6 картин, которые вызывали негодование зрителей, а сейчас являются классикой

07-10-2020 13:43

В истории живописи есть картины, первая демонстрация которых была связана с чередой скандалов, общественными дебатами и резкими выпадами критиков. Это неудивительно, ведь без инакомыслия, без нарушения канонов ни один вид искусства не сможет развиваться. То, что кажется нам шокирующим сейчас, возможно, будет восприниматься нашими потомками как классика.

Наши коллеги в AdMe.ru заинтересовались тем, у каких известных нам произведений, вошедших в золотой фонд всемирного наследия, был чересчур бурный премьерный показ. Давайте выясним, что вызывало негодование публики в разные времена.

«Пир в доме Левия», Паоло Веронезе

© The Feast in the House of Levi / Paolo Veronese / Gallerie dell’Accademia / wikipedia

Изначально картина Паоло Веронезе носила название «Тайная вечеря». Инквизиция обвинила художника в ереси, ведь он посмел изобразить во время одного из самых важных библейских событий рядом с Христом не только апостолов, но и целую череду персонажей. Здесь можно увидеть слуг и шутов, воинов и мавров, детей и собак.

После трибунала отцы церкви вынесли вердикт: «Картину переделать», но Веронезе избежал этого, внеся всего одно исправление: он написал на полотне новое название. «Пир в доме Левия» — отсылка к эпизоду из Евангелия, в котором Иисус с учениками обедает в доме у мытаря, окруженный грешниками. Присутствие на картине с таким названием разношерстной толпы не мог осудить ни один церковник.

«Автопортрет с дочерью Джули», Элизабет Виже-Лебрен

© Élisabeth Louise Vigée Le Brun / Self-portrait with Her Daughter, Julie / Musée du Louvre / wikipedia, © Élisabeth Louise Vigée Le Brun / Self-portrait with Her Daughter, Julie / Musée du Louvre / wikipedia

До появления автопортрета Элизабет Лебрен с дочерью подобные картины всегда рисовали лишь как парадные портреты — помпезные, лишённые человеческих эмоций, наполненные различными аллегориями, подчеркивающими происхождение и социальный статус моделей. Художница ввела моду на совсем иные изображения — нежные, трогательные, воспевающие материнскую любовь.

Что же стало причиной скандала? Бульварные листки писали об этом так: «Художники, ценители искусства и люди со вкусом объединились в осуждении этой улыбки, демонстрирующей зубы». Да, художнице ставили в вину тот факт, что на картине её рот приоткрыт в полуулыбке. Элизабет, чтобы снискать одобрение публики и остаться востребованной портретисткой, пришлось переписать портрет заново, уже с классически сомкнутыми губами.

«Принцесса Грёза», Михаил Врубель

© Принцесса Грёза / Михаил Врубель / Государственная Третьяковская галерея / wikipedia

Панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» были заказаны Врубелю для оформления Нижегородской всероссийской выставки. Однако там они так и не были выставлены. В процессе написания картин их увидел Александр Бенуа, курировавший выставку от Академии художеств, и немедленно отбил телеграмму: «Панно ужасны, их нужно снять, жду жюри».

Академики, увидев эскизы, согласились с этими выводами.

Однако панно были дописаны и выставлены на публику, правда, уже в Москве и за счёт известного мецената Саввы Мамонтова. В газетах разгорелись жаркие дебаты об их художественной ценности. Среди тех, кто не принял полотна, был и Максим Горький. Он писал: «Общий фон картины напоминает о цвете протертого картофеля и моркови… Все это исполнено какими-то ломаными линиями, капризными мазками …грубо, с ясной претензией на оригинальность, но без вдохновения… Так испортил М. Врубель красивый сюжет Ростана».

«Закат над Адриатикой», Иоахим-Рафаэль Боронали

© Sunset over the Adriatic / Joachim-Raphaël Boronali / Private collection / wikipedia

В отличие от многих полотен, это произведение искусства с самого начала было благосклонно принято публикой. Ей понравились и яркие краски, и смелые мазки, и экспрессивный манифест автора: «Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствуют фантазия и воображение!»

Бомба взорвалась позже, когда были предъявлены доказательства, что картина нарисована не человеком, а осликом, к хвосту которого была привязана кисть. Вся мистификация была затеяна с целью доказать, как легко водить за нос напыщенных художественных критиков.

«Ужин», Леон Бакст

© Ужин / Леон Бакст / Русский музей / wikipedia

«Дама с апельсинами» — таково второе название этой картины — была признана непристойной. Сам художник не мог понять причин столь бурной реакции: «Публику прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?» А дело было в том, что во времена Бакста женщина, в одиночку сидящая в кафе, да ещё и в облегающем платье с глубоким декольте, воспринималась как представительница полусвета.

Известный критик Стасов распалился до такой степени, что описал картину так: «Талия её, весь склад и фигура — кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки Бердслея. Невыносимая вещь!»

«Портрет Адели Блох-Бауэр», Густав Климт

© Portrait of Adele Bloch-Bauer / Gustav Klimt / Neue Galerie New York / wikipedia

Портрет, который часто называют «Австрийской Моной Лизой», изначально был назван критиками причудливым, абсурдным и пошлым. Возможно, последний эпитет они употребили лишь потому, что в свете ходили слухи о романе модели и художника. Говорили, что муж Адели, сахарозаводчик Фердинанд Блох, заказал Климту целую серию портретов жены в качестве утончённой мести. Он подумал, что, позируя и рисуя не потому, что им того захотелось, а потому, что это вписано в договоре, любовники вскоре охладеют друг к другу.

А вам как кажется, может ли неискушённая публика выступать критиком художественных произведений? Имеем ли мы право требовать убрать от нашего взгляда подальше картины, которые шокируют своим содержанием?

 327 Всего просмотров



мировая живопись, скандалы в искусстве, скандальные картины,

Поделиться:

Похожие посты

Куда пойти на выходных: «Летний Севастополь» и духовный сиквел «Кавказской пленницы»

Каждую субботу в рамках полюбившегося арт-проекта, который разворачивается на 12 открытых площадках города, севастопольцев ждут кинопоказы, концерты, спектакли, бесплатные мастер-классы, открытый микрофон, выставки и танцы. О том, как стать звездой в

Константин Мирошник: «Крым – это один большой город»

Константин Мирошник – наш знаменитый земляк, музыкант и художник. 16 июля в Феодосии откроется выставка его картин. В этом интервью он рассказал о своём знакомстве с Александром Барыкиным и Василием Аксёновым, о юбилее Дроздова, о том, чему его выучи

Куда пойти 25-26 июня: День молодёжи и лаборатория музыки «Рояль в кустах»

27 июня в России отмечается День молодёжи. В Севастополе основные мероприятия к этому дню развернутся накануне на площадке «Ивушка» в Артиллерийской бухте. Прозвучат песни отечественных исполнителей в авторской интерпретации севастопольских музыканто

Российская художественная галерея представит творчество братьев Верещагиных

В новом выставочном зале Российской государственной художественной галереи с 30 июня по 4 сентября пройдёт выставка «Верещагины. Свет и тени». Впервые в одном выставочном пространстве соединяется творчество трёх Верещагиных: Василия Васильевича, брат

Куда пойти на выходных: медиа-вечер «Территории ТАМ» и новые приключения фиксиков

На этой неделе в центре внимания нового проекта библиотеки имени Толстого — лаборатория «Сам себе режиссёр». Гости узнают об особенностях фотопозирования, видеосъёмки, загадочного инструмента под названием глюкофон, смогут принять участие в мастер-кл

Новости ForPost

Метки

Золотая балка Эрмитаж живопись художники онлайн-марафон 9 мая Севастополь мастер-классы Херсонес Великая Отечественная война 75 лет Победы День Победы Фёдор Достоевский Театр им. Кукол поэзия Ольга Панкратова Театральная улица Достоевский театр драмы "Психо Дель Арт" ДКР Федюхины высоты Таврида-АРТ выставки Дворец культуры рыбаков Zакрытый покаZ Валерий Либа Музей обороны Севастополя пандемия Андрей Маслов Михаил Булгаков концерт балет фильмы ЦГБ им. Л.Н.Толстого Большие гастроли Мастер и Маргарита Александр Петров Сергей Шнуров праздник Сергей Безруков День ВМФ День России Опера в Херсонесе Динопарк Клим Шипенко Большой севастопольский офицерский бал Море изоляция Херсонес Таврический VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» кинофестиваль Святой Владимир Конкурс красоты опера Фонд «Живая классика» творчество Живая классика коронавирус Крымский военно-исторический фестиваль Картины СЦКиИ театр Луначарского Севастопольский театр оперы и балета Афиша Севастополя танцы театр самоизоляция спектакль Балаклава фестиваль дети карантин выставка музыка История Молодёжь Музеи онлайн Лев Толстой книги Крым СевТЮЗ спектакли Международный день танца Анна Каренина Театр имени Луначарского Театр Лавренёва Психо Дель Арт арт-отель "Украина" Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Санкт-Петербург художник Россия Севастопольский ТЮЗ «Оперные вечера в Севастополе» Мариинский театр Григорий Лифанов Конкурс "Живая классика" кино искусство Севастопольский военно-исторический музей-заповедник Бесы