Рецензия на «Чужой: Земля» — многообещающее и жуткое возрождение франшизы

На стриминге Hulu вышли первые два эпизода сериала «Чужой: Земля». В нём ксеноморф вместе с другими инопланетными тварями оказывается на Земле в центре густонаселённого мегаполиса. А в это время крупнейшие корпорации планеты ведут ожесточенную гонку вооружений, где главное условие победы — преодолеть смерть. Посмотрели новые серии и рассказываем, получается ли у шоураннера Ноя Хоули вновь превратить франшизу «Чужого» в выдающийся философский хоррор.
Обложка: FX
Бегущий от Чужого
Сериал открывает сцена пробуждения команды корабля «Мажино», который по иронии носит название печально известной линии французских укреплений XX века. Задача судна — доставить корпорации «Вейланд-Ютани» образцы инопланетных организмов из далёких уголков космоса. Трапеза астронавтов, дотошно стилизованная под знаменитую сцену с грудоломом из «Чужого» Ридли Скотта, намекает их на скорую смерть. И правда: спустя неизвестное время «Мажино» с уже мёртвым экипажем и спрятавшимся синтетом (Бабу Сизей) рухнет в прямо центре города Новый Сиам.
Дальше сюжет развивается в двух плоскостях. С одной стороны, перед нами классический хоррор в замкнутом пространстве космического корабля, где ксеноморф набрасывается на людей из темноты шлюза. С другой — эссе о трансгуманизме, искусственном интеллекте и «человечности» андроидов. Эдакий «Бегущий по лезвию», помещённый в родственный сеттинг злых корпораций и губительных технологий. Даже наставник гибридов Кирш (Тимоти Олифант) визуально напоминает Роя Батти из первой части «Бегущего».
Кадр: FX
В «Чужой: Земля» у компании «Вейланд-Ютани» появились конкуренты. Главный из них — амбициозная корпорация «Продиджи» во главе с молодым эксцентричным триллионером Боем Кавалье (Сэмюэл Бленкин). Пока другие инвестируют в искусственный интеллект и киборгов, его учёные изобрели гибридов — кибернетические тела, в которые помещён разум человека. Первой из гибридов становится смертельно больная девочка Марси. Она проходит процедуру перехода сознания и становится Венди (Сидни Чендлер) — наивной девочкой в сверхсильной оболочке. Позже к ней присоединяются и другие дети с именами как у потерянных мальчиков Питера Пэна.
Когда корабль «Мажино» врезается в центр города «Продиджи», на помощь пострадавшим отправляется родной брат Венди по имени Джо (Алекс Лоутер). Девушка хочет помочь и вызывается исследовать корабль вместе с военными и другими гибридами. Сомнительная идея, если помнить, что отряд Венди — всего лишь дети без тактических навыков и умения работать в команде. Но Кавалье настолько опьянен мыслью о содержимом корабля, что соглашается на эту авантюру.
На Земле каждый услышит твой крик
Один из лейтмотивов практически всех фильмов франшизы — не допустить ксеноморфа к людям: будь то отдалённая колония или родная планета человечества. В этом смысле сериал Ноя Хоули — пугающая фантазия, где инопланетный монстр устраивает резню на Земле, пока ничего не подозревающие горожане ходят за покупками и устраивают вечеринки. Шоураннер повышает ставки, но это ставит перед ним серьёзную проблему.
Кадр: FX
Все фильмы франшизы про Чужого построены вокруг одного сюжетного тропа — группа людей в замкнутом пространстве (обычно это космический корабль) пытается спастись от кровожадного пришельца. Зрители чувствуют, будто вместе с героями фильма попали в смертельную ловушку. На этом и строится атмосфера ужаса. Но залы «Мажино» не кажутся западнёй, судно можно покинуть, перейдя в полуразрушенный небоскрёб. А ещё в паре сотен метров от места крушения жизнь кипит как ни в чём не бывало. А раз клаустрофобия больше не главный инструмент Хоули, он пытается придумать новые способы напугать зрителя.
Шоураннер решил превратить ксеноморфа в маньяка с извращённым чувством прекрасного. Если сравнить здешнего Чужого с его итерациями из других фильмов, можно заметить, что версия Хоули ведёт себя как серийный убийца. Андроид с «Мажино» упоминает, что чудовище может чувствовать страх. И судя по поведению ксеноморфа, он им упивается. В одной сцене он картинно выжидает, пока его не заметят. В следующей — устраивает кровавую баню на вечеринке, разбрасывая куски тел как инсталляцию.
Впечатление от Чужого портит только сюжетная «броня», которой создатели снабдили брата Венди. Если массовку в кадре вмиг разрывают на мелкие кусочки, то Джо лишь нежно отбрасывают. А после этого героя внезапно спасает другой враждебный персонаж. В конце второй серии ксеноморф вновь нападает на медика. Но не нужно быть пророком или смотреть тизер 3-го эпизода, чтобы догадаться, выживет ли он.
Кадр: FX
К тому же Хоули понимал, что даже рядовые зрители наизусть выучили жизненный цикл Чужого: от яйца с сюрпризом до взрослой особи. Делать из этого интригу было бы бессмысленно, поэтому шоураннер ввёл в сюжет ещё четыре совершенно новых существа. Вроде странного инопланетного осьминога, который вылезает из глаза жертвы и набрасывается на героя. Они вносят во франшизу давно забытое ощущение внезапного ужаса.
Ксеноморф снова в строю
Создавая сериал «Чужой: Земля», Ной Хоули пошёл по рискованному и неблагодарному, но единственно верному пути — переосмыслить саму франшизу. Даже те её аспекты, которые исправно работают не одно десятилетие. Если Феде Альварес в «Чужой: Ромул» сделал аккуратный фанатский ремейк, не покидая изведанные пределы франшизы, то Хоули идёт дальше. Ему интересно исследовать угнетение рабочих и жадность корпораций — одни их главных тем «Чужого», начиная с первого фильма. Эксперименты с ИИ и создание гибридов смотрятся особенно злободневно и зловеще, когда в реальности миллионы людей боятся, что их заменят нейросети.
За этим было бы ещё интереснее следить, не будь повествование в сериале настолько неторопливым. Хоули медитирует над статичными кадрами и пространными монологами героев, посвящает отдельные сцены их детским воспоминаниям. При этом сюжетная линия с Чужим выполнена эталонно: адреналиновые погони, блуждание по кораблю в гнетущей тишине и омерзительные сцены бади-хоррора на месте. Но постоянная смена темпа утомляет: неудивительно, что некоторые во время просмотра мучительно ждали сцены с ксеноморфом и зевали на сценах с Венди.
Кадр: FX
Абстрактная режиссура Хоули, когда спокойная сцена взрывается скримерами-предзнаменованиями с окровавленными трупами, видится скорее плюсом сериала. Такой художественный прием добавляет жути и без того прекрасно снятому хоррору. Благодаря крепкой актёрской игре (Чендлер и Олифант тут особенно хороши) и каноничной атмосфере ужаса «Чужой: Земля» легко преодолевать уровень сомнительных сиквелов про ксеноморфа и приближается к эталонным картинам Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. Остаётся надеяться, что остальные эпизоды не опустят эту планку.
Денис Котляров