«Арт-отель «Украина» — то место, где живёт живопись», — Светлана Антоненко
Быть руководителем арт-отеля — это работа или искусство? Если концептуальные гостиницы — новое лицо гостеприимства, то какое лицо у арт-отеля «Украина»? Светлана Александровна Антоненко рассказала в интервью ForPost-Афише о своём профессиональном пути, неотъемлемой традиции крымского живописного пространства и о том, как гостиничный бизнес может способствовать развитию культуры и искусства.
— Вы уже достаточно давно работаете в гостиничном бизнесе. Сейчас он неразрывно связан с искусством. Возникало ли у вас желание работать в другой сфере?
— Большое значение имеет воспитание, лишь потом образование. У меня был пример успешного человека — моей матери. Она всю жизнь проработала на одном месте, где профессионально развивалась.
После окончания техникума я получила высшее экономическое образование. Полтора года проработала в Ялте по распределению. Затем приехала в Севастополь и устроилась в гостиницу «Украина». У меня никогда не возникало и мысли перейти в другую сферу деятельности.
— С чего начинался ваш путь в гостиничном бизнесе?
— Вначале это была работа в сфере обслуживания. А в своё время руководство отправляло меня «на передовую»: то в гостиницу «Севастополь» — для укрепления кадров, то в квартирное бюро — организовывать работу. Это было интересно. Когда узнала о вакантной должности руководителя гостиницы «Украина», меня она заинтересовала. Это несмотря на то, что на тот момент моя должность была выше. Хотелось сделать гостиницу более уютной, создать корпоративные традиции.
— Согласны ли вы с мнением, что концептуальные отели — это новое лицо гостеприимства? Если да, то какое лицо у арт-отеля «Украина»?
— В каждом деле, в частности в гостиничном, важно понять, какими ресурсами обладаешь. Арт-отель имеет богатую историю. В этом году ему исполнилось 57 лет. У нас останавливались актёры, писатели, поэты. Например, среди наших гостей был писатель Константин Паустовский. Арт-отель «Украина» стал площадкой для проведения традиционного Севастопольского пленэра, который 22 года назад инициировал известный крымский художник Анатолий Сухоруких.
Сейчас у нас уникальное собрание живописи участников проекта. Кроме того, мы делаем принты известных французских художников. Постоянная экспозиция находится в нашем кафе. В арт-отеле «Украина» наши гости находятся словно в художественной галерее, где представлены разные направления живописи.
— Севастопольскому пленэру более 20 лет. Вы наблюдали за его развитием с самого начала. Как он менялся, а что оставалось прежним?
— Художники выросли в своём мастерстве. Многие из них получили звания «заслуженный», «народный». Николай Дудченко, Игорь Шипилин, Даниил Волков, Рамазан Усеинов — художники, которые сейчас популярны. Есть семейные пары, которые познакомились на пленэре.
К нам стал приезжать Бато Дугаржапов — один из самых именитых современных российских импрессионистов. Участники проекта достойно представляют крымскую школу живописи. Кроме того, пленэр поспособствовал образованию Творческого объединения южнорусских художников в Севастополе.
— На базе арт-отеля создан творческий кластер — место притяжения художников, артистов, поэтов…
— Да. При арт-отеле есть студии, в которых проходят занятия по танцам и рисованию. Проводим литературные вечера. Традиционно у нас открываются выставки абстракционизма на втором этаже, а также экспозиции на первом.
Открытие каждой выставки в арт-отеле «Украина» — это ещё и познавательные беседы о жизни и творчестве живописцев. В обсуждении участвуют наши севастопольские искусствоведы — Людмила Смирнова и Татьяна Сайгушкина.
— Это ведь колоссальная работа, требующая энергии и вдохновения.
— Да, но это того стоит. Тот статус, который арт-отель приобрёл около 10 лет назад — результат многолетней работы. Мы не ставили цель развивать именно арт-концепцию — всё складывалось постепенно, начиная с севастопольского пленэра. Обязательно сделаем каталог, в котором разместим информацию о каждом его участнике.
— Творческое окружение повлияло на желание получить второе высшее образование — профессию искусствоведа?
— Безусловно. Когда мы стали проводить пленэры, появился стимул и желание лучше разбираться в искусстве. Училась в Национальной академии изобразительного искусства архитектуры в Киеве. С большим удовольствием ездила на сессии, слушала лекторов. Обучение, конечно, повлияло на расширение кругозора в области изобразительного искусства, развитие художественного вкуса.
— Быть руководителем арт-отеля — работа или искусство?
— Не могу разделить. Это и то, и другое. Арт-отель «Украина» — то место, где живёт живопись. Если все полотна снять со стен, то всё будет совсем иначе. Работа — моя жизнь. Искусство вошло к нам в дом и живёт здесь. Мы готовы всячески способствовать тому, чтобы так продолжалось и в дальнейшем.
Татьяна Руснак
Фото: Олега Деркунского, vk.com/club152013294, vk.com/art_hotel_ukraine