классика» День ВМФ Крым Севастопольский театр оперы и балета СЦКиИ Большой севастопольский офицерский бал ДКР концерт музыка 2023 Психо Дель Арт Виталий Либа Море