«Бах, бах, бах»: маленькие звери на большой войне

09-10-2017 18:01

30-й юбилейный сезон в Севастопольском театре юного зрителя открылся премьерным спектаклем «Бах-бах-бах». Пьеса Юлии Поспеловой переносит зрителей в Ленинград 41-го года. Клоун Аркаша уходит на фронт и оставляет в городе своего верного друга – циркового пса Витю. Витя отправляется на поиски своего хозяина. В размеренную жизнь маленького создания врывается большая война…

Пожалуй, нужно обладать большим талантом и смелостью, чтобы в детском театре поставить спектакль, поднимающий совершенно не детскую тему – тему войны. Режиссер постановки Екатерина Гороховская уже ставила в севастопольском ТЮЗе довольно взрослый и проблемный спектакль – «Мой папа». Но если тема семьи еще легко укладывается в созревающее мировоззрение ребенка, то история о беспощадной войне – это новый опыт для маленьких зрителей. Более зрелое поколение уже способно анализировать увиденное, ну а дети?…

Наверное, здесь стоит учитывать еще один немаловажный момент, а именно – основную функцию любого ТЮЗа. А она как раз состоит в том, чтобы ребенок через каждую постановку открывал для себя новые грани большого мира. В нём существуют не только Хрюша, Степашка и курочка Ряба. В какой-то период жизни придется столкнуться с такими явлениями, как страх, боль, лишения и даже смерть.

Драма Юлии Поспеловой стала победителем Международного конкурса «Евразия» в номинации «Пьеса для детского театра». С одной стороны, перед зрителем разворачивается очень взрослая история – война и её ужасающие последствия. Однако, главными персонажами этого спектакля становятся маленькие звери – цирковой пёс Витя (Кирилл Ильин), дворовой пёс Кеша (Игорь Ливенцов), козочка Катя (Елизавета Бессокирная) и гусь Гусятников (Матвей Черненко). Но ведь все животные – как дети. Дети беззащитны перед окружающим миром, как таковым. А в мире войны у них практически нет шансов выжить. Тем, кому удавалось прожить дольше остальных, уже не были детьми. Поэтому на сцене мы видим не детей, а их слишком быстро повзрослевших сверстников – взрослых детей войны.

Ощутимый плюс спектакля в том, что всё происходящее на сцене смотрится естественно. Люди играют зверей и при этом понятно, что образы животных очеловечиваются не просто так. Ведь можно было изначально взять мальчика Витю, девочку Катю, беспризорника Кешу. А герои спектакля – собачка, гусь и козочка. И всё потому, чтобы показать на контрасте, насколько бесчеловечен образ войны. И на её фоне в мире животных оказывается больше людского, чем в мире тех же людей. Война обесценивает всё, но видя её ужасы, «маленькие звери» не забывают о том, о чем редко помнят «большие люди» — о дружбе, взаимовыручке, мужестве, самопожертвовании.

«Бах, бах, бах» — это очень честная история о том, что война – общая беда, от которой страдают все. Однако, тяжелее всего приходится самым беззащитным – детям. Сколько было таких «Вить» и «Кать» в далёком 41-м, которые стали узнавать жизнь через первые залпы фашистских бомб? Для них, как и для главного героя, фронт был совершенно непонятным явлением – туда зачем-то уходили и почему-то не возвращались. Цирковой артист Витя, отправляясь на поиски своего друга Аркаши, открывает для себя совершенно другой мир. В нём нет восторженных лиц зрителей, громких аплодисментов и деликатесов. Бывшему любимцу публики приходится существовать по законам военного времени.

Музыкальное оформление и сценография спектакля очень убедительно предали состояние страха и безысходности. Ведь страшно было не только тем, кто воевал, но и тем, кто ждал вестей с фронта. Сердце матери тоже не в состоянии было понять, что это за проклятый фронт такой, с которого люди не возвращаются. Да и даже те, кто воевал, не всегда осознавали, что вообще происходит. По сути, все, кто оказались вовлечены в эту страшную войну были «напуганными Витями», «беззащитными Катями», «выживающими Кешами».

Спектакль Екатерины Гороховской «Бах, бах, бах» прозвучал как ответ взрослого на вопрос ребёнка – а что такое война? Война – это страшно, но еще страшнее, когда жертвами больших игр становятся маленькие беззащитные души. Пожалуй, детям знать больше о войне и не нужно. Пусть пока остаются детьми.

Арсений Веденин
Фото Юлии Высоцкой

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И, несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) от художественного руководителя театра им. Луначарского Григори

СевТЮЗ оживил «Сказку о мёртвой царевне», а также фантазию детей и взрослых

В севастопольском театре юного зрителя прошли премьерные показы спектакля «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+). Постановка режиссера Фёдора Парасюка и художника-постановщика Татьяны Миронюк стала приятным открытием уходящего года. Как д

Новости ForPost

Метки

художники коронавирус Гарри Поттер комедия фильмы 2024 игры K-pop Театр имени Луначарского выставки Афиша Севастополя карантин искусство СЦКиИ хоррор кино игры 2024 выставка Большой севастопольский офицерский бал Психо Дель Арт Мода мультфильмы 2024 мастер-классы Александр Петров Херсонес мультфильмы сериалы 2025 музыка арт-отель "Украина" книги Dior рецензия праздник обзор аниме Севастопольский ТЮЗ аниме 2024 поп-музыка фэнтези театр Модный показ афиша Севастополь Крым концерт балет Хаяо Миядзаки современное искусство Театральная улица живопись Netflix изоляция Клим Шипенко игры 2023 Российские сериалы 2025 сериалы 2024 опера спектакль театр Луначарского российские фильмы фильмы "Кинопоиск" Херсонес Таврический спектакли мультфильмы 2023 музыка 2025 СевТЮЗ детектив Игры 2025 мода и стиль ДКР драма Balenciaga BLACKPINK Тейлор Свифт аниме 2025 фестиваль Дворец культуры рыбаков музыка 2023 Конкурс "Живая классика" Charli XCX фильмы 2023 Российские сериалы 9 мая фильмы ужасов театр драмы "Психо Дель Арт" музыка 2024 скандал Обзор День Победы Новый год Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Аниме куда сходить Неделя моды Григорий Лифанов Севастопольский театр оперы и балета Севастополь Неделя моды в Париже Фильмы 2025 сериалы 2023 Билли Айлиш рэп