6 странных и необычных инсталляций, которые вызывают споры до сих пор
Инсталляция является одной из самых сильных и захватывающих форм искусства, существующих вне времени. Она, в отличие от живописи и скульптуры, требует особого внимания и пространства. Инсталляция подобна другому измерению, где сначала кажется, что всё просто и понятно, но в действительности — гораздо сложнее. Уникальный, а бывает и вовсе пугающий, мир настолько самобытный, что затягивает молниеносно, подталкивая к размышлениям. Убедитесь в этом сами, посмотрев подборку инсталляций из разных уголков мира.
С момента своего возникновения в 1960-х годах инсталляция стала одним из самых популярных и широко распространённых направлений современной художественной практики. При этом художники используют всё более авантюрные и игривые способы преобразования пространства. Взаимодействие с аудиторией — жизненно важный аспект искусства инсталляции.
Аллан Капроу. Ярд, 1961
Аллан Капроу: Ярд, 1961 год. \ Фото: glasstire.com.
«Ярд» американского художника Аллана Капроу ознаменовал новую эру в истории искусства. Что же сделал художник? Он заполнил открытый задний двор нью-йоркской галереи Марты Джексон чёрными резиновыми автомобильными шинами. Некоторые из них были завёрнуты в брезент перед тем, как пригласить желающих на площадку. Здесь можно было прыгать и бегать подобно детям.
Автор объясняет, что жизнь гораздо интереснее искусства, а грань между искусством и жизнью должна быть как можно более зыбкой и, возможно, даже нечёткой.
Дэмьен Херст. Аптека, 1992
Дэмьен Херст: Аптека, 1992 год. \ Фото: fabre.montpellier3m.fr.
«Аптека» Дэмьена Херста напоминает старомодную клиническую атмосферу, где на белоснежных стеллажах расположены пакеты таблеток, бутылки и медицинские инструменты. Однако его искусство инсталляции слишком геометрическое и упорядоченное.
Он специально разместил медикаменты так, чтобы они образовывали повторяющиеся узоры ярких цветов этикеток. Таким образом, они напоминают сладости в кондитерских лавках.
О чём же говорит эта инсталляция? Современный человек одержим медикаментами не меньше, чем сладостями и пёстрыми обёртками. Многие люди думают, что лишь лекарства могут продлить жизнь и подарить своего рода бессмертие. Однако это далеко не так. Наш мир хрупок, а жизнь скоротечна, поэтому каждый момент бесценен.
Карстен Хёллер. Грибная комната, 2000
Карстен Хёллер: Комната с перевёрнутыми грибами, 2000 год. \ Фото: sn.dk.
Те, кто воочию увидел «Грибную комнату» бельгийского художника Карстена Хёллера, наверняка получили огромное удовольствие, пощекотав свои нервы и чувства. Автор намеренно выбрал красно-белый гриб из-за его психоактивных свойств. Кроме того, он сильно преувеличил размер, цвет и текстуру гриба, чтобы усилить их драматическое воздействие.
Подвешенные к потолку вверх ногами, они стесняют движение участников. Посетители вынуждены протискиваться между ними так, чтобы не повредить нежные и хрупкие, на первый взгляд, шляпки. По словам художника, эта инсталляция позволяет каждому окунуться в новый сказочный мир и почувствовать себя частью придуманной кем-то истории.
Яёи Кусама. Бесконечность зеркальной комнаты, 2013
Яёи Кусама: Бесконечность зеркальной комнаты, 2013 год. \ Фото: timeout.com.
Зеркальная комната японского художника Яёи Кусамы создана при помощи установки зеркальных панелей вокруг стен, потолка и пола небольшого замкнутого пространства. Она украшена сотней тысяч светящихся разноцветных огоньков, превращаясь в огромную и бесконечную темноту, подсвеченную отблесками огней.
Посетители идут по зеркальной дорожке и видят призматические отражения самих себя, рассеянные по всему пространству, тем самым ощущая, будто оно поглощает их с головы до ног, напрочь стирая границы.
Random International. Rain Room, 2013
Random International: Rain Room, 2013 год. \ Фото: pinterest.com.au.
А эта известная инсталляция лаконично объединяет искусство и технологии. Посетители могут пройти сквозь хлещущий поток дождевой воды, но при этом остаются абсолютно сухими, так как датчики обнаруживают их движение и заставляют дождь вокруг них останавливаться. Эта обманчиво простая идея лондонского коллектива охватывает естественный симбиоз между искусством и зрителем. Ведь инсталляция оживает лишь благодаря физическому взаимодействию.
Созданная для временных галерейных пространств по всему миру, первая постоянная инсталляция Rain Room была установлена в художественном фонде Шарджи в ОАЭ два года назад.
Филлида Барлоу. Док, 2014
Филлида Барлоу: Док, 2014 год. \ Фото: yandex.ua
Серия огромных бессистемных сборок Филлиды Барлоу создана из найденных обломков для галереи Tate Britain. Она прибита гвоздями и подвешена по всей комнате. Груды обрезков дерева наспех склеены вместе, образуя хлипкие на вид леса. На них виднеются пучки ярко окрашенной ткани, старые мешки для мусора и выброшенная одежда, перевязанные цветной лентой. На первый взгляд эта инсталляция напоминает детскую попытку построить хоть что-то из ничего. Но на самом деле, работа автора отражает тревожную нестабильность жизни в современной городской среде. А что видите вы?
По материалам «Культурологии»