«Арт-Бульвар» показал мир крымского романтика Петра Столяренко

В севастопольской галерее «Арт-Бульвар» открылась выставка памяти народного художника УССР Петра Столяренко. В экспозиции представлено более 100 работ одного из самых узнаваемых крымских живописцев второй половины XX века. Будучи учеником Константина Богаевского и вдохновлённый пейзажами Фёдора Захарова, Пётр Столяренко смог выработать свой собственный неповторимый стиль. Южные мотивы – узенькие улочки, море и рыбаки – всегда были ему близки. Но мир этого художника куда более многогранен, а его эксперименты и поиски – это дорога человека, который всю жизнь шёл к самому себе.
Творческий путь Петра Столяренко – это и поиск себя, и, конечно, детальное изучение техник и художественного языка французских мастеров. На формирование его индивидуальной манеры письма не малое влияние оказали импрессионисты, но по словам руководителя галереи «Арт-Бкльвар» Бориса Зелинского, живопись Столяренко – это сплав разных направлений.
«У Столяренко смешанная техника – там и импрессионизм, постимпрессионизм и пуантилизм, — рассказывает ForPost-Афиша Борис Зелинский. – Пётр Кузьмич творил на стыке жанров и выработал свой узнаваемый почерк, который потом немного видоизменялся. Нельзя сказать, что Столяренко писал под кого-то. Весь его творческий путь прошел в период Советского Союза, но этот художник никогда не работал в стиле соцреализма. Он писал жанровые картины на военную тему и тему трудовых будней, но в них всегда присутствовало собственное видение».
И действительно, творческое наследие Петра Столяренко – это не только умиротворяющие пейзажи и натюрморты. Этот художник создал блестящую серию военных тематических картин. Однако он не столько показывает масштаб драматических событий (Столяренко не уходил в батальные истории), сколько их суть. Для написания «вечного сюжета» достаточно и двух человек – парнишки, который отправляется защищать Родину и провожающей девушки, обреченно уронившей голову ему на грудь. Остатки мирной жизни едва улавливаются в отдельных штрихах, но экспрессия багрового и серого окончательно превращает работу мастера в очень животрепещущую историю о глубине человеческой трагедии в военное время. Такими видел страшные 40-е Пётр Кузьмич.
Несмотря на то, что война оставила в душе художника практически незаживающую рану, он нашёл в своём сердце место и для мирных сюжетов. Романтика старого Крыма в воплощении Петра Столяренко стала символом душевного покоя, который всегда приходит на смену свирепой стихии. Можно релаксировать в любой точке «южного мира», созданного искусными мазками Петра Кузьмича: на солнечной гурзуфской улочке, на пустынном пляже, что скучает под сталью облаков; на террасе у осеннего моря, в тени живописных беседок. В каждом крымском образе Столяренко словно зашифрованы короткие послания человеческой душе, вечно стремящейся к гармонии и равновесию. И даже в пейзажных поисках этот художник остаётся верен своему кредо – искать новые ракурсы, решения и способы подачи.
«Многогранность Петра Столяренко – это лишь свидетельство о том, что он искал, как выразить свои чувства, через какую форму: будь то графика, пейзаж, натюрморт, — вспоминает о художнике его внук, Алексей Столяренко. – Всё, что он делал, было «нанизано» на любовь к искусству, на любовь к прекрасному».
Ознакомиться с работами с Петра Столяренко севастопольцы и гости города смогут до 21 октября.
Арсений Веденин