«Бах, бах, бах»: маленькие звери на большой войне
30-й юбилейный сезон в Севастопольском театре юного зрителя открылся премьерным спектаклем «Бах-бах-бах». Пьеса Юлии Поспеловой переносит зрителей в Ленинград 41-го года. Клоун Аркаша уходит на фронт и оставляет в городе своего верного друга – циркового пса Витю. Витя отправляется на поиски своего хозяина. В размеренную жизнь маленького создания врывается большая война…
Пожалуй, нужно обладать большим талантом и смелостью, чтобы в детском театре поставить спектакль, поднимающий совершенно не детскую тему – тему войны. Режиссер постановки Екатерина Гороховская уже ставила в севастопольском ТЮЗе довольно взрослый и проблемный спектакль – «Мой папа». Но если тема семьи еще легко укладывается в созревающее мировоззрение ребенка, то история о беспощадной войне – это новый опыт для маленьких зрителей. Более зрелое поколение уже способно анализировать увиденное, ну а дети?…
Наверное, здесь стоит учитывать еще один немаловажный момент, а именно – основную функцию любого ТЮЗа. А она как раз состоит в том, чтобы ребенок через каждую постановку открывал для себя новые грани большого мира. В нём существуют не только Хрюша, Степашка и курочка Ряба. В какой-то период жизни придется столкнуться с такими явлениями, как страх, боль, лишения и даже смерть.
Драма Юлии Поспеловой стала победителем Международного конкурса «Евразия» в номинации «Пьеса для детского театра». С одной стороны, перед зрителем разворачивается очень взрослая история – война и её ужасающие последствия. Однако, главными персонажами этого спектакля становятся маленькие звери – цирковой пёс Витя (Кирилл Ильин), дворовой пёс Кеша (Игорь Ливенцов), козочка Катя (Елизавета Бессокирная) и гусь Гусятников (Матвей Черненко). Но ведь все животные – как дети. Дети беззащитны перед окружающим миром, как таковым. А в мире войны у них практически нет шансов выжить. Тем, кому удавалось прожить дольше остальных, уже не были детьми. Поэтому на сцене мы видим не детей, а их слишком быстро повзрослевших сверстников – взрослых детей войны.
Ощутимый плюс спектакля в том, что всё происходящее на сцене смотрится естественно. Люди играют зверей и при этом понятно, что образы животных очеловечиваются не просто так. Ведь можно было изначально взять мальчика Витю, девочку Катю, беспризорника Кешу. А герои спектакля – собачка, гусь и козочка. И всё потому, чтобы показать на контрасте, насколько бесчеловечен образ войны. И на её фоне в мире животных оказывается больше людского, чем в мире тех же людей. Война обесценивает всё, но видя её ужасы, «маленькие звери» не забывают о том, о чем редко помнят «большие люди» — о дружбе, взаимовыручке, мужестве, самопожертвовании.
«Бах, бах, бах» — это очень честная история о том, что война – общая беда, от которой страдают все. Однако, тяжелее всего приходится самым беззащитным – детям. Сколько было таких «Вить» и «Кать» в далёком 41-м, которые стали узнавать жизнь через первые залпы фашистских бомб? Для них, как и для главного героя, фронт был совершенно непонятным явлением – туда зачем-то уходили и почему-то не возвращались. Цирковой артист Витя, отправляясь на поиски своего друга Аркаши, открывает для себя совершенно другой мир. В нём нет восторженных лиц зрителей, громких аплодисментов и деликатесов. Бывшему любимцу публики приходится существовать по законам военного времени.
Музыкальное оформление и сценография спектакля очень убедительно предали состояние страха и безысходности. Ведь страшно было не только тем, кто воевал, но и тем, кто ждал вестей с фронта. Сердце матери тоже не в состоянии было понять, что это за проклятый фронт такой, с которого люди не возвращаются. Да и даже те, кто воевал, не всегда осознавали, что вообще происходит. По сути, все, кто оказались вовлечены в эту страшную войну были «напуганными Витями», «беззащитными Катями», «выживающими Кешами».
Спектакль Екатерины Гороховской «Бах, бах, бах» прозвучал как ответ взрослого на вопрос ребёнка – а что такое война? Война – это страшно, но еще страшнее, когда жертвами больших игр становятся маленькие беззащитные души. Пожалуй, детям знать больше о войне и не нужно. Пусть пока остаются детьми.
Арсений Веденин
Фото Юлии Высоцкой