6 картин, которые вызывали негодование зрителей, а сейчас являются классикой

07-10-2020 13:43

В истории живописи есть картины, первая демонстрация которых была связана с чередой скандалов, общественными дебатами и резкими выпадами критиков. Это неудивительно, ведь без инакомыслия, без нарушения канонов ни один вид искусства не сможет развиваться. То, что кажется нам шокирующим сейчас, возможно, будет восприниматься нашими потомками как классика.

Наши коллеги в AdMe.ru заинтересовались тем, у каких известных нам произведений, вошедших в золотой фонд всемирного наследия, был чересчур бурный премьерный показ. Давайте выясним, что вызывало негодование публики в разные времена.

«Пир в доме Левия», Паоло Веронезе

© The Feast in the House of Levi / Paolo Veronese / Gallerie dell’Accademia / wikipedia

Изначально картина Паоло Веронезе носила название «Тайная вечеря». Инквизиция обвинила художника в ереси, ведь он посмел изобразить во время одного из самых важных библейских событий рядом с Христом не только апостолов, но и целую череду персонажей. Здесь можно увидеть слуг и шутов, воинов и мавров, детей и собак.

После трибунала отцы церкви вынесли вердикт: «Картину переделать», но Веронезе избежал этого, внеся всего одно исправление: он написал на полотне новое название. «Пир в доме Левия» — отсылка к эпизоду из Евангелия, в котором Иисус с учениками обедает в доме у мытаря, окруженный грешниками. Присутствие на картине с таким названием разношерстной толпы не мог осудить ни один церковник.

«Автопортрет с дочерью Джули», Элизабет Виже-Лебрен

© Élisabeth Louise Vigée Le Brun / Self-portrait with Her Daughter, Julie / Musée du Louvre / wikipedia, © Élisabeth Louise Vigée Le Brun / Self-portrait with Her Daughter, Julie / Musée du Louvre / wikipedia

До появления автопортрета Элизабет Лебрен с дочерью подобные картины всегда рисовали лишь как парадные портреты — помпезные, лишённые человеческих эмоций, наполненные различными аллегориями, подчеркивающими происхождение и социальный статус моделей. Художница ввела моду на совсем иные изображения — нежные, трогательные, воспевающие материнскую любовь.

Что же стало причиной скандала? Бульварные листки писали об этом так: «Художники, ценители искусства и люди со вкусом объединились в осуждении этой улыбки, демонстрирующей зубы». Да, художнице ставили в вину тот факт, что на картине её рот приоткрыт в полуулыбке. Элизабет, чтобы снискать одобрение публики и остаться востребованной портретисткой, пришлось переписать портрет заново, уже с классически сомкнутыми губами.

«Принцесса Грёза», Михаил Врубель

© Принцесса Грёза / Михаил Врубель / Государственная Третьяковская галерея / wikipedia

Панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» были заказаны Врубелю для оформления Нижегородской всероссийской выставки. Однако там они так и не были выставлены. В процессе написания картин их увидел Александр Бенуа, курировавший выставку от Академии художеств, и немедленно отбил телеграмму: «Панно ужасны, их нужно снять, жду жюри».

Академики, увидев эскизы, согласились с этими выводами.

Однако панно были дописаны и выставлены на публику, правда, уже в Москве и за счёт известного мецената Саввы Мамонтова. В газетах разгорелись жаркие дебаты об их художественной ценности. Среди тех, кто не принял полотна, был и Максим Горький. Он писал: «Общий фон картины напоминает о цвете протертого картофеля и моркови… Все это исполнено какими-то ломаными линиями, капризными мазками …грубо, с ясной претензией на оригинальность, но без вдохновения… Так испортил М. Врубель красивый сюжет Ростана».

«Закат над Адриатикой», Иоахим-Рафаэль Боронали

© Sunset over the Adriatic / Joachim-Raphaël Boronali / Private collection / wikipedia

В отличие от многих полотен, это произведение искусства с самого начала было благосклонно принято публикой. Ей понравились и яркие краски, и смелые мазки, и экспрессивный манифест автора: «Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствуют фантазия и воображение!»

Бомба взорвалась позже, когда были предъявлены доказательства, что картина нарисована не человеком, а осликом, к хвосту которого была привязана кисть. Вся мистификация была затеяна с целью доказать, как легко водить за нос напыщенных художественных критиков.

«Ужин», Леон Бакст

© Ужин / Леон Бакст / Русский музей / wikipedia

«Дама с апельсинами» — таково второе название этой картины — была признана непристойной. Сам художник не мог понять причин столь бурной реакции: «Публику прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?» А дело было в том, что во времена Бакста женщина, в одиночку сидящая в кафе, да ещё и в облегающем платье с глубоким декольте, воспринималась как представительница полусвета.

Известный критик Стасов распалился до такой степени, что описал картину так: «Талия её, весь склад и фигура — кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки Бердслея. Невыносимая вещь!»

«Портрет Адели Блох-Бауэр», Густав Климт

© Portrait of Adele Bloch-Bauer / Gustav Klimt / Neue Galerie New York / wikipedia

Портрет, который часто называют «Австрийской Моной Лизой», изначально был назван критиками причудливым, абсурдным и пошлым. Возможно, последний эпитет они употребили лишь потому, что в свете ходили слухи о романе модели и художника. Говорили, что муж Адели, сахарозаводчик Фердинанд Блох, заказал Климту целую серию портретов жены в качестве утончённой мести. Он подумал, что, позируя и рисуя не потому, что им того захотелось, а потому, что это вписано в договоре, любовники вскоре охладеют друг к другу.

А вам как кажется, может ли неискушённая публика выступать критиком художественных произведений? Имеем ли мы право требовать убрать от нашего взгляда подальше картины, которые шокируют своим содержанием?

 72 Всего просмотров



мировая живопись, скандалы в искусстве, скандальные картины,

Поделиться:

Похожие посты

Мастерство и никакого мошенничества: монохромные иллюзии Регины Сильвейра

Мы продолжаем рассказывать о выдающихся художниках-иллюзионистах современности. Регина Сильвейра— художница из Бразилии, работы которой пробуждают воображение и фантазию. Чёрно-белые иллюзии основываются на уникальной игре цвета и тени, создавая таин

#ТакоеКино: потустороннее такси, взмыленный ангел и кризис «Неадекватных людей»

Январь начался с громких премьер в онлайн-кинотеатрах. Чем могут зацепить «Пассажиры» Карена Оганесяна? Почему новый фильм с Чулпан Хаматовой заслуживает вашего внимания? Случилось ли у «Неадекватных людей» Романа Каримова триумфальное возвращение на

Мастерство и никакого мошенничества: оптические иллюзии Эдгара Мюллера

Вместо холстов — широкие улицы и большие площади. Художники-иллюзионисты превращают серый скучный асфальт в настоящее произведение искусства. Одним из лучших авторов, работающих в технике 3D, считается Эдгар Мюллер. С 1998 года он носит звание мастер

Петербургский искусствовед «оживила» картину из севастопольского музея

В период самоизоляции большую популярность набрал арт-флешмоб, когда сотни любителей живописи начали копировать известные картины, воссоздавая их сюжет. Для петербургского искусствоведа Елизаветы Юхнёвой этот онлайн-проект превратился в настоящее хоб

Новогоднее настроение: 12 праздничных иллюстраций о нас

Норман Роквелл — культовый американский художник XX века. Он не просто рисовал, он рассказывал целые истории, приправляя картины изрядной долей юмора. Особенного внимания заслуживают его рождественские иллюстрации. Взгляните на них, и вы непременно у

Новости ForPost

Метки

выставка Конкурс "Живая классика" художник Новый год в Севастополе театр Луначарского карантин конкурс Фёдор Достоевский искусство Достоевский Музей-заповедник "Херсонес Таврический" самоизоляция ДКР спектакли благотворительность кинофестиваль Святой Владимир шоу группа Ленинград театр танца Вадима Елизарова Новый год 2020 Крымский военно-исторический фестиваль СЦКиИ открытие сезона Живая классика кино пандемия История Сергей Безруков книги Мастер и Маргарита Театр танца им. Вадима Елизарова арт-отель "Украина" изоляция Анна Каренина Театральная улица коронавирус Театр им. Кукол выставки Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Бесы поэзия День Победы Сергей Шнуров Херсонес Таврический 9 мая спектакль Конкурс красоты Большой севастопольский офицерский бал творчество Молодёжь театр драмы "Психо Дель Арт" фильмы Кванториум дети Эрмитаж Лев Толстой театр Дмитрий Глуховский Психо Дель Арт Великая Отечественная война праздник Севастопольский офицерский бал Картины День ВМФ фестиваль мастер-классы живопись 75 лет Победы День рыбака Импровизационный батл художники современное искусство Золотая балка Дворец культуры рыбаков Опера в Херсонесе Ольга Панкратова роман "Текст" Балаклава балет Херсонес Клим Шипенко вокал опера Севастополь Динопарк Море #WineFest День театра Севастопольский ТЮЗ Конкурс "Севастопольская красавица - 2020" Александр Петров концерт Театр имени Луначарского музыка Григорий Лифанов онлайн-марафон VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Музеи онлайн СевТЮЗ Федюхины высоты