Выход там: «Астрал 5: Красная дверь»
Когда речь заходит о жутких фильмах с демонами и проклятьями, на ум одной из первых приходит серия «Астрал». Семья Ламбертов переезжает в новый дом, и там их настигает «паранормальщина». Более десяти лет мы то двигались с ними вперёд, то возвращались к истокам, пытаясь понять, откуда растут ноги. В прокат вышел Астрал 5 — режиссёрский дебют исполнителя главной роли Патрика Уилсона. Может ли нас напугать или хотя бы приятно удивить прямое продолжение этой небезызвестной истории?
На кровавом детоксе
Первый фильм франшизы был снят Джеймсом Ваном по сценарию Ли Уоннелла. Его выход в 2010 году дал новую ветвь для развития многогранного жанра «ужаса». Как рассказывал позже Ван, он хотел сорвать с себя ярлык автора красочной «пыточной порнографии», который закрепился за ним с начала 2000-х.
Они с Уоннеллом в своё время уже работали вместе, когда в 2004 году вышла не менее легендарная «Пила», прославившая их на долгие годы. Хотя «приключения» жестокого серийного убийцы оказались не менее перспективными, Ван переключился на интересующую его мистику.
«Мы чувствовали, что самое главное, что нужно фильму, — это быть пугающим, поэтому мы погрузились в жуткий мир астральных перемещений (тема, которая меня завораживает) и межпространственных путешествий», — делился режиссёр. Так в своём новом проекте он полностью изменил подход к «пуганию»: нас перестали кормить кровавым супом с внутренностями. Вместо этого создатели предпочли сосредоточиться на психологических приёмах, в том числе нагнетающих деталях и скримерах.
Взлёт и падение
Первый «Астрал» стал синонимом по-настоящему страшного кино. «Дом с привидениями» оказывается намного глубже и сложнее, чем ожидает зритель. Демон, которого мы так редко видим, но так часто чувствуем кожей, выгодно смотрится на фоне других. Его редкие появления только придают фильму изюминку: куда больше в страх погружает окружение и давление на все «рецепторы страха».
Как писало Associated Press: «Астрал» — это тот фильм, который можно смотреть с закрытыми глазами, и он всё равно поглотит вас». Что также показалось зрителям новаторством, так это побег семьи из дома. По закону жанра главные герои упрямо не спасаются, а только покорно идут навстречу смерти. Здесь же «ужас» не готов их отпустить просто так.
Вторая глава «Астрала» последовала через три года. Как это обычно бывает, сиквел сдал позиции. Консенсус критиков на Rotten Tomatoes ясно и чётко гласит: «Фильму явно не хватает напряжения и неожиданностей, которые сделали его предшественника таким пугающим».
Пострадало не только основное «умение» хоррора, подкачало и сюжетное развитие персонажей. Утомительные, скучные диалоги только мешали повествованию и сбивали вовлечённость зрителя. Эта «чёрная полоса» коснулась и последующих фильмов: приквелы «Астрал 3» и «Астрал 4: Последний ключ» также тянули франшизу на дно.
Не оправдал доверия?
«Астрал 5: Красная дверь» — попытка режиссёра и исполнителя главной роли Патрика Уилсона попробовать себя в новом амплуа. Но при этом в безопасной и знакомой, казалось бы, теме. Его инициативе был рад и сам создатель — Джеймс Ван.
«Я очень близко познакомился с Патриком за годы сотрудничества и знаю, какой он киноман. Он очень хорошо разбирается в кино и его ремесле. В промежутках между съёмками мы всё время просматривали фильмы, и отсылки к фильмам на съёмочной площадке стали нашим условным обозначением. Так что мне казалось правильным, что он переходит в режиссуру, и я очень счастлив, что он делает это с франшизой «Астрал», — писал он IGN.
Однако на практике это решение никак не улучшило положение франшизы. Уилсон хотел «достойно завершить историю», поэтому действия происходят через десять лет после событий первых двух фильмов. В центре внимания личная и семейная драма, а также травмы прошлого, с которыми пытается справиться глава семейства. Джош потерял мать, его брак распался, а с сыном не складываются отношения.
Авторы и актёры сделали слишком мало, чтобы происходящее с одной стороны, «трогало», а с другой — пугало. Так, например, Тай Симкинс играет просто «удовлетворительно», не раскрывая всей сложности характера подростка. Уилсон планировал отойти от «заезженных хоррорных тропов» прошлых частей, но именно их и использует.
В итоге, как пишет INVC News, «фильм не вызывает страха или напряжения, зрители даже не вздрагивают и не реагируют в типичной для фильмов ужасов манере».
Таисия Сариева
Фото: imdb.com