6 картин, которые вызывали негодование зрителей, а сейчас являются классикой

07-10-2020 13:43

В истории живописи есть картины, первая демонстрация которых была связана с чередой скандалов, общественными дебатами и резкими выпадами критиков. Это неудивительно, ведь без инакомыслия, без нарушения канонов ни один вид искусства не сможет развиваться. То, что кажется нам шокирующим сейчас, возможно, будет восприниматься нашими потомками как классика.

Наши коллеги в AdMe.ru заинтересовались тем, у каких известных нам произведений, вошедших в золотой фонд всемирного наследия, был чересчур бурный премьерный показ. Давайте выясним, что вызывало негодование публики в разные времена.

«Пир в доме Левия», Паоло Веронезе

© The Feast in the House of Levi / Paolo Veronese / Gallerie dell’Accademia / wikipedia

Изначально картина Паоло Веронезе носила название «Тайная вечеря». Инквизиция обвинила художника в ереси, ведь он посмел изобразить во время одного из самых важных библейских событий рядом с Христом не только апостолов, но и целую череду персонажей. Здесь можно увидеть слуг и шутов, воинов и мавров, детей и собак.

После трибунала отцы церкви вынесли вердикт: «Картину переделать», но Веронезе избежал этого, внеся всего одно исправление: он написал на полотне новое название. «Пир в доме Левия» — отсылка к эпизоду из Евангелия, в котором Иисус с учениками обедает в доме у мытаря, окруженный грешниками. Присутствие на картине с таким названием разношерстной толпы не мог осудить ни один церковник.

«Автопортрет с дочерью Джули», Элизабет Виже-Лебрен

© Élisabeth Louise Vigée Le Brun / Self-portrait with Her Daughter, Julie / Musée du Louvre / wikipedia, © Élisabeth Louise Vigée Le Brun / Self-portrait with Her Daughter, Julie / Musée du Louvre / wikipedia

До появления автопортрета Элизабет Лебрен с дочерью подобные картины всегда рисовали лишь как парадные портреты — помпезные, лишённые человеческих эмоций, наполненные различными аллегориями, подчеркивающими происхождение и социальный статус моделей. Художница ввела моду на совсем иные изображения — нежные, трогательные, воспевающие материнскую любовь.

Что же стало причиной скандала? Бульварные листки писали об этом так: «Художники, ценители искусства и люди со вкусом объединились в осуждении этой улыбки, демонстрирующей зубы». Да, художнице ставили в вину тот факт, что на картине её рот приоткрыт в полуулыбке. Элизабет, чтобы снискать одобрение публики и остаться востребованной портретисткой, пришлось переписать портрет заново, уже с классически сомкнутыми губами.

«Принцесса Грёза», Михаил Врубель

© Принцесса Грёза / Михаил Врубель / Государственная Третьяковская галерея / wikipedia

Панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» были заказаны Врубелю для оформления Нижегородской всероссийской выставки. Однако там они так и не были выставлены. В процессе написания картин их увидел Александр Бенуа, курировавший выставку от Академии художеств, и немедленно отбил телеграмму: «Панно ужасны, их нужно снять, жду жюри».

Академики, увидев эскизы, согласились с этими выводами.

Однако панно были дописаны и выставлены на публику, правда, уже в Москве и за счёт известного мецената Саввы Мамонтова. В газетах разгорелись жаркие дебаты об их художественной ценности. Среди тех, кто не принял полотна, был и Максим Горький. Он писал: «Общий фон картины напоминает о цвете протертого картофеля и моркови… Все это исполнено какими-то ломаными линиями, капризными мазками …грубо, с ясной претензией на оригинальность, но без вдохновения… Так испортил М. Врубель красивый сюжет Ростана».

«Закат над Адриатикой», Иоахим-Рафаэль Боронали

© Sunset over the Adriatic / Joachim-Raphaël Boronali / Private collection / wikipedia

В отличие от многих полотен, это произведение искусства с самого начала было благосклонно принято публикой. Ей понравились и яркие краски, и смелые мазки, и экспрессивный манифест автора: «Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствуют фантазия и воображение!»

Бомба взорвалась позже, когда были предъявлены доказательства, что картина нарисована не человеком, а осликом, к хвосту которого была привязана кисть. Вся мистификация была затеяна с целью доказать, как легко водить за нос напыщенных художественных критиков.

«Ужин», Леон Бакст

© Ужин / Леон Бакст / Русский музей / wikipedia

«Дама с апельсинами» — таково второе название этой картины — была признана непристойной. Сам художник не мог понять причин столь бурной реакции: «Публику прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?» А дело было в том, что во времена Бакста женщина, в одиночку сидящая в кафе, да ещё и в облегающем платье с глубоким декольте, воспринималась как представительница полусвета.

Известный критик Стасов распалился до такой степени, что описал картину так: «Талия её, весь склад и фигура — кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки Бердслея. Невыносимая вещь!»

«Портрет Адели Блох-Бауэр», Густав Климт

© Portrait of Adele Bloch-Bauer / Gustav Klimt / Neue Galerie New York / wikipedia

Портрет, который часто называют «Австрийской Моной Лизой», изначально был назван критиками причудливым, абсурдным и пошлым. Возможно, последний эпитет они употребили лишь потому, что в свете ходили слухи о романе модели и художника. Говорили, что муж Адели, сахарозаводчик Фердинанд Блох, заказал Климту целую серию портретов жены в качестве утончённой мести. Он подумал, что, позируя и рисуя не потому, что им того захотелось, а потому, что это вписано в договоре, любовники вскоре охладеют друг к другу.

А вам как кажется, может ли неискушённая публика выступать критиком художественных произведений? Имеем ли мы право требовать убрать от нашего взгляда подальше картины, которые шокируют своим содержанием?

 211 Всего просмотров



мировая живопись, скандалы в искусстве, скандальные картины,

Поделиться:

Похожие посты

200 лет Фёдору Михайловичу: 45 экранизаций по мотивам произведений Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых гениальных авторов, который повлиял не только на мировую литерат

Неделя кинотерапии: что посмотреть в нерабочие дни

Давайте будем честными: если бы вместо работы у вас была возможность смотреть фильмы — вы бы непременно ей воспользовались. И в нынешних условиях она у вас есть. В этой подборке ForPost-Афиша подготовила несколько фильмов и сериалов, с которыми можно

Фокус в том, чтобы остаться в живых: какие фильмы стоит посмотреть на Хэллоуин

Знают же зарубежные киношники, как напустить с экранов леденящей кровь жути. А зрителю, которому не хватает острых ощущений, это и нужно. Представляем подборку картин про Хэллоуин для тех, кто не прочь накануне этого праздника пощекотать себе нервы.

5 конкурсов для тех, кто не мыслит жизни без творчества

Считанные дни остались до того, как в Севастополе будет приостановлена работа учреждений культуры, театров, кинотеатров. Культурный досуг снова перейдёт в онлайн-пространство. Сценарий для нас не новый, учитывая опыт прошлого года. Как разнообразить

Мастерство «камуфляжа»: как Дональд Раст играет с воображением

Отыскать завуалированные смыслы, поупражняться в фантазии и проверить внимательность — художественные образы американского художника Дональда Раста не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых. Минимум очевидного позволяет зрителю быть максимально в

Новости ForPost

Метки

выставки театр Луначарского Афиша Севастополя фильмы кино Опера в Херсонесе художники Михаил Булгаков Психо Дель Арт Театральная улица живопись спектакли СЦКиИ Клим Шипенко шоу Международный день танца СевТЮЗ #WineFest Динопарк История онлайн-марафон изоляция Мастер и Маргарита Балаклава Достоевский опера Эрмитаж Театр Лавренёва Дворец культуры рыбаков театр выставка Картины книги танцы Мариинский театр Большой севастопольский офицерский бал театр драмы "Психо Дель Арт" Золотая балка кинофестиваль Святой Владимир Григорий Лифанов 75 лет Победы Севастопольский военно-исторический музей-заповедник «Эхо БДФ» поэзия пандемия ДКР праздник группа Ленинград фестиваль балет арт-отель "Украина" открытие сезона Севастополь Ольга Панкратова Александр Петров VII Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал «Победа!» Живая классика Сергей Безруков самоизоляция Сергей Шнуров концерт Федюхины высоты искусство благотворительность Фонд «Живая классика» Херсонес Zакрытый покаZ Конкурс "Живая классика" музыка День ВМФ Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Крым Большие гастроли мастер-классы Санкт-Петербург Анна Каренина театр танца Вадима Елизарова День Победы Театр имени Луначарского Крымский военно-исторический фестиваль 9 мая Херсонес Таврический Лев Толстой Молодёжь Музеи онлайн Фёдор Достоевский Крымская весна карантин Великая Отечественная война Море коронавирус творчество Таврида-АРТ Андрей Маслов Театр им. Кукол дети спектакль художник Севастопольский ТЮЗ Бесы