30 лет экспериментов: как Андрей Маслов однажды поиздевался над коллегой

04-08-2021 14:08

До конца этого года севастопольских театралов ждёт как минимум две круглые даты. 20 августа исполняется 30 лет со дня основания народного театра драмы «Психо Дель Арт». А уже через два месяца, 17 октября, — 125 лет со дня премьеры чеховской «Чайки». В канун юбилея театрального проекта Андрея Маслова сам Бог велел вспомнить, как комедия Антона Павловича вдохновила севастопольского режиссёра на очень смелый театральный эксперимент.

В 2017 году, в канун Дня медика, 16 июня, артисты Периметра «Психо Дель Арт» представили зрителям спектакль «Чехов курит» — визитную карточку театра. В такой день новое прочтение «Чайки» воспринималось несколько под другим углом. По сути, врач Андрей Маслов (в прошлом реаниматолог) бросил вызов другому врачу – Антону Павловичу. Интрига появилась изначально: кто из медиков все-таки «покурит» – циничный Маслов или великий и не менее циничный Чехов?

Поиск новых форм – вечная проблема для любого художника. Важно не «порезаться» о крайности, уйти в которые можно легко и незаметно для себя. Интерпретация классики – это своеобразная лакмусовая бумажка для режиссёра, показатель его таланта и самобытности. Ставя свою версию «Чайки», Андрей Маслов, наверное, понимал, что играет с огнём. Те, кто был на его спектаклях, знают не понаслышке: вся репертуарная политика «Психо Дель Арт» — это циничная насмешка над жизнью. Примут ли такую насмешку чеховеды, ценители академического театра и, конечно, классической «Чайки»? Троекратное «браво» Маслову, что его это совершенно не заботило. Его внутренний бунтарь ему приказал, а он просто исполнил. Да как исполнил! С фирменным «масловским» подчерком.

Представим такую ситуацию. Перед первой читкой «Чайки» из кабинета режиссёра сквозняком уносит в окно половину текста. Оставшаяся – разлетается по всему помещению. Режиссёр, проклиная всё на свете, собирает страницы, и тут его посещает «гениальная мысль» — а что, если это судьба? Что, если порывы ветра подсказали эту вечно искомую новую форму – поставить «Чайку» именно в том порядке, как сложились листы?

Неизвестно, как было у Маслова, но очевидно одно – ни его внутренняя природа, ни сама философия «Психо Дель Арт» не позволили бы ему поставить «Чайку» в её классическом варианте. Для такого режиссёра это был бы сущий абсурд. Чтобы чеховская пьеса получилась именно «психодельартовской», для начала была выбрана именно хаотичная подача материала. Но это только верхушка айсберга.

Раз уж издеваться над «Чайкой», то по полной программе. Андрею Маслову недостаточно, чтобы у знающих первоисточник, в голове была каша (про не читавших пьесу я вообще молчу). Предприимчивый режиссёр решает пойти дальше – на обитателей усадьбы Сорина он рисует (и весьма талантливо) смелые карикатуры, окончательно лишая их всякого стержня и убеждений. Чехов в своей «Чайке» лишь только начал этот процесс, а Маслов его завершил и добавил последние штрихи. Но и этого Андрею Николаевичу оказалось мало. Чтобы у зрителя в голове произошёл атомный взрыв, нужно было что-то эдакое, ну совсем нестандартное. В качестве внутреннего «я» Заречной и Треплёва на сцене появляются «перепрошитые» клоны этих персонажей.

Этот режиссёрский приём, по сути, является смысловым ядром всего спектакля. По ходу действия эти «двойники» иногда появляются вместе, исполняя роль «внутреннего голоса» героев. Вишенку на торте зритель увидит ближе к финалу, когда «клоны» сойдутся на одной сцене – две Заречной и два Треплёва. Одна пара читается как «классический» вариант Антона Павловича (Евгений Якупов и Анастасия Гончарова), а другая – весьма жизненная версия Андрея Маслова (Игорь Морозов и Мира Милова). В его подаче Заречная предстаёт вечно пьяной и вульгарной девицей, а Треплёв – законченным циником и эгоистом. Эти метаморфозы с героями дают о себе знать ближе к финалу оригинальной пьесы, но вся прелесть в том, что актёры разыгрывают перед зрителем самое начало – встречу Нины и Кости накануне премьеры.

Между этими парами Андрей Маслов ставит некое магическое зеркало, показывающее человеку не его отражение, а истинную суть. Тем самым режиссёр предлагает зрителю посмотреть на изнанку чеховских «чаек». В этой сцене становится очевидной порочность Заречной. Такой её сделала не бурная актёрская жизнь. Вся низменность её натуры была скрыта в некой капсуле, заложенной в ней изначально. И хватило лишь нескольких толчков извне, чтобы капсула треснула, и всё тайное стало явным. Аналогичная история и с Треплёвым и, пожалуй, со многими героями этой «комедии». Принимать такую трактовку «Чайки» или нет – личное дело каждого. Но, безусловно, это прочтение имеет право на существование. Более того, оно заставляет переосмыслить для себя всю эту историю.

Если говорить об актёрском ансамбле «курящего Чехова», то лично для меня наиболее убедительной была Мира Милова, исполняющая роль «порочной Заречной». Актёрская школа «Психо Дель Арт» явно не прошла для неё даром – играй она в классической «Чайке» Машу Шамраеву, овации срывались бы ещё во время спектакля. Хотя, с другой стороны, надо ли говорить об убедительности, если сами по себе карикатурные мазки Маслова невольно вызывали улыбку? Картавый неврастеник Тригорин (Александр Тихомиров), пустая донельзя Аркадина (Анна Дымант), придурковатый Медведенко (Александр Климов) – все эти искажения кажутся весьма оправданными. Ведь почти с первых минут действия спектакль от общепринятого «драматического» восприятия движется в сторону «комической» пьесы, изначально заявленной Чеховым.

И, конечно, как и любой спектакль, «Чехов курит» не лишён символизма. Соревнуясь с Антоном Павловичем «кто круче», бывший медик Маслов использует врача Дорна (Александр Шамрицкий), что называется, по назначению. В одной из сцен доктор проводит над подстреленной Чайкой (Ирина Белова) своеобразный хирургический ритуал – полосует её беспощадно и с чувством. То же делает режиссёр и с самой пьесой – вынимает всё нутро, избавляется от лишнего и зашивает обратно, на свой взгляд, лишь самое необходимое.

Сценография спектакля – пожалуй, единственная составляющая этой истории, где Андрей Маслов остаётся верен первоисточнику. Прозрачная ширма делит сцену на две части, создавая эффект туманной завесы. За ней параллельно действию протекает своя отдельная жизнь. А ведь у Чехова тоже есть этот незримый занавес между героями. Никто никого не слышит и не видит – все существуют в своей замкнутой реальности.

Резюмируя, хочется сказать лишь одно – «Чайка» Маслова уже давно в своём заслуженном полёте. Если зритель пойдёт на этот спектакль, не читая первоисточник, то у него возникнет вполне справедливый вопрос: что курил Антон Павлович, писав эту пьесу? Но если состоится знакомство с оригиналом, то будет получено истинное наслаждение от совместного творчества двух драматургов – Антона Чехова и Андрея Маслова. Возможно, спустя столетия, справедливость восторжествует, и кто-то виртуозно поиздевается над одной из пьес Андрея Николаевича, назвав её «Маслов курит». Но это уже будет совсем другая история.

Вот такой Чехов. Вот такой театр. Вот такой Маслов. Андрей Николаевич, вы ведь соберёте всех своих «маслят» на одной сцене в юбилей Периметра «Психо Дель Арт»? Соберите. Ведь повод всё-таки очень достойный – 30 лет экспериментов и поиска.

Арсений Веденин
Фото: vk.com/psychodelart

 1,936 Всего просмотров



«Чехов курит», Андрей Маслов, Антон Чехов, Дворец культуры рыбаков, театр драмы "Психо Дель Арт",

Поделиться:

Похожие посты

«Не мамонт», или что нужно знать о курсах блогеров

Почти месяц сообщество российских блогеров «штормит» от всевозможных проверок. Новостная лента пестрит фотографиями малоизвестных женщин, а в заголовках — ну очень неприличные суммы денег. Но кто все эти люди? Они кого-то обокрали? И да, и нет. В это

Главные музыкальные новинки: Лана Дель Рей и Depeche Mode

Март выдался богатым на интересные релизы. Одни слушают новый альбом Майли Сайрус в надежде найти там ещё один хит уровня «Flowers». Другие балуют себя экспериментальным хип-хопом от Дэнни Брауна и JPEGMAFIA. Мы же расскажем о самых впечатляющих нови

«Джон Уик 4»: три часа отборного мордобоя

Спустя четыре года на экраны выходит четвёртая глава захватывающей истории пенсионера-наёмника. Киллер по прозвищу «Баба-Яга» готов дальше мстить и противостоять сети могущественной мафии. «Джон Уик» с каждым новым фильмом собирал в прокате всё больш

Поворот не туда: как нейросети выходят из-под контроля

С каждым днём нейросети всё больше удивляют нас своими способностями. Вместе с тем в Интернете нарастает страх — неужели роботы вот-вот повсеместно заменят челов

Телепузики и тамагочи: как мода наживается на нашем детстве

Мир моды всё чаще обращает свой взор в прошлое. Гранж девяностых и джинсы с низкой талией — начало тысячелетия вновь вдохновляет дизайнеров на создание одежды. «Лекало

Новости ForPost

Метки

Дворец культуры рыбаков концерт Анна Каренина Севастополь Херсонес Таврический Театральная улица Лев Толстой книги День Победы Севастопольский ТЮЗ 75 лет Победы Михаил Булгаков Балаклава фестиваль фестиваль «Природа Искусства» праздник творчество Крым СевТЮЗ карантин День ВМФ Афиша Севастополя мастер-классы дети Музеи онлайн Федюхины высоты Динопарк Эрмитаж театр художник Ольга Панкратова выставки изоляция Григорий Лифанов Севастопольский театр оперы и балета арт-отель "Украина" выставка 9 мая игры 2023 фильмы живопись сериалы 2023 спектакли художники фильмы 2023 Аниме Новый год Виталий Либа коронавирус Андрей Маслов Картины История Молодёжь Крымский военно-исторический фестиваль ДКР Санкт-Петербург Музей-заповедник "Херсонес Таврический" Фёдор Достоевский Россия Живая классика Таврида-АРТ Театр им. Кукол «Оперные вечера в Севастополе» Мастер и Маргарита ЦГБ им. Л.Н.Толстого Море Золотая балка Фестиваль «Таврида — АРТ» кинофестиваль Святой Владимир искусство Фонд «Живая классика» Опера в Херсонесе спектакль Сергей Безруков Александр Петров Мариинский театр опера рецензия Достоевский танцы Сергей Шнуров музыка поэзия Конкурс "Живая классика" балет Бесы театр Луначарского Мода Психо Дель Арт Конкурс красоты Клим Шипенко театр драмы "Психо Дель Арт" Валерий Либа Большой севастопольский офицерский бал Херсонес СЦКиИ Театр имени Луначарского Музей обороны Севастополя кино Театр Лавренёва