Андрей Маслов откроет севастопольским режиссёрам новые имена
Руководителя народного театра драмы «Психо Дель Арт» Андрея Маслова, пожалуй, можно смело причислить к тем деятелям искусства, которые не просто вторят чеховскому Треплеву («Нужны новые формы!»), но и пытаются эти формы найти, освоить, осознать. Поэтический театр Маслова «Башни из слоновой кости» уже давно взял за правило открывать зрителю ранее неизвестных писателей, актёров, музыкантов. Новый театральный проект «Читка» продолжает устоявшуюся традицию. Однако теперь в это пространство будут вовлекаться не только ценители слова, но и наши режиссёры, которые готовы познакомиться с пьесами талантливых севастопольских драматургов. О том, как будет развиваться проект, узнавала ForPost-Афиша.
– Андрей, знаю, ты не любишь банальные вопросы, и тем не менее… Расскажи, как возникла идея проекта?
– Когда я вступил в гильдию драматургов РФ, то узнал, что сегодня в России очень строгий закон об авторском праве и режиссёры не могут просто так, без разрешения, брать какую-либо понравившуюся им пьесу. Если этот автор либо жив, либо еще не прошло 40 лет со дня смерти или есть правопреемник – придётся платить отчисления. Вот почему я снял с репертуара в своё время нашумевший спектакль «Бал Мессира». Директор театра Луначарского Ирина Константинова сказала мне, что они заплатили очень большие деньги сыну жены Булгакова, чтобы получить право на постановку «Мастера и Маргариты». Я понял, что если где-то всплывёт «Бал Мессира», то правопреемник, сын Елены Сергеевны Булгаковой, подаст в суд, и я, естественно, проиграю.
Я снял спектакль с репертуара и тогда задумался о том, что всё-таки современная драма может прийти на севастопольскую сцену, только путь между театром и автором нужно сделать короче. Так как в Севастополе есть очень сильные драматурги, я решил впервые, в виде эксперимента, включить «Читку» в программу фестиваля «Zакрытый покаZ». К этому театральному проекту был проявлен очень большой интерес, и я задумался: почему бы его не сделать долгосрочным и регулярным? Цель одна: чтобы директора, режиссёры и завлиты театров напрямую познакомились с нашими драматургами. Уже в это воскресение свою пьесу «Сороконожки» представит Владимир Горбань. Он пишет очень талантливые пьесы, которые почему-то ставятся и в России, и за рубежом, но только не в Севастополе.
– С какой периодичностью планируешь проводить читки?
– Пока решили делать раз в месяц, как и «Башню». Но если интерес будет нарастать, то можем и 3–4 раза проводить. Главное, чтобы это было востребовано. До конца года программа уже расписана. В воскресенье будет читка «Сороконожек» Горбаня. В сентябре свою монопьесу «Инструкция по применению женщины» представит актриса театра имени Луначарского Людмила Заплатникова. В октябре состоится читка моей драмы «Плацента». На ноябрь у нас запланирована пьеса Ольги Манько «Король и Педро, Кузьма и Смертушка». А в декабре художественный руководитель театральной студии Play Екатерина Прилепская познакомит нас со своей драмой «Маньяк».
– Мне кажется, твой новый проект – это история на злобу дня. Сегодня действительно очень много талантливых драматургов, о которых театры даже никогда не слышали. Это надо исправлять.
– Да, проект очень актуальный. Режиссёры иногда бывают снобами, потому что они пытаются спрятаться за громкими именами. Это, как правило, классики, которым ничего не надо отчислять: Достоевский, Грибоедов, Чехов, Островский. Поэтому они заведомо берут вещи из золотого списка мировой драматургии. Но при этом забывают, что театр, как и телевидение, и кинематограф, и живопись, и литература не стоит на месте. Сейчас представителей нового поколения больше интересует то, что созвучно их переживаниям. Я думаю, этот проект поспособствует тому, что театры в итоге поймут: сегодня интересны уже другие темы, другой язык, другая подача.
– В Севастополе уже есть один подобный проект Дмитрия Кириченко – «СО_участие: новая драма». Но там проводятся не просто читки современной драмы, а мы наблюдаем настоящее театрализованное действо. Планируешь ли ты наполнить и свой проект какими-то сценическими элементами?
– Мне очень нравится то, что делает Дима Кириченко. Но этот проект не оригинален: сколько существует театр, столько существует и читка. И Дима почему-то предпочитает современную зарубежную драму, а мне больше нравится даже не современная драма, не новая драма, и даже не российская. Я решил, что попробую открыть Севастополю новых драматургов. В этом принципиальное отличие, и я не буду менять концепцию. Ну а что касается театрализованности, то уже в это воскресение мы представим, как история Владимира Горбаня оживала бы на театральной на сцене. Поэтому, да, конечно, элементы сценического действия обязательно будут.
– Какие требования ты выдвигаешь к пьесам, которые претендуют на участие в проекте «Читка»?
– Цензор у любого художника есть только один – его внутренний цензор. Я не допущу откровенной мещанской пошлости. В проект никогда не попадёт пьеса, в которой будут присутствовать элементы ксенофобии, а также какие-либо сексуальные извращения. Не потому, что я такой правильный, а потому, что всё это изначально чуждо любому здравомыслящему человеку.
– Что и на мат табу?!
– Мат допускается, но только в том случае, если ему нет эвфемизмов. Или, допустим, когда автор описывает ситуацию, где герой не может не выругаться, когда его лексика оправдана обстоятельствами. Всё остальное – пожалуйста: новые идеи, новые веяния, новые тенденции. Главное, это не должно быть пошло и вызывать отторжение. Гениталии на сцене – это не искусство. Тема может быть какой угодно, но манера изложения не должна вызывать рвотный рефлекс. И, конечно, я приветствую новые мысли, новый язык, новые взгляды. Я хочу Севастополю открыть людей, которые в дальнейшем будут определять эстетику искусства 21 века. Уже сегодня мы должны понимать, что будем читать, смотреть и слушать завтра.
Арсений Веденин
Фото севдкр.рф