«Бах, бах, бах»: маленькие звери на большой войне

09-10-2017 18:01

30-й юбилейный сезон в Севастопольском театре юного зрителя открылся премьерным спектаклем «Бах-бах-бах». Пьеса Юлии Поспеловой переносит зрителей в Ленинград 41-го года. Клоун Аркаша уходит на фронт и оставляет в городе своего верного друга – циркового пса Витю. Витя отправляется на поиски своего хозяина. В размеренную жизнь маленького создания врывается большая война…

Пожалуй, нужно обладать большим талантом и смелостью, чтобы в детском театре поставить спектакль, поднимающий совершенно не детскую тему – тему войны. Режиссер постановки Екатерина Гороховская уже ставила в севастопольском ТЮЗе довольно взрослый и проблемный спектакль – «Мой папа». Но если тема семьи еще легко укладывается в созревающее мировоззрение ребенка, то история о беспощадной войне – это новый опыт для маленьких зрителей. Более зрелое поколение уже способно анализировать увиденное, ну а дети?…

Наверное, здесь стоит учитывать еще один немаловажный момент, а именно – основную функцию любого ТЮЗа. А она как раз состоит в том, чтобы ребенок через каждую постановку открывал для себя новые грани большого мира. В нём существуют не только Хрюша, Степашка и курочка Ряба. В какой-то период жизни придется столкнуться с такими явлениями, как страх, боль, лишения и даже смерть.

Драма Юлии Поспеловой стала победителем Международного конкурса «Евразия» в номинации «Пьеса для детского театра». С одной стороны, перед зрителем разворачивается очень взрослая история – война и её ужасающие последствия. Однако, главными персонажами этого спектакля становятся маленькие звери – цирковой пёс Витя (Кирилл Ильин), дворовой пёс Кеша (Игорь Ливенцов), козочка Катя (Елизавета Бессокирная) и гусь Гусятников (Матвей Черненко). Но ведь все животные – как дети. Дети беззащитны перед окружающим миром, как таковым. А в мире войны у них практически нет шансов выжить. Тем, кому удавалось прожить дольше остальных, уже не были детьми. Поэтому на сцене мы видим не детей, а их слишком быстро повзрослевших сверстников – взрослых детей войны.

Ощутимый плюс спектакля в том, что всё происходящее на сцене смотрится естественно. Люди играют зверей и при этом понятно, что образы животных очеловечиваются не просто так. Ведь можно было изначально взять мальчика Витю, девочку Катю, беспризорника Кешу. А герои спектакля – собачка, гусь и козочка. И всё потому, чтобы показать на контрасте, насколько бесчеловечен образ войны. И на её фоне в мире животных оказывается больше людского, чем в мире тех же людей. Война обесценивает всё, но видя её ужасы, «маленькие звери» не забывают о том, о чем редко помнят «большие люди» — о дружбе, взаимовыручке, мужестве, самопожертвовании.

«Бах, бах, бах» — это очень честная история о том, что война – общая беда, от которой страдают все. Однако, тяжелее всего приходится самым беззащитным – детям. Сколько было таких «Вить» и «Кать» в далёком 41-м, которые стали узнавать жизнь через первые залпы фашистских бомб? Для них, как и для главного героя, фронт был совершенно непонятным явлением – туда зачем-то уходили и почему-то не возвращались. Цирковой артист Витя, отправляясь на поиски своего друга Аркаши, открывает для себя совершенно другой мир. В нём нет восторженных лиц зрителей, громких аплодисментов и деликатесов. Бывшему любимцу публики приходится существовать по законам военного времени.

Музыкальное оформление и сценография спектакля очень убедительно предали состояние страха и безысходности. Ведь страшно было не только тем, кто воевал, но и тем, кто ждал вестей с фронта. Сердце матери тоже не в состоянии было понять, что это за проклятый фронт такой, с которого люди не возвращаются. Да и даже те, кто воевал, не всегда осознавали, что вообще происходит. По сути, все, кто оказались вовлечены в эту страшную войну были «напуганными Витями», «беззащитными Катями», «выживающими Кешами».

Спектакль Екатерины Гороховской «Бах, бах, бах» прозвучал как ответ взрослого на вопрос ребёнка – а что такое война? Война – это страшно, но еще страшнее, когда жертвами больших игр становятся маленькие беззащитные души. Пожалуй, детям знать больше о войне и не нужно. Пусть пока остаются детьми.

Арсений Веденин
Фото Юлии Высоцкой

Loading



Поделиться:

Похожие посты

Севастопольская «Ханума» как топовая советская комедия

Это действительно смешно. И несмотря на водевильный характер постановки, она не вызывает отторжения легкомыслием и пошлостью. Ведь смешное и лёгкое не означает глупое. «Ханума» (12+) художественного руководителя театра им. Луначарского Григория Ли

СевТЮЗ оживил «Сказку о мёртвой царевне», а также фантазию детей и взрослых

В севастопольском театре юного зрителя прошли премьерные показы спектакля «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6+). Постановка режиссера Фёдора Парасюка и художника-постановщика Татьяны Миронюк стала приятным открытием уходящего года. Как д

Севастопольские «Ведьмы Гоголя» как архетипическое путешествие женщины

«Все бабы – ведьмы. А те, что постарше — точно ведьмы!». Этот рефрен мистической комедии с элементами хоррора «Ведьмы Гоголя» (16+) звучит на протяжении всего спектакля, созданного по мотивам произведений автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Как «Раневская. Сад» прорабатывает психологические травмы и показывает нас такими, какие мы есть

Спектакль «Раневская. Сад» (16+) по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад» (12+) прошёл в Севастополе.
Обложка: Наташа Попова
Постановка Наташи Поповой — это исповедь женщины, которую бы в наши дни назвали заблудшей. Её главная жизненн

Мысли-женщины романов Мураками: в Севастополе представили постановку по мотивам книг писателя

«Все божьи дети могут танцевать» (18+). Так называется рассказ японского писателя Харуки Мураками и сборник, куда вошло произведение. И словно желая проиллюстрировать этот посыл, актёры севастопольского «Театра горожан», занятые в постановке-впечатле

Новости ForPost

Метки

спектакль сериалы 2024 сериалы 2025 ДКР выставка мультфильмы 2023 комедия сериалы 2023 СЦКиИ художники изоляция Херсонес Таврический Севастополь музыка 2025 мастер-классы Хаяо Миядзаки поэзия живопись "Кинопоиск" Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Dior фильмы ужасов мультфильмы 2024 концерт Театральная улица скандал Charli XCX рецензия Новый год Конкурс "Живая классика" Balenciaga Аниме Афиша Севастополя музыка 2024 праздник российские фильмы рэп Психо Дель Арт музыка Российские сериалы Неделя моды аниме 2025 современное искусство Клим Шипенко балет Билли Айлиш Модный показ BLACKPINK Обзор Севастопольский театр оперы и балета фестиваль K-pop Дворец культуры рыбаков аниме 2024 СевТЮЗ Фильмы 2025 театр Луначарского игры 2024 игры фильмы 2023 обзор аниме Александр Петров искусство Неделя моды в Париже Григорий Лифанов афиша Севастополь поп-музыка карантин Тейлор Свифт фэнтези 9 мая Игры 2025 Большой севастопольский офицерский бал Netflix Золотая балка театр драмы "Психо Дель Арт" Крым Театр имени Луначарского хоррор Севастопольский ТЮЗ игры 2023 спектакли театр куда сходить День Победы Российские сериалы 2025 выставки кино Херсонес детектив коронавирус мультфильмы фильмы 2024 арт-отель "Украина" опера Гарри Поттер книги музыка 2023 Мода мода и стиль