Анна Долгарева: «Самое главное – это любовь»

04-08-2019 12:15

4 августа 1988 года родилась Анна Долгарева – современный поэт, колумнист, военкор, автор четырёх книг. В её удивительной творческой судьбе объединяется многое: репортажи из Донбасса, пронзительные лирические стихотворения, вереница спонтанных квартирников, регулярные путешествия по России, эмоциональные выступления и горячие споры о поэзии. В эксклюзивном интервью корреспонденту ForPost-Афиши Тихону Синицыну Анна поведала о своём творчестве, стихах, путешествиях и любимых книгах.

– Аня, расскажи о своих книгах. Какие литературные события лично для тебя стали значимыми?

Я автор четырёх книг. Первая, «Время ждать», вышла в 2007 году, когда мне было 19 лет. Затем были «Хроники внутреннего сгорания». В 2015 году я уехала корреспондентом на войну, на Донбасс, и как раз перед отъездом у меня вышла книга «Из осажденного десятилетия» я воспринимала её как «памятник нерукотворный» на случай, если не вернусь. И в 2016 году вышла книга военных стихов «Уезжают навсегда», посвящённых моему погибшему возлюбленному, капитану Алексею Журавлеву. Она была переведена на сербский и издана в Белграде.

Я долго была вне литературного процесса – конкурсов, сборников… Заинтересовало меня это только недавно. Из наград я могу выделить победу в VII Международном поэтическом конкурсе «45-й калибр» (2019), спецприз Гумилевского конкурса «Заблудившийся трамвай» (2019) и гран-при IV Международного поэтического фестиваля «Всемирный день поэзии» (2019). Кроме того, в 2018 году я стала лауреатом конкурса литературной журналистики «Молодой Дельвиг» за фронтовой репортаж с Донбасса.

– Какие новые личные поэтические проекты ты готовишь?

– Скоро у меня выйдет книга «Русский космос» в издательстве «Стихи». Я хочу отправиться с ней в большой тур по России.

– Я знаю, что ты любишь море и с девяти лет регулярно бываешь в Крыму. Догадываюсь о том, что у тебя особое отношение к Севастополю. 15 июня 2019 года в музее «Подземный Севастополь» прошёл замечательный поэтический концерт непосредственно с твоим участием. Расскажи, что ты ощущаешь, когда бываешь в нашем городе?

–  Севастополь – прекрасный русский город. Он отличается от всего остального Крыма: не расслабленно-отдыхающий, а строгий и прекрасный, как моряк в парадной форме. Севастополь – город гордости. Заслуженной гордости за историю страны и Крыма.

– Анна, в социальной сети я с интересом просматриваю твои фотоотчеты о путешествиях. Особенно впечатляют Карелия, Кольский полуостров, вообще твой интерес к русскому Северу. Существуют ли планы на очередные творческие поездки?

–  Да, я часто езжу в новые города с концертами. Когда не было денег – путешествовала автостопом, так намотала два экватора. Мечтаю о большом туре по Сибири. Заочно влюблена в эти пространства.

– Для чего,  по-твоему, пишущему человеку вообще нужно путешествовать?

Пишущий человек должен видеть жизнь во всем её многообразии, а не только свой прекрасный образ на прокуренной кухне. Каждый новый город делает шире твой внутренний мир и обогащает твой духовный опыт.

– Расскажи о том, как на твою поэзию повлиял опыт военкора? Чем для тебя стали поездки на Донбасс?

Военный опыт стал теперь неотделим от меня. Мне бы не хотелось, чтобы меня воспринимали как «штатного», «пропагандистского» поэта, но я не могу не писать о войне, потому что это огромное и страшное нечто, от которого нельзя отвернуться. И я не хочу, чтобы люди отворачивались. Три года, что я провела на Донбассе, дали мне понимание, что самое главное – это любовь. Любовь друг к другу, но и к собственной стране, и, увы, иногда приходится браться за оружие, чтобы отстоять какие-то важные вещи. Я плохой пацифист, потому что не представляю, как одним взмахом руки закончить все войны в мире: мне кажется это чем-то из области фантастики. Но было бы круто.

– Аня, расскажи о своих самых любимых книгах и авторах.

Из современных поэтов я люблю Линор Горалик и Елену Фанайлову. Из книг…  Недавно я прочитала «Пока течет река» Дианы Сеттерфилд и «Темную воду» Ханны Кент. И то и другое – полумистические британские романы. Я под впечатлением. У меня часто меняются любимые книги и авторы, я очень ветреная.  Сейчас вот эти…

Тихон Синицын

С разрешения автора публикуем несколько стихотворений Анны Долгаревой. Подборка подготовлена специально для нашего издания. Орфография и пунктуация автора сохранены.

***

Когда наступает август, выходят лисы,
выходят из лесов на дороги.
Лисы худы, лохматы и тонконоги,
к августу они устают торопиться и злиться.
На дорогу падают желтые яблоки,
они похожи на лица.

Предчувствие осени – это предчувствие смерти.
Лисы выходят на дороги и там умирают.
Фуры летят и не видят лис, и дымится земля сырая.
Мокрые асфальтовые километры
тянутся за горизонт, до земного края.

К осени дороги усыпаны мертвыми лисами,
мертвыми листьями,
мертвыми яблочными лицами.
Фуры гоняют по ним, превращая их в новый пласт,
новый слой дороги, жизни, земли, перегноя,
ветер качает подсолнуха желтый глаз,
он глядит за лисами, за фурами, за луною,
как вечный свидетель закономерного упокоя,
как страж, отмеряющий каждому нить, говорящий: «Жди».
Мертвые лисы молча лежат на дорогах.
Едут фуры.
Идут дожди.

***

А воздух жаркий и липкий, и так его мало.
«Пропустите, – говорит, – пропустите, я Его мама».
Но ее, конечно, не пропускают,
ад хохочет, трясется и зубы скалит,
торжествует.
А она говорит: «Дайте мне хоть ручку Его неживую,
подержать за ручку, как в детстве,
я же мама, куда мне деться?»
Вот она стоит, смерть перед ней, в глаза ей смеется,
Пасть у смерти вонючая, зрачки-колодцы,
Смерть идет по земле, истирает гранит и крошит,
А она отвечает: 
«Маленький мой, хороший,
Ты уж там, где ты есть, победи, пожалуйста, эту дрянь.
Ты вот ради этого, пожалуйста, встань,
Открывай глаза свои, неживые, незрячие».

И плачет, сильно-пресильно плачет.

Он войдет в ее дом через три дня.
«Мама, – скажет, – мама, послушай, это и правда я,
Не плачь, родная, слушай, что тебе говорят.
Мама, я спустился в ад, и я победил ад,
Мама, я сделал все, как ты мне сказала.
Смерть, где твое жало?»

***

Бог говорит Гагарину: «Юра, теперь ты в курсе:
нет никакого разложения с гнилостным вкусом,
нет внутри человека угасания никакого,
а только мороженое на площади на руках у папы,
запах травы да горячей железной подковы,
березовые сережки, еловые лапы,
только вот это мы носим в себе, Юра,
видишь, я по небу рассыпал красные звезды,
швырнул на небо от Калининграда и до Амура,
исключительно для радости, Юра,
ты же всегда понимал, как все это просто.
Мы с тобой, Юра, потому-то здесь и болтаем 
о том, что спрятано у человека внутри.
Никакого секрета у этого, никаких подковерных тайн,
прямо как вернешься – так всем сразу и говори,
что не смерть, а яблонев цвет у человека в дыхании,
что человек – это дух небесный, а не шакалий,
так им и рассказывай, Юра, а про меня не надо.
И еще, когда будешь падать – 
не бойся падать».

Анна Долгарева

 400 Всего просмотров



Поделиться:

Похожие посты

В Севастопольском ТЮЗе готовят своё «Рождество»

В этом году Севастопольский ТЮЗ порадует зрителей новогодней премьерной постановкой "Рождество". Первые показы назначены на 24 декабря. А

«Всё только начинается», — Андрей Уваров о Севастопольском театре оперы и балета

Член Союза писателей России Ольга Ковалик побеседовала с заместителем директора Севастопольского театра оперы и балета, народным артистом России Андреем Уваровым. Насколько значим для города проект "Оперные вечера в Севастополе"? И нужно ли севас

Артист театра Луначарского Виталий Омельченко рассказал о съёмках в фильме «Небо»

Недавно во всех кинотеатрах России состоялась премьера художественного фильма «Небо». Он основан на реальных события 2015 года, произошедших в Сирии. Тогда российский самолёт, где находились лётчики Олег Пешков и Константин Мурахтин, во время боевого

«Главная задача художника по костюмам — быть транслятором идей режиссёра», — Фагиля Сельская

За созданием любого спектакля стоит слаженная работа целой команды специалистов. Мы привыкли восхищаться работой актёров и режиссёров. А как же те, кто остаётся «за кадром»? Например, художник по костюмам. Без его труда не обходится ни один театральн

Театральный диалог: Севастопольская «Чайка» Мастера Лифанова

Режиссёр и артист – как устроен этот творческий тандем? Какими смыслами и энергиями он наполнен? На что можно закрыть глаза, выпуская спектакль, а чего нельзя терпеть не при каких обстоятельствах? Согласитесь, довольно интересные вопросы, которые

Новости ForPost

Метки

Новый год День ВМФ мастер-классы Клим Шипенко Большие гастроли опера Лев Толстой самоизоляция Александр Петров художники кинофестиваль Святой Владимир творчество концерт «Оперные вечера в Севастополе» Картины живопись арт-отель "Украина" Молодёжь выставка изоляция карантин музыка Сергей Безруков Сергей Шнуров выставки пандемия День Победы Достоевский ДКР Херсонес Таврический История Конкурс "Живая классика" Санкт-Петербург спектакли Эрмитаж искусство Федюхины высоты Балаклава онлайн-марафон кино Афиша Севастополя благотворительность фестиваль театр Луначарского Ольга Панкратова Крымский военно-исторический фестиваль Мариинский театр Большой севастопольский офицерский бал Фёдор Достоевский Zакрытый покаZ Театр им. Кукол Психо Дель Арт Конкурс красоты Григорий Лифанов Живая классика Таврида-АРТ СевТЮЗ Крымская весна Международный день танца 9 мая Анна Каренина СЦКиИ Фонд «Живая классика» Музей-заповедник "Херсонес Таврический" коронавирус Золотая балка шоу Виталий Либа Дворец культуры рыбаков Динопарк Херсонес Музеи онлайн Опера в Херсонесе театр Севастополь VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» спектакль дети театр драмы "Психо Дель Арт" Театр имени Луначарского книги Севастопольский театр оперы и балета праздник фильмы балет Великая Отечественная война Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Севастопольский ТЮЗ Море Театральная улица Михаил Булгаков Театр Лавренёва 75 лет Победы Валерий Либа поэзия художник Андрей Маслов «Эхо БДФ» танцы Крым