30 лет экспериментов: как Андрей Маслов однажды поиздевался над коллегой

04-08-2021 14:08

До конца этого года севастопольских театралов ждёт как минимум две круглые даты. 20 августа исполняется 30 лет со дня основания народного театра драмы «Психо Дель Арт». А уже через два месяца, 17 октября, — 125 лет со дня премьеры чеховской «Чайки». В канун юбилея театрального проекта Андрея Маслова сам Бог велел вспомнить, как комедия Антона Павловича вдохновила севастопольского режиссёра на очень смелый театральный эксперимент.

В 2017 году, в канун Дня медика, 16 июня, артисты Периметра «Психо Дель Арт» представили зрителям спектакль «Чехов курит» — визитную карточку театра. В такой день новое прочтение «Чайки» воспринималось несколько под другим углом. По сути, врач Андрей Маслов (в прошлом реаниматолог) бросил вызов другому врачу – Антону Павловичу. Интрига появилась изначально: кто из медиков все-таки «покурит» – циничный Маслов или великий и не менее циничный Чехов?

Поиск новых форм – вечная проблема для любого художника. Важно не «порезаться» о крайности, уйти в которые можно легко и незаметно для себя. Интерпретация классики – это своеобразная лакмусовая бумажка для режиссёра, показатель его таланта и самобытности. Ставя свою версию «Чайки», Андрей Маслов, наверное, понимал, что играет с огнём. Те, кто был на его спектаклях, знают не понаслышке: вся репертуарная политика «Психо Дель Арт» — это циничная насмешка над жизнью. Примут ли такую насмешку чеховеды, ценители академического театра и, конечно, классической «Чайки»? Троекратное «браво» Маслову, что его это совершенно не заботило. Его внутренний бунтарь ему приказал, а он просто исполнил. Да как исполнил! С фирменным «масловским» подчерком.

Представим такую ситуацию. Перед первой читкой «Чайки» из кабинета режиссёра сквозняком уносит в окно половину текста. Оставшаяся – разлетается по всему помещению. Режиссёр, проклиная всё на свете, собирает страницы, и тут его посещает «гениальная мысль» — а что, если это судьба? Что, если порывы ветра подсказали эту вечно искомую новую форму – поставить «Чайку» именно в том порядке, как сложились листы?

Неизвестно, как было у Маслова, но очевидно одно – ни его внутренняя природа, ни сама философия «Психо Дель Арт» не позволили бы ему поставить «Чайку» в её классическом варианте. Для такого режиссёра это был бы сущий абсурд. Чтобы чеховская пьеса получилась именно «психодельартовской», для начала была выбрана именно хаотичная подача материала. Но это только верхушка айсберга.

Раз уж издеваться над «Чайкой», то по полной программе. Андрею Маслову недостаточно, чтобы у знающих первоисточник, в голове была каша (про не читавших пьесу я вообще молчу). Предприимчивый режиссёр решает пойти дальше – на обитателей усадьбы Сорина он рисует (и весьма талантливо) смелые карикатуры, окончательно лишая их всякого стержня и убеждений. Чехов в своей «Чайке» лишь только начал этот процесс, а Маслов его завершил и добавил последние штрихи. Но и этого Андрею Николаевичу оказалось мало. Чтобы у зрителя в голове произошёл атомный взрыв, нужно было что-то эдакое, ну совсем нестандартное. В качестве внутреннего «я» Заречной и Треплёва на сцене появляются «перепрошитые» клоны этих персонажей.

Этот режиссёрский приём, по сути, является смысловым ядром всего спектакля. По ходу действия эти «двойники» иногда появляются вместе, исполняя роль «внутреннего голоса» героев. Вишенку на торте зритель увидит ближе к финалу, когда «клоны» сойдутся на одной сцене – две Заречной и два Треплёва. Одна пара читается как «классический» вариант Антона Павловича (Евгений Якупов и Анастасия Гончарова), а другая – весьма жизненная версия Андрея Маслова (Игорь Морозов и Мира Милова). В его подаче Заречная предстаёт вечно пьяной и вульгарной девицей, а Треплёв – законченным циником и эгоистом. Эти метаморфозы с героями дают о себе знать ближе к финалу оригинальной пьесы, но вся прелесть в том, что актёры разыгрывают перед зрителем самое начало – встречу Нины и Кости накануне премьеры.

Между этими парами Андрей Маслов ставит некое магическое зеркало, показывающее человеку не его отражение, а истинную суть. Тем самым режиссёр предлагает зрителю посмотреть на изнанку чеховских «чаек». В этой сцене становится очевидной порочность Заречной. Такой её сделала не бурная актёрская жизнь. Вся низменность её натуры была скрыта в некой капсуле, заложенной в ней изначально. И хватило лишь нескольких толчков извне, чтобы капсула треснула, и всё тайное стало явным. Аналогичная история и с Треплёвым и, пожалуй, со многими героями этой «комедии». Принимать такую трактовку «Чайки» или нет – личное дело каждого. Но, безусловно, это прочтение имеет право на существование. Более того, оно заставляет переосмыслить для себя всю эту историю.

Если говорить об актёрском ансамбле «курящего Чехова», то лично для меня наиболее убедительной была Мира Милова, исполняющая роль «порочной Заречной». Актёрская школа «Психо Дель Арт» явно не прошла для неё даром – играй она в классической «Чайке» Машу Шамраеву, овации срывались бы ещё во время спектакля. Хотя, с другой стороны, надо ли говорить об убедительности, если сами по себе карикатурные мазки Маслова невольно вызывали улыбку? Картавый неврастеник Тригорин (Александр Тихомиров), пустая донельзя Аркадина (Анна Дымант), придурковатый Медведенко (Александр Климов) – все эти искажения кажутся весьма оправданными. Ведь почти с первых минут действия спектакль от общепринятого «драматического» восприятия движется в сторону «комической» пьесы, изначально заявленной Чеховым.

И, конечно, как и любой спектакль, «Чехов курит» не лишён символизма. Соревнуясь с Антоном Павловичем «кто круче», бывший медик Маслов использует врача Дорна (Александр Шамрицкий), что называется, по назначению. В одной из сцен доктор проводит над подстреленной Чайкой (Ирина Белова) своеобразный хирургический ритуал – полосует её беспощадно и с чувством. То же делает режиссёр и с самой пьесой – вынимает всё нутро, избавляется от лишнего и зашивает обратно, на свой взгляд, лишь самое необходимое.

Сценография спектакля – пожалуй, единственная составляющая этой истории, где Андрей Маслов остаётся верен первоисточнику. Прозрачная ширма делит сцену на две части, создавая эффект туманной завесы. За ней параллельно действию протекает своя отдельная жизнь. А ведь у Чехова тоже есть этот незримый занавес между героями. Никто никого не слышит и не видит – все существуют в своей замкнутой реальности.

Резюмируя, хочется сказать лишь одно – «Чайка» Маслова уже давно в своём заслуженном полёте. Если зритель пойдёт на этот спектакль, не читая первоисточник, то у него возникнет вполне справедливый вопрос: что курил Антон Павлович, писав эту пьесу? Но если состоится знакомство с оригиналом, то будет получено истинное наслаждение от совместного творчества двух драматургов – Антона Чехова и Андрея Маслова. Возможно, спустя столетия, справедливость восторжествует, и кто-то виртуозно поиздевается над одной из пьес Андрея Николаевича, назвав её «Маслов курит». Но это уже будет совсем другая история.

Вот такой Чехов. Вот такой театр. Вот такой Маслов. Андрей Николаевич, вы ведь соберёте всех своих «маслят» на одной сцене в юбилей Периметра «Психо Дель Арт»? Соберите. Ведь повод всё-таки очень достойный – 30 лет экспериментов и поиска.

Арсений Веденин
Фото: vk.com/psychodelart

Loading



«Чехов курит», Андрей Маслов, Антон Чехов, Дворец культуры рыбаков, театр драмы "Психо Дель Арт",

Поделиться:

Похожие посты

Comic Con Игромир 2025: главные анонсы и премьеры фестиваля

С 12 по 14 декабря в московском «Тимирязев Центре» прошёл фестиваль поп-культуры Comic Con Игромир 2025. Программа была весьма богатой: новые проекты студии Bubble, аниме по игре «Зайчик», продолжение анимационного сериала «Киберслав», перспективные

Спектакль «Таня» как баланс между внутренними трансформациями и запросами общества

«Таня» (16+) — это про свободу и её обретение. Главная героиня спектакля, поставленного на сцене севастопольского театра им. Луначарского режиссёром Иваном Миневцевым, лишь спустя четыре года жизненных трудностей призналась себе, что обрела, наконец,

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — детективный шедевр Райана Джонсона

12 декабря на Netflix вышел фильм «Воскрешение покойника» — третья часть ироничной детективной франшизы «Достать ножи». В триквеле режиссёр Райан Джонсон обращается к теме религии. На этот раз эксцентричный сыщик Бенуа Блан должен раскрыть невозможно

Жуть как трогательно: чем хорош «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»

4 декабря в российских кинотеатрах состоялась «взрывная» аниме-премьера — «Человек-бензопила. Фильм: История Резе». Сюжет мультфильма рассказывает о влюблённости главного героя Дэндзи в девушку Резе. Но вот незадача: она оказывается демоницей-взрывча

Как Севастополь повлиял на Чехова и становление системы Станиславского

Созданный в 1897 году Московский художественный театр отправился в первые гастроли в Севастополь в 1900 году. На Приморском бульваре тогда показали «Чайку» и «Дядю Ваню» Антона Чехова. Именно здесь произошёл творческий поворот в жизни драматурга. Чех

Новости ForPost

Метки

Крым "Кинопоиск" BLACKPINK Севастопольский ТЮЗ музыка 2024 Григорий Лифанов комедия Netflix живопись арт-отель "Украина" Российские сериалы Мода фильмы 2023 художники Тейлор Свифт Обзор 9 мая сериалы 2024 Конкурс "Живая классика" коронавирус СЦКиИ изоляция скандал Психо Дель Арт мода и стиль концерт Balenciaga драма фэнтези мультфильмы 2023 театр драмы "Психо Дель Арт" Билли Айлиш Charli XCX Афиша Севастополя мультфильмы 2024 спектакли рецензия кино Севастополь поп-музыка Неделя моды в Париже Музей-заповедник "Херсонес Таврический" аниме 2024 балет российские фильмы Новый год Театр имени Луначарского музыка 2025 Гарри Поттер День Победы Фильмы 2025 музыка 2023 книги Неделя моды современное искусство Александр Петров СевТЮЗ фильмы 2024 сериалы 2025 афиша Севастополь K-pop аниме 2025 игры 2024 выставка игры 2023 Клим Шипенко Dior куда сходить Модный показ Аниме детектив опера Хаяо Миядзаки спектакль мультфильмы игры хоррор театр ДКР Херсонес Таврический фильмы ужасов обзор аниме Российские сериалы 2025 выставки карантин фильмы фестиваль Игры 2025 сериалы 2023 Севастопольский театр оперы и балета Большой севастопольский офицерский бал рэп музыка Театральная улица Дворец культуры рыбаков праздник мастер-классы театр Луначарского Херсонес искусство