5 причин поиграть в Miside

Инди-игра Miside от российских разработчиков стремительно набирает популярность. С декабря 2024 года продано уже более трёх миллионов копий, а 98,5% пользователей положительно оценивают её в Steam. Чем гибрид хоррора и симулятора свиданий так цепляет отечественных и зарубежных игроков — разбираемся в материале.
Обложка: AIHASTO
У Miside интригующий сюжет
Дни главного героя-программиста проходят одинаково: «дом-работа-дом». Чтобы скрасить однообразные будни, мужчина скачивает мобильную игру Miside — тамагочи, где нужно заботиться о виртуальной девушке Мите. Игрок общается с ней, помогает с делами по дому и участвует в мини-играх, чтобы покупать Мите всякие вещицы во внутриигровом магазине. Но однажды она просит главного героя о личной встрече. Для этого девушка строит для игрока специальный портал, и он переносится прямиком в квартиру Миты.
Герой оказывается внутри игры и вместе с Митой продолжает заниматься привычными делами. Они общаются, ходят за покупками, делают фото на память. Но постепенно игрок замечает всё больше странностей в мире Миты. Из шкафа девушки доносятся пугающие звуки, а в вентиляции приторно-розовой комнаты скрывается странный артефакт. Сам герой периодически видит галлюцинации и ощущает системные сбои. После этого игрок решает вернуться в реальность, но Мита не хочет отпускать протагониста и запирает его в подвале.
Фото: AIHASTO
Пытаясь сбежать, главный герой случайно находит кольцо, которое позволяет путешествовать по более ранним версиям игры. В каждой существует другая версия Миты: Добрая, Сонная, Кепочка, Повреждённая и Безумная — ключевой антагонист Miside. Она полностью осознаёт происходящее и может перемещаться в другие версии игры, чтобы заманивать игроков к себе. Чтобы пройти игру, главному герою нужно добраться до Безумной Миты и стереть её из файлов самой первой версии Miside.
Игра объединяет множество жанров
Miside — не просто «история внутри истории». Поначалу кажется, что игра строится по схеме популярного детективного хоррора Simulacra. Там главный герой взаимодействует с другими персонажами только через экран телефона. Но Miside, подобно самой Мите, постоянно трансформируется. Разработчики ловко чередуют элементы шутера в духе DOOM с гонками в стиле Need For Speed, «Змейкой» на игровом автомате или скримером в тёмном коридоре. Иногда повествование переходит в формат визуальной новеллы.
Фото: AIHASTO
Каждая глава занимает 15 минут, из-за чего игрок не успевает заскучать. Контраст жанров и стилей создаёт нужную Miside атмосферу — игроку некомфортно находиться в виртуальном мире Миты. Это калейдоскоп, в котором нет единства визуала, а эстетику игры сложно почувствовать. Но в стихийности кроется главная фишка Miside — так игра сильнее походит на реальность. Жанры постоянно меняются, очаровательные мини-игры сменяются тяжёлыми рассуждениями об одиночестве и эскапизме. Ближе к финалу протагониста подводят к главному вопросу — стоило ли менять реальную жизнь на виртуальную?
Над игрой работала независимая студия
В российской компании AIHASTO всего два разработчика: MakenCat — создатель сценария, кода, анимации и Umeerai — ответственный за текстуры и 3D-модели. Miside не первый их совместный проект. В 2018-ом они выпустили хоррор о любви и времени Umfend, в 2020-ом — ужастик, где игрок разгадывает тайну зловещей шкатулки с девочкой Летой. А в 2021-ом — игру на выживание ECO HOLE. Идею объединить хоррор с романтикой для Miside разработчики взяли из дебютного Umfend.
Фото: AIHASTO
Авторы планировали сделать Miside короткой, то есть соединить механики тамагочи, ужастика и добавить «всяких странных вещей», чтобы игра смотрелась более взрослой. Ребята писали сценарий, прорабатывали лор, но на этапе разработки их единственный источник дохода — Steam — попал под санкции, и средств на продолжение проекта не осталось. Чтобы не откладывать начатую работу в ящик, разработчики решили поделиться с игроками демо-версией и забросить проект. Но даже этого хватило, чтобы проект завирусился. После этого пользователи начали присылать разработчикам пожертвования на выпуск полной версии.
Вскоре Miside предложили свою помощь издательства IndieArk и Shochiku. Последние помогли озвучить игру на японском. А благодаря донатам поклонников разработчики оплатили русскую озвучку от студии Dream Cast.
В Miside много отсылок на другие популярные игры
Резкие скачки Miside от симулятора свиданий к психологическому хоррору напоминают популярный в 2010-ых Doki Doki Literature Club. Там главный герой вступает в литературный клуб с четырьмя девушками: Нацукой, Моникой, Юри и Сайори. С каждой из них можно проводить время или даже посвятить ей стих. Но в конце первой сюжетной арки игра превращается в хоррор, где разработчики смело ломают четвёртую стену. Похожее мы видим и в Miside.
Фото: AIHASTO
Головоломки с линиями отсылают к легендарному The Witness. Эпизод с пропуском манекенов повторяет механику симулятора пограничника Papers, Please. Глава с маленькой Митой — кивок в сторону культовой «P.T.» Хидео Кодзимы, а поклонников Crash Bandicoot приятно удивят гоночные мини-игры. Любителям Quake понравятся игры в аркадных автоматах Miside — сцены, где нужно стрелять по монстрам, визуально очень напоминает этот шутер.
Сюжет игры затрагивает психологические аспекты
В смеси жанров и отсылок, разработчикам удаётся рассказать глубокую историю. Чтобы игрок лучше прочувствовал посыл Miside, авторы размывают грань между игроком и протагонистом. Мы не просто видим мир его глазами: часто персонажи, обращаясь к главному герою, называют его «игроком». Из-за этого связь с опытом протагониста становится прочнее. Поэтому, когда герой задумывается о последствиях своего выбора и о жизни в целом — игрок относится к таким моментам с большей эмпатией.
Фото: AIHASTO
Трогательной выглядит и история самой Миты. Каждая из её версий обладает уникальным характером и собственным пониманием, как достичь цели своей изначальной программы — развлечь игрока. Добрая Мита очень умна, много читает и постоянно пытается помочь герою. Непосредственная Кепочка любит веселиться и слушать музыку. Сонную Миту нужно постоянно подталкивать и мотивировать. История маленькой Повреждённой Миты вызывает страх и жалость, чем-то напоминая Джинкс из «Аркейна». А Безумная Мита готова на всё, лишь бы снова не остаться в одиночестве.
А вы уже играли в Miside? Какая Мита вам понравилась больше всего? Поделиться впечатлениями можно на нашем Дзене.
Анастасия Скалдина-Котлярова